- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад «В помощь начинающему методисту»
Доклад «В помощь начинающему методисту»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кунаева А.А. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогическая работа относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые откладывают отпечаток на всю личность человека и часто становится для него тем, что определяет тот образ мира, через который преломляются его внешние факторы.
При поступлении на работу в детское учреждение молодой специалист испытывает серьёзный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии.
Помочь педагогу в этом может организованное методическое сопровождение начинающих воспитателей, задачи которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества воспитателей.
Молодой специалист, прежде всего, должен ознакомиться со своими должностными обязанностями, изучить закон «Об Образовании», «Конвенция о правах ребёнка», «Конституция РК» и др. нормативные документы.
При составлении календарного планирования педагог должен проработать ГОСО, а также ознакомиться с программой обучения в данной возрастной группе.
В основном, используют следующие программы:
«Алгашқы қадам» - для детей раннего возраста от года до 3 лет;
«Зерек бала » от 3 до 5 лет;
«Бiз мектепкебарамыз» - от 5 до 6 лет.
Эти программы построены на основе ГОСО, в соответствии с ГОСО включают в себя 5 образовательных областей: коммуникация, социум, здоровье, познание, творчество. Программы построены на основе развивающего обучения, реализации индивидуального подхода.
Есть и другие программы: «Балбөбек», «Қарлығаш», «Қайнар».
Выбор программы решается на педсовете.
Исходя из программы, составляется календарное планирование. Календарное планирование составляется на один год, с 1 сентября по 31 августа, учебный год составляет 36 недель, т.е. с 1 сентября по 25 мая, затем начинается летняя оздоровительная работа с 26 мая по 31 августа. Учебный год не предусматривает каникул, кроме подготовительной группы.
Предусмотрен регламент следующих занятий:
1 младшая группа (от 2 до 3 лет)- 10-15 минут,
2 младшая группа (от 3 до 4 лет)- 15-20 минут,
средняя группа (от 4 до 5 лет)- 20-25 минут,
старшая группа (от 5 до 6 лет)- 25-30 минут.
При составлении календарного планирования учитывается недельная учебная нагрузка, отведённая на каждый предмет.
1 час - занятие ведётся 1 раз в неделю, 36 часов в год;
0,5 часов - занятие ведётся 2 раза в месяц (т.е.1 раз в 2 недели), 18 часов в год;
0,75 ч. - занятие ведётся 3 раза в месяц, 27 часов в год;
1,25 ч. - занятие ведётся 5 раз в месяц ( 1 раз в неделю + 1 час дополнительно, 45 часов в год.
В календарном планировании не должны повторяться темы, т.к. каждое занятие имеет свою определённую цель и задачи.
Например, 1. Животные; 2. Дикие и домашние животные; 3. Животные и их детёныши; 4. Животные и места их обитания.
В программах указан примерный перечень занятий, примерный выбор литературы, дидактических игр.
При подготовке к занятию составляется конспект, который оформляется в виде технологической карты, а также на неделю заполняется циклограмма (схема регулярно проводимого режима дня).
Молодой специалист не должен забывать о работе по самообразованию и созданию портфолио. Начинающему воспитателю самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои профессиональные знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающих в работе с детьми, ситуаций. А педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные для себя приёмы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышлений, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
Но не всегда педагоги владеют навыками самостоятельной работы:
- не могут определять цель, ставить задачи, планировать работу,
- не умеют работать с литературой (подбор, анализ, составление конспектов),
- не могут выделить главное, составлять опорные схемы,
- не умеют систематизировать факты, составлять таблицы,
- не могут высказать суждение по определённой проблеме.
Только систематическая работа педагогов поможет овладеть определёнными навыками в повышение профессиональной компетентности.
Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным. В этом ему поможет подборка материалов, который характеризирует уровень его квалификации и содержит основные направления профессионального роста. Эти материалы накапливаются в портфолио. Разделы, содержащиеся в портфолио: данные о педагоге, нормативно-правовая база деятельности ДОУ, документ о повышении уровня квалификации, материалы по обобщению передового педагогического опыта, рейтинг педагога. Портфолио должно быть у каждого педагога. Содержание разделов варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога. Данный накопительный материал будет использоваться воспитателем как форма квалифицированного испытания при аттестации.
Таким образом, планирование - сложный процесс, требующий затрат времени, построенный на реальной основе с комплексным подходом к решению важнейших задач.