- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа дополнительного образования Юный корреспондент
Программа дополнительного образования Юный корреспондент
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Боброва Г.В. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Андриановский филиал Мучкапской СОШ
Образовательная программа
по дополнительному образованию «Юный корреспондент»
для обучающихся 13-15 лет
на 2014-2016уч.г.г.
Составитель: Боброва Г.В.,
учитель русского языка и литературы
Андриановка 2015
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества , становления рыночных отношений перед молодым поколением стоит задача расширения и углубления диапазона знаний по различным дисциплинам , изучаемым в школе , особенно это касается русского языка ,т.е. именно знание этого предмета открывает дорогу учащимся к получению высшего , необходимого в наше время , образования - в этом отражена как актуальность , так и новизна программы.
Программа работы лингвистического объединения дополнительного образования « Юный корреспондент» отражает самостоятельную завершённую систему знаний по русскому языку , достаточную для получения элементарного образования , которое после общеобразовательной школы будет использовано при поступлении в различные высшие учебные заведения , и , что немало важно , в учебные заведения специальной направленности такие как , например , Тамбовский университет им. Г.Р.Державин (отделение журналистики), именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Данная программа отличается от уже существующих программ аналогичной направленности оригинальностью, проявляющейся в авторском подходе к проблеме свободного владения родным русским языком, который осуществлён с учётом новизны разрабатываемого курса: создание диск-книги « Нам всё помнится» , исследовательская работа на местном материале «Моя малая Родина», публикация творческих работ обучающихся в СМИ местного и регионального уровней, участие в районных и областных лингвистических и литературных конкурсах. Вместе с тем программа согласуется со всеми смежными курсами по этике , эстетике , художественной литературе , географии, истории .
Лингвистическое объединение дополнительного образования «Юный корреспондент» имеет познавательно-практическую направленность , то есть , на основе уже имеющихся базовых теоретических знаний по русскому языку , занятия по данной программе способствуют формированию у обучающихся языковых и речевых умений .
Целью реализации программы является формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся .
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
-
поднять значение русского слова на новый качественный уровень ;
-
усилить практическую направленность обучения русскому языку;
-
воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать все необходимые для этого навыки ;
-
развивать творческие способности школьников (осуществлять выпуск стенгазет , рукописных журналов , альманахов , оформлять альбомы , выпускать диск-книги) .
-
выработать умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определённой мысли;
-
научить собирать и систематизировать материал , пользоваться черновиком , редактировать написанное ;
-
формировать умение составлять рабочие планы , использовать записные книжки ;
-
формировать самостоятельность к работе со справочной литературой.
В реализации данной образовательной программы участвуют обучающиеся возрастной группы от 13 до 15 лет.
Срок реализации данной программы составляет 2 года.
Целесообразно организовать занятия по данной программе в режиме 1 часа в неделю. Программа состоит из 2- разделов:
-
Теория юнкоровской деятельности.
-
Практика юнкоровской деятельности.
Форма организаций занятий : уроки-лекции , семинарские занятия , уроки- экскурсии , беседы , уроки - исследования , практические занятия , творческие конкурсы .
Ожидаемые результаты реализации программы:
учащиеся должны знать :
-
основные этические нормы общения ;
-
стили и типы речи ;
-
способы отбора языковых средств и систематизации материала.
учащиеся должны уметь :
-
экономно и точно выражать свои мысли ;
правильно строить интервью ;
-
строить высказывания , используя различные газетные жанры ;
-
обсуждать в семье ( в другом обществе ) те или иные социальные процессы и явления ;
-
составлять деловые бумаги ( отчёт общий , тематический , с комментариями и пр. ) ;
-
излагать мысли в хронологической последовательности ;
-
анализировать , комментировать текст ;
-
свободно излагать материал , выдвигая на первое место наиболее важные и интересные факты .
Способы определения результативности:
-
проведение письменных самостоятельных и проверочных работ по пройденным темам ; устный опрос ; тестирование.
-
проведение конкурсных работ , а также семинарских занятий по темам разделов ; выполнение практических заданий.
-
создание учащимися стенгазет , которых наглядно демонстрируются все полученные в ходе обучения знания и навыки .
Программа построена с учётом принципов системности , научности и доступности , а также преемственности и перспективности между разделами .
На занятиях организуется работа над синтаксическими , пунктуационными и речевыми навыками учащихся ; особое внимание уделяется культуре речи .
Данная авторская основывается на Программе общеобразовательного учреждения «Русский язык» , издательство «Просвещение» 2007 год. В школе изучается современный русский литературный язык , поэтому программу составляют основные сведения о нём . Вместе с тем включаются элементы общих сведений о языке , его современных разновидностей - территориальных , профессиональных .
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики , синтаксиса и стилистики русского литературного языка , речеведческие понятия , на основе которых строится работа по развитию речи ( формирование коммуникативных умений и навыков ) ; углубленные сведения о нормах русского литературного языка .
Программой предполагается использование следующих методов и приёмов обучения :
-
метод наблюдений ( за работой учащихся во внеурочное время ) ;
-
изучение , анализ и обобщение работ учащихся ;
-
метод индивидуальной беседы ;
-
статистический метод ( показывающий динамику уровня развития учащихся ).
-
анкетный метод .
Формой подведения итогов реализации данной образовательной программы являются:
-
создание учащимися стенгазет , которые наглядно демонстрируют все полученные в ходе обучения знания и навыки ;
-
результаты участия обучающихся в школьных и районных олимпиадах и конкурсах литературной и лингвистической направленности.
Учебно-тематический план
№п\п
Наименование разделов / тем
Общее кол-во часов
Теорет. занятия
Практич. занятия
1
Основы журналистики
11
5
6
1.1
Что такое журналистика.
0,5
0,5
1.2
Газетные жанры.
4,5
2,5
2
1.3
Заголовок и требования к нему.
1
1
1.4
Редактирование
5
2
3
2
Практическая психология
2
2
2.1
Тренинги по психологии общения.
1
1
2.2
Тренинги по осознанию ценности собственной личности.
1
1
3
Оформление газеты
7
1
6
3.1
Правила оформления.
1
1
3.2
Шрифты.
2
2
3.3
Коллаж, аппликация.
2
2
3.4
Фотоматериалы.
2
1
1
4
Творческие командировки с целью сбора материалов для публикаций
2
2
5
Работа с техникой
1
1
6
Творческая практика
2
2
7
Индивидуальная работа
5
1
4
7.1
Диагностика затруднений
2
1
1
7.2
Индивидуальные консультации по подготовке публикаций
3
3
8
Диагностика
1
1
9
Поисково-краеведческая работа
2
2
Итого ( 1 год обучения)
34
7
27
1
Основы журналистики
10
4
6
1.1
Газетные жанры
3
1,5
1,5
1.2
Редактирование
2
0,5
1,5
1.3
Дайджест. Брифинг. Диспут.
5
2
3
2
Основы социологии
1
1
2.1
Социологический опрос среди сверстников. Выявление общественного мнения. Рейтинг.
1
1
3
Оформление стенгазеты
7
7
4
Творческие командировки с целью сбора материала для публикаций
5
5
5
Работа с техникой
2
2
6
Творческая практика
2
2
7
Индивидуальная работа
6
1
5
7.1
Диагностика трудностей, возникающих у участников в процессе деятельности
1
1
7.2
Индивидуальные консультации по подготовке публикаций
5
5
8
Диагностика
1
1
Итого ( 2 год обучения)
34
6
28
Всего
68
13
55
Содержание программы
№п\п
Наименование разделов
Содержание тем разделов
1
Основы журналистики
Что такое журналистика. Кто такой юнкор. Газетные жанры. Информация. Заметка ( информационная и критическая). Интервью ( интервью - беседа, -монолог, -анкета, -игра, -резюме, -эксклюзивное интервью). Репортаж. Сатирические жанры ( объявление, частушка, загадка, юмореска, фельетон, басня). Зарисовка. Очерк. Живая газета. Реклама. Редактирование. Номер газеты. Специальные выпуски. Молния. Макетирование. Вёрстка. Подвал. Заголовок и требования к нему. Дайджест. пресс-конференция. Брифинг. Диспут.
2
Основы социологии
Чем занимается социология. Детская социологическая служба в учебном заведении. Социологический опрос. Мониторинг. Рейтинг.
3
Практическая психология
Тренинги по психологии общения и осознанию ценности собственной личности.
3
Оформление газеты
Правила оформления стенной печати. Шрифты. Коллаж. Аппликация. Рисунок. Фотоматериалы.
4
Творческие командировки с целью сбора материалов для публикаций
Сбор материала для предыдущих публикаций.
5
Работа с техникой
Работа с техническими средствами - магнитофоном, фотоаппаратом, компьютером.
6
Творческая практика
Участие в школьных, районных, областных конкурсах журналистской направленности. Сотрудничество с профессиональными средствами массовой информации ( районной газетой «Мучкапские новости»).
7
Индивидуальная работа
Диагностика трудностей, возникающих у воспитанников в процессе их творческой и познавательной деятельности. Индивидуальные консультации по подготовке публикаций. Работа с одарёнными детьми.
8
Диагностика
Вводная диагностика. Итоговый контроль. Мониторинг. Анализ и оценка продуктивности учебного процесса.
9
Поисково-краеведческая работа
Ознакомление с историей деревни Андриановки. Прослеживание связи поколений бывших и настоящих жителей. Изучение биографических фактов, фактов трудовой деятельности интересных людей.
Диагностические мероприятия
1 год обучения.
Вводная диагностика
Итоговая диагностика
1. Преобразование текстов
а) подбери синонимы к словосочетаниям: Новый год; юбилей села, района.
б) вырази другими словами следующую мысль: в школах начался учебный год.
Сделай текст поэтическим:
а) переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется плавлением;
б) лёд в тёплом помещении тает, вода на морозе замерзает, магнит притягивает железо.
2. Выбор газетных жанров.
Из данного списка вычеркни те слова, которые не относятся к газетным жанрам: заметка, сказка, статья, стихотворение, репортаж, сочинение, предложение, интервью.
Перечисли известные тебе газетные жанры.
3. Выбор правильного ответа.
Интервью - это:
а) встреча друзей;
б) беседа корреспондента с кем-либо, предназначенная для опубликования в средствах массовой информации;
в) информация в газете о недавно происшедшем событии.
Репортаж - это:
а) сатирический рассказ о каком-либо лице, событии;
б) рассказ очевидца событий;
в) официальное сообщение правительства.
4. Интервью с членами объединения «Юнкор» на темы:
«Объединение «Юнкор» в жизни детей и подростков»
«Чему ты научился за год занятий в объединении?»
5.Выявление мотивации к занятиям и результатов обучения в объединении.
Чему ты хотел бы научиться в объединении?
Чему та научился за год занятий в объединении?
2 год обучения.
Вводная диагностика
Итоговая диагностика
1. Корректура текста.
Замени синонимами подчёркнутые слова: товарищи дали Косте доверие. Мы давно боремся с администрацией школы за право поехать в лагерь всем классом.
Отредактируй фразы: он вполне ясно объяснил всем это. В статье приведена небольшая выписка из письма без подписи.
2. Замена слов фразеологизмами.
Замени подчёркнутую фразу фразеологизмом: я работаю одна, очень устала. Мы с вами всегда достигнем взаимоотношения. Она привыкла высказывать свои мысли, не подыскивая смягчающих слов.
Дела наши в одном и том же состоянии... Не спеши принимать решения, не наделай грубых ошибок. Майор Минин не отличался большими умственными способностями, не способен был совершить что-нибудь выдающееся.
3. Выбор правильного ответа.
Мониторинг - это:
а) тот, кто отвечает на вопросы анкеты, или тот, у кого берут интервью;
б) оперативный опрос, который проводится с использованием одного и того же вопроса, с определёнными временными интервалами, например, через месяц, еженедельно, ежедневно;
в) наука, которая изучает всё общество, группы людей, их отношения, в том числе и проблемы детей.
Рейтинг - это:
а) метод опроса, в результате которого полученные данные выстраиваются по местам или, другими словами, определяется их ранг;
б) метод сбора информации путём откровенного или скрытого наблюдения и фиксации его итогов;
в) опросный метод: самостоятельно заполняется анкета по указанным в ней правилам.
4. Выбор сатирических жанров.
Из данного списка вычеркни те слова, которые не относятся к сатирическим жанрам: роман, статья, объявление, частушка, зарисовка, загадка, юмореска, фельетон, подвал, диспут.
Перечисли известные тебе сатирические жанры.
5. Выявление знаний по истории деревни.
Напиши имена известных людей своего села.
Напиши имена известных людей своего села.
Методическое обеспечение
программы дополнительного образования
-
Программа обеспечена следующими видами методической продукции:
-
разработки бесед, экскурсий;
-
рекомендации по проведению практических занятий;
-
дидактический и лекционный материал;
-
тематика исследовательских работ.
Список использованной литературы
Литература для учителя:
-
Е.И.Анненкова «Анализ художественного произведения». Издательство «Просвещение», 2010.
-
Н.Е.Богуславская «Методика развития речи». Издательство «Просвещение», 2007.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Издательство «Просвещение», 2014.
-
А.Ф.Текучев «Методика преподавания русского языка в средней школе». Издательство «Просвещение», 2014.
-
С.Н.Цейтлин «Речевые ошибки и их предупреждение». Издательство «Просвещение», 2011.
Литература для обучающихся:
-
Т.А. Ладыженская «Развивайте дар речи». Издательство «Просвещение», 2011.
-
Б.Т.Панов «Внеклассная работа по русскому языкуц». Издательство «Просвещение», 2013.