Программа дополнительного образования Юный корреспондент

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Андриановский филиал Мучкапской СОШ





Образовательная программа

по дополнительному образованию «Юный корреспондент»


для обучающихся 13-15 лет

на 2014-2016уч.г.г.







Составитель: Боброва Г.В.,

учитель русского языка и литературы







Андриановка 2015

Пояснительная записка

На современном этапе развития общества , становления рыночных отношений перед молодым поколением стоит задача расширения и углубления диапазона знаний по различным дисциплинам , изучаемым в школе , особенно это касается русского языка ,т.е. именно знание этого предмета открывает дорогу учащимся к получению высшего , необходимого в наше время , образования - в этом отражена как актуальность , так и новизна программы.

Программа работы лингвистического объединения дополнительного образования « Юный корреспондент» отражает самостоятельную завершённую систему знаний по русскому языку , достаточную для получения элементарного образования , которое после общеобразовательной школы будет использовано при поступлении в различные высшие учебные заведения , и , что немало важно , в учебные заведения специальной направленности такие как , например , Тамбовский университет им. Г.Р.Державин (отделение журналистики), именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Данная программа отличается от уже существующих программ аналогичной направленности оригинальностью, проявляющейся в авторском подходе к проблеме свободного владения родным русским языком, который осуществлён с учётом новизны разрабатываемого курса: создание диск-книги « Нам всё помнится» , исследовательская работа на местном материале «Моя малая Родина», публикация творческих работ обучающихся в СМИ местного и регионального уровней, участие в районных и областных лингвистических и литературных конкурсах. Вместе с тем программа согласуется со всеми смежными курсами по этике , эстетике , художественной литературе , географии, истории .

Лингвистическое объединение дополнительного образования «Юный корреспондент» имеет познавательно-практическую направленность , то есть , на основе уже имеющихся базовых теоретических знаний по русскому языку , занятия по данной программе способствуют формированию у обучающихся языковых и речевых умений .

Целью реализации программы является формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся .

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. поднять значение русского слова на новый качественный уровень ;

  2. усилить практическую направленность обучения русскому языку;

  3. воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать все необходимые для этого навыки ;

  4. развивать творческие способности школьников (осуществлять выпуск стенгазет , рукописных журналов , альманахов , оформлять альбомы , выпускать диск-книги) .

  5. выработать умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определённой мысли;

  6. научить собирать и систематизировать материал , пользоваться черновиком , редактировать написанное ;

  7. формировать умение составлять рабочие планы , использовать записные книжки ;

  8. формировать самостоятельность к работе со справочной литературой.

В реализации данной образовательной программы участвуют обучающиеся возрастной группы от 13 до 15 лет.

Срок реализации данной программы составляет 2 года.

Целесообразно организовать занятия по данной программе в режиме 1 часа в неделю. Программа состоит из 2- разделов:

  1. Теория юнкоровской деятельности.

  2. Практика юнкоровской деятельности.

Форма организаций занятий : уроки-лекции , семинарские занятия , уроки- экскурсии , беседы , уроки - исследования , практические занятия , творческие конкурсы .

Ожидаемые результаты реализации программы:

учащиеся должны знать :

  • основные этические нормы общения ;

  • стили и типы речи ;

  • способы отбора языковых средств и систематизации материала.

учащиеся должны уметь :

  • экономно и точно выражать свои мысли ;

правильно строить интервью ;

  • строить высказывания , используя различные газетные жанры ;

  • обсуждать в семье ( в другом обществе ) те или иные социальные процессы и явления ;

  • составлять деловые бумаги ( отчёт общий , тематический , с комментариями и пр. ) ;

  • излагать мысли в хронологической последовательности ;

  • анализировать , комментировать текст ;

  • свободно излагать материал , выдвигая на первое место наиболее важные и интересные факты .

Способы определения результативности:

  • проведение письменных самостоятельных и проверочных работ по пройденным темам ; устный опрос ; тестирование.


  • проведение конкурсных работ , а также семинарских занятий по темам разделов ; выполнение практических заданий.


  • создание учащимися стенгазет , которых наглядно демонстрируются все полученные в ходе обучения знания и навыки .

Программа построена с учётом принципов системности , научности и доступности , а также преемственности и перспективности между разделами .

На занятиях организуется работа над синтаксическими , пунктуационными и речевыми навыками учащихся ; особое внимание уделяется культуре речи .

Данная авторская основывается на Программе общеобразовательного учреждения «Русский язык» , издательство «Просвещение» 2007 год. В школе изучается современный русский литературный язык , поэтому программу составляют основные сведения о нём . Вместе с тем включаются элементы общих сведений о языке , его современных разновидностей - территориальных , профессиональных .

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики , синтаксиса и стилистики русского литературного языка , речеведческие понятия , на основе которых строится работа по развитию речи ( формирование коммуникативных умений и навыков ) ; углубленные сведения о нормах русского литературного языка .

Программой предполагается использование следующих методов и приёмов обучения :

  • метод наблюдений ( за работой учащихся во внеурочное время ) ;

  • изучение , анализ и обобщение работ учащихся ;

  • метод индивидуальной беседы ;

  • статистический метод ( показывающий динамику уровня развития учащихся ).

  • анкетный метод .

Формой подведения итогов реализации данной образовательной программы являются:

  • создание учащимися стенгазет , которые наглядно демонстрируют все полученные в ходе обучения знания и навыки ;

  • результаты участия обучающихся в школьных и районных олимпиадах и конкурсах литературной и лингвистической направленности.



Учебно-тематический план



№п\п

Наименование разделов / тем

Общее кол-во часов

Теорет. занятия

Практич. занятия

1

Основы журналистики

11

5

6

1.1

Что такое журналистика.

0,5

0,5

1.2

Газетные жанры.

4,5

2,5

2

1.3

Заголовок и требования к нему.

1

1

1.4

Редактирование

5

2

3

2

Практическая психология

2

2

2.1

Тренинги по психологии общения.

1

1

2.2

Тренинги по осознанию ценности собственной личности.

1

1

3

Оформление газеты

7

1

6

3.1

Правила оформления.

1

1

3.2

Шрифты.

2

2

3.3

Коллаж, аппликация.

2

2

3.4

Фотоматериалы.

2

1

1

4

Творческие командировки с целью сбора материалов для публикаций

2

2

5

Работа с техникой

1

1

6

Творческая практика

2

2

7

Индивидуальная работа

5

1

4

7.1

Диагностика затруднений

2

1

1

7.2

Индивидуальные консультации по подготовке публикаций

3

3

8

Диагностика

1

1

9

Поисково-краеведческая работа

2

2

Итого ( 1 год обучения)

34

7

27

1

Основы журналистики

10

4

6

1.1

Газетные жанры

3

1,5

1,5

1.2

Редактирование

2

0,5

1,5

1.3

Дайджест. Брифинг. Диспут.

5

2

3

2

Основы социологии

1

1

2.1

Социологический опрос среди сверстников. Выявление общественного мнения. Рейтинг.

1

1

3

Оформление стенгазеты

7

7

4

Творческие командировки с целью сбора материала для публикаций

5

5

5

Работа с техникой

2

2

6

Творческая практика

2

2

7

Индивидуальная работа

6

1

5

7.1

Диагностика трудностей, возникающих у участников в процессе деятельности

1

1

7.2

Индивидуальные консультации по подготовке публикаций

5

5

8

Диагностика

1

1

Итого ( 2 год обучения)

34

6

28

Всего

68

13

55






Содержание программы

№п\п

Наименование разделов

Содержание тем разделов

1

Основы журналистики

Что такое журналистика. Кто такой юнкор. Газетные жанры. Информация. Заметка ( информационная и критическая). Интервью ( интервью - беседа, -монолог, -анкета, -игра, -резюме, -эксклюзивное интервью). Репортаж. Сатирические жанры ( объявление, частушка, загадка, юмореска, фельетон, басня). Зарисовка. Очерк. Живая газета. Реклама. Редактирование. Номер газеты. Специальные выпуски. Молния. Макетирование. Вёрстка. Подвал. Заголовок и требования к нему. Дайджест. пресс-конференция. Брифинг. Диспут.

2

Основы социологии

Чем занимается социология. Детская социологическая служба в учебном заведении. Социологический опрос. Мониторинг. Рейтинг.

3

Практическая психология

Тренинги по психологии общения и осознанию ценности собственной личности.

3

Оформление газеты

Правила оформления стенной печати. Шрифты. Коллаж. Аппликация. Рисунок. Фотоматериалы.

4

Творческие командировки с целью сбора материалов для публикаций

Сбор материала для предыдущих публикаций.

5

Работа с техникой

Работа с техническими средствами - магнитофоном, фотоаппаратом, компьютером.

6

Творческая практика

Участие в школьных, районных, областных конкурсах журналистской направленности. Сотрудничество с профессиональными средствами массовой информации ( районной газетой «Мучкапские новости»).

7

Индивидуальная работа

Диагностика трудностей, возникающих у воспитанников в процессе их творческой и познавательной деятельности. Индивидуальные консультации по подготовке публикаций. Работа с одарёнными детьми.

8

Диагностика

Вводная диагностика. Итоговый контроль. Мониторинг. Анализ и оценка продуктивности учебного процесса.

9

Поисково-краеведческая работа

Ознакомление с историей деревни Андриановки. Прослеживание связи поколений бывших и настоящих жителей. Изучение биографических фактов, фактов трудовой деятельности интересных людей.










Диагностические мероприятия

1 год обучения.

Вводная диагностика

Итоговая диагностика

1. Преобразование текстов

а) подбери синонимы к словосочетаниям: Новый год; юбилей села, района.

б) вырази другими словами следующую мысль: в школах начался учебный год.

Сделай текст поэтическим:

а) переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется плавлением;

б) лёд в тёплом помещении тает, вода на морозе замерзает, магнит притягивает железо.

2. Выбор газетных жанров.

Из данного списка вычеркни те слова, которые не относятся к газетным жанрам: заметка, сказка, статья, стихотворение, репортаж, сочинение, предложение, интервью.

Перечисли известные тебе газетные жанры.

3. Выбор правильного ответа.

Интервью - это:

а) встреча друзей;

б) беседа корреспондента с кем-либо, предназначенная для опубликования в средствах массовой информации;

в) информация в газете о недавно происшедшем событии.

Репортаж - это:

а) сатирический рассказ о каком-либо лице, событии;

б) рассказ очевидца событий;

в) официальное сообщение правительства.

4. Интервью с членами объединения «Юнкор» на темы:

«Объединение «Юнкор» в жизни детей и подростков»

«Чему ты научился за год занятий в объединении?»

5.Выявление мотивации к занятиям и результатов обучения в объединении.

Чему ты хотел бы научиться в объединении?

Чему та научился за год занятий в объединении?

2 год обучения.

Вводная диагностика

Итоговая диагностика

1. Корректура текста.

Замени синонимами подчёркнутые слова: товарищи дали Косте доверие. Мы давно боремся с администрацией школы за право поехать в лагерь всем классом.

Отредактируй фразы: он вполне ясно объяснил всем это. В статье приведена небольшая выписка из письма без подписи.

2. Замена слов фразеологизмами.

Замени подчёркнутую фразу фразеологизмом: я работаю одна, очень устала. Мы с вами всегда достигнем взаимоотношения. Она привыкла высказывать свои мысли, не подыскивая смягчающих слов.

Дела наши в одном и том же состоянии... Не спеши принимать решения, не наделай грубых ошибок. Майор Минин не отличался большими умственными способностями, не способен был совершить что-нибудь выдающееся.

3. Выбор правильного ответа.

Мониторинг - это:

а) тот, кто отвечает на вопросы анкеты, или тот, у кого берут интервью;

б) оперативный опрос, который проводится с использованием одного и того же вопроса, с определёнными временными интервалами, например, через месяц, еженедельно, ежедневно;

в) наука, которая изучает всё общество, группы людей, их отношения, в том числе и проблемы детей.

Рейтинг - это:

а) метод опроса, в результате которого полученные данные выстраиваются по местам или, другими словами, определяется их ранг;

б) метод сбора информации путём откровенного или скрытого наблюдения и фиксации его итогов;

в) опросный метод: самостоятельно заполняется анкета по указанным в ней правилам.

4. Выбор сатирических жанров.

Из данного списка вычеркни те слова, которые не относятся к сатирическим жанрам: роман, статья, объявление, частушка, зарисовка, загадка, юмореска, фельетон, подвал, диспут.

Перечисли известные тебе сатирические жанры.

5. Выявление знаний по истории деревни.

Напиши имена известных людей своего села.

Напиши имена известных людей своего села.





Методическое обеспечение

программы дополнительного образования


  1. Программа обеспечена следующими видами методической продукции:

  • разработки бесед, экскурсий;

  • рекомендации по проведению практических занятий;

  • дидактический и лекционный материал;

  • тематика исследовательских работ.






Список использованной литературы


Литература для учителя:

  1. Е.И.Анненкова «Анализ художественного произведения». Издательство «Просвещение», 2010.

  2. Н.Е.Богуславская «Методика развития речи». Издательство «Просвещение», 2007.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Издательство «Просвещение», 2014.

  4. А.Ф.Текучев «Методика преподавания русского языка в средней школе». Издательство «Просвещение», 2014.

  5. С.Н.Цейтлин «Речевые ошибки и их предупреждение». Издательство «Просвещение», 2011.

Литература для обучающихся:

  1. Т.А. Ладыженская «Развивайте дар речи». Издательство «Просвещение», 2011.

  2. Б.Т.Панов «Внеклассная работа по русскому языкуц». Издательство «Просвещение», 2013.



© 2010-2022