Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме Второстепенные члены предложения. Дополнение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Второстепенный член предложения. Дополнение».


Цели урока:

-Развивать аналитическое мышление, самостоятельность учащихся;

-Воспитывать чувство коллективизма.

Знать: определение понятия, способы выражения дополнения, усвоить, как правильно выделять дополнение в предложении.

Уметь: находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Добрый день, ребята. Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить:

«Доброе утро! Солнце и птицы!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!»

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится

До вечера!

-Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

-А теперь присаживайтесь на свои места. И я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

II. Повторение пройденного.

Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся находят грамматические основы предложений.

1. Лёгкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Каждый слышал песню дуба. 3. Наш садовод - неугомонный дед. 4. Песни всегда посвящал я Отчизне.

III. Объяснение нового материала

.

Запись, а затем разбор предложения.

Письмо брату мальчик пишет карандашом.

Ребята сначала находят главные члены предложения, затем второстепенные. Задаём вопросы от сказуемого пишет чем?, кому?, что?. Оформляем в виде схемы. Каждый член предложения подчёркивается.

- На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного предложения? От какого члена предложения зависят? Какую роль выполняют в предложении? Какое значение вносят в предложение? Как мы подчеркнули данный второстепенный член? Какой частью речи выражен данный второстепенный член?

Ребята делают вывод о том, что второстепенный член предложения - дополнение - отвечает на вопросы косвенных падежей, относится к сказуемому, вносит уточнения, дополнения в предложение (обозначает предмет, на который направлено действие, и адресат действия, и его орудие).

- Ребятами вместе с учителем составляется план ответа о второстепенном члене предложения. Этот план может быть оформлен в виде таблицы и вывешен в классе. Учащиеся могут пользоваться им при ответе о том ли ином второстепенном члене предложения.

План или алгоритм ответа.

1. От какого члена предложения зависит?

2. Какую роль выполняет в предложении? Какое значение вносят в предложение?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Чем может быть выражено? Какой частью речи?

5. Как выделяется в предложении графически?

- Одному из пятиклассников предлагается составить устный ответ о дополнении, используя план ответа.

IV. Закрепление материала.

Закрепление данной темы можно провести в виде игры.

Цель игры: отработка умения составлять текст с дополнениями.

Игра проводится в два этапа.

Учитель уже объяснил, что дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Школьники часто путают дополнения, определения и обстоятельства (какие из них подчёркиваются пунктиром, какие - волнистой линией, а какие - точкой-тире). Для запоминания рекомендуется такой ход.

доПолнение - Пунктир

опредеЛЕНИЕ - воЛнистая ЛИНИЯ

обсТояТельсТво - Точка-Тире

Такую шпаргалку целесообразно вывесить в классе на стенде, а ученики запишут её на картон или плотную бумагу и вложат в тетрадь или учебник, чтобы запомнить.

Первый этап игры.

Сначала классу предлагается ситуация.

В гости к мальчику Володе Ёлочкину прилетел из созвездия Гончих Псов маленький зелёненький инопланетянин по имени Пунктир. Мы при помощи вопросов узнаем об инопланетном путешествии Пунктира.

-Важно и интересно будет раздать каждому учащемуся Пунктира ( вырезанную из бумаги фигурку смешного и улыбчивого инопланетянина, на котором будет написано: Пунктир, дополнение и графически показано, как выделяется дополнение). Ребята сохраняют эту фигурку, могут приклеить на картон, где позже рядом будут и фигурки других членов предложения. Это служит хорошей зрительной подсказкой.

Целесообразно все вопросы и ответы записывать на доске, учитель наглядно показывает, как подчеркивать дополнения, чем они могут быть выражены, а учащиеся то же самое дублируют в тетрадях. Ребята активно отвечают на вопросы, выбираются наиболее красивые и подходящие ответы.

Пунктир прилетел К КОМУ?

Летел он НА ЧЕМ?

При посадке зацепился ЗА ЧТО?

Ударился ЧЕМ?

И снес ЧТО?

Пунктир долго готовился КЧЕМУ?

Он давно мечтал О ЧЕМ?

Старательно изучал ЧТО?

В космосе пролетал МИМО ЧЕГО?

Перед полетом он долго прощался С КЕМ?

Прилетев, сразу бросился К ЧЕМУ? К КОМУ?

Поселился в доме У КОГО?

Пунктир часто вспоминал О КОМ?

Он обычно ел на завтрак ЧТО?

Запивал это ЧЕМ?

Ответы на вопросы подчёркиваются как дополнения - пунктиром. В этом подчеркивании нам охотно поможет инопланетянин Пунктир. Учитель обязательно обращает внимание ребят на то, как пишется слово инОплАнЕтянИн.

Нужно объяснить учащимся, что в зависимости от того, какие дополнения будут ответами на вопросы, может меняться смысл всей фразы и даже всего текста. Можно придумывать смешные и нелепые ответы на вопросы (например, летел он на чем? - на сковородке или на блюдечке), но от этого они не перестанут быть дополнениями.

Второй этап игры проводится по группам.

Нужно придумать вопросы (а потом и ответы), которые Пунктир задавал мальчику Володе о его жизни. Важно, чтобы ответом служило дополнение, а не подлежащее! Например, нельзя спросить: «Этот сад посадил КТО?», потому что ответ будет подлежащим: «Сад посадил дедушка». Дедушка - подлежащее, посадил - сказуемое. Зато можно задать вопрос так: «Дедушка посадил ЧТО?» Сад - дополнение.

Работа проводится в группах по 5 человек в каждой, работа проводится письменно, вопросы и ответы записываются кем-то из ребят в каждой группе. По окончании игры каждая из групп зачитывает свои вопросы и ответы к ним.

Итог игры подводит учитель.

Учитель с ребятами общим голосованием выбирает наиболее удачные и остроумные ответы. Призом может служить самодельная грамота с надписью:

Самому доброму экскурсоводу

Петровой Наташе

От вдумчивого и любознательного

инопланетянина Пунктира

за интересный рассказ о планете Земля.

Созвездие Гончие Псы.

(число, месяц, год)

Грамоты получают все участники группы-победительницы.

Но главное - за игрой не забывать о теме урока, о дополнении, и том, что его надо подчеркивать пунктиром (это обязательно должно быть прописано на доске).

Физкультминутка.

Вышла мышка.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони)

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук - «дернули за гири»),

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

-Затем учащимся предлагается выполнить упр. 176, 178 из учебника для закрепления темы.

V. Итог урока.

-С каким членом предложения мы сегодня познакомились? Что мы о нем можем сказать? При ответе опирайтесь на алгоритм, который вам был дан.

VI. Домашнее задание.

Упр. 180, параграф 37.


© 2010-2022