Урок развития речи по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи по литературе.

Тема. Один из лучших словарников века- Сергей Иванович Ожегов.

Цель: сформировать у учащихся умение объяснить лексическое значение слов с использованием словаря; употреблять слова в зависимости от их значения, развивать творческую фантазию.

Оборудование: раздаточный материал, словари.

Ход урока

1. Рассказ учителя о С.И.Ожегове и его словаре.

(учащиеся в тетрадях составляют хронологическую таблицу по биографии С.И.Ожегова).

Имя профессора Сергея Ивановича Ожегова широко известно далеко за пределами специальной филологии. Созданный им однотомный «Словарь русского языка»- самый популярный из имеющихся толковых словарей современного русского языка. С поколением ушли последние представители Серебряного века русской культуры, к которым принадлежал С.И.Ожегов.

Ожегов- фамилия уральская. Она происходит от слов «ожег»(ударение на «о»). так в старину называлась палка, которую окунали в расплавленный металл, чтобы определить степень его готовности. Ожегов говорил, что его род происходит от одного из демидовских крепостных, которому чудом удалось спастись из затопленных подвалов Невьяновского завода. Родился Сергей Иванович на рубеже нашего века, в сентябре 1900 года, в фабричном поселке Каменное Тверской губернии. Его отец Иван Иванович работал там инженером на новой большой бумажной фабрике Кувшиновых. Любопытно, что в 1949 году первое издание ожеговского словаря напечатали на кувшиновской бумаге.

О своем детстве и ранней молодости Сергей Ожегов рассказывал мало, поэтому о его гимназических годах известно немного. Учился он в Санкт- Петербургской 5й гимназии. Гимназия находилась на Екатерингофском проспекте у его пересечения с Английским проспектом. За примерное поведение и отличные успехи был награжден книгами.

Бегал Сергей в гимназию со своим одноклассником Вячеславом Петровым. Дорога была интересной, по Английскому мостику, через Фонтанку, и дальше мимо Покровской площади. На Фонтанке с ранней весны до поздней осени стояли баржи с дровами и с глиняной посудой. К осени вдоль всей набережной вырастали бесконечные поленницы дров. Ими топился весь Петербург.

На Покровской Площади стояла красивая церковь, перед ней шумел небольшой базарчик. Одноногая шарманка играла «Разлуку».

Облик Петрограда времен ожеговского детства был не похож на современный. Граница города проходила сразу за Путиловским заводом. На островах стояли загородные дачи. Не было асфальта, не было автомобилей, не было светофоров, радио, метро- большинство того, без чего невозможно представить сейчас нашу жизнь. В центре мостили «торцами». По ним неслышно цокали лошадиные копыта и мягко катились колеса экипажей.

Все обычные улицы и площади имели булыжные мостовые из округлых камней- булыжника.

Во время дождя посередине улиц бежали ручьи, стекая в многочисленные речки и каналы. Основным видом транспорта были лошади. На извозчиках и в собственных экипажах ездила «чистая публика», грузы развозили на «ломовиках».

К переезду Ожеговых из Каменного произошла революция в городском транспорте: по Невскому начал ходить трамвай. Трамвай быстро вытеснил конки. Одновременно появились и первые автомобили. Жизнь шла своим чередом.

2. Лексико- семантическая работа.

По толковому словарю С.И.Ожегова выяснить толкование слов:

1. Поленницы дров- дрова, уложенные друг на друга правильными рядами.

2. Мостили торцами- торец- брусок поперечного разрезанного бревна для мощения улиц.

3. Ломовик-(разг.). Ломовой извозчик. Ломовой- перевозящий тяжести.

4. Конка- городская железная дорога с конной тягой, а также вагон такой дороги.

3. а) Перескажите устно отрывок и дайте заголовок текста.

б) Сформулируйте основную мысль прочитанного. (Воссоздание Петербурга прошлого).

4. Беседа по тексту.

- Почему мало известно о гимназических годах Ожегова?

-Что известно о гимназии ученого?

- Чем интересна дорога в гимназию?

- Чем отличался Петроград Ожегова от нынешнего современного города?

- Какие изменения произошли в городском транспорте?

5. Слово учителя.

В 1918 году он окончил гимназию и поступил в Петроградский университет. До 1922 года находился на военной службе, (гражданская война), занимал различные командные должности (вплоть до командира полка).

В 1922 году возвращается в Петроградский университет.

В 1926 году заканчивает факультет языкознания и материальной культуры.

Многие годы преподавал в высших учебных заведениях: Московском и Ленинградском университетах, педагогических институтах, в военной академии, на общеобразовательных и искусствоведческих курсах.

С 1939 года- научный сотрудник Института языка и письменности АН СССР.

С 1952 года и до конца своей жизни (1965год) заведует Институтом русского языка АН СССР сектором культуры речи.

Принимал участие в организации работы многочисленных научных конференций. Был сторонником планомерной, настойчивой и длительной работы в области культуры русской речи. Лексикография занимает центральное место в его творчестве.

Ожегов активно участвует в создании словарей:

«Русское литературное произведение и ударение» (вместе с Р.И. Аванесовым), «Орфографический словарь русского языка», 17-ти томного «Словаря современного русского литературного языка», словарь- справочник «Правильность русской речи».

В 1949 году вышел в свет первым изданием однотомный «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, наиболее популярен из всех имеющихся у нас толковых словарей. Он фиксирует новейшую лексику, типичное живое словоупотребление, сочетаемость слов, богатство живой и образной фразеологии. Содержит грамматические пометы, стилистические и иные характеристики, многих из которых нет в других словарях.

Во всем этом- залог того, что книга еще долго будет служить нашей науке и культуре.

6. Лексико- орфографическая работа.

Объясните значение слов (по толковому словарю Ожегова).

Лексикография- теория и практика составления словарей.

Лексиколог- специалист по лексикологии.

Лексикология- раздел языкознания- наука о словарном составе языка.

7. Рефлексия.

-Какая информация оказалась новой, особенно интересной и необычной?

Домашняя работа. Письменная работа над изложением по плану:

А) Ожегов в детстве.

Б) Ожеговская гимназия.

В) Дорога в гимназию.

Г) Облик Петрограда Ожегова.

Д) Революция в городском транспорте.



© 2010-2022