Технологическая карта урока в 7 классе на тему Производные предлоги

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Учитель: Постнова Валентина Викторовна

Школа: ГБОУ СОШ с. Екатериновка м. р. Приволжский

Тема урока: «Производные предлоги»

Цель урока: формировать умения различать производные предлоги и омонимичные части речи, применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов.

Планируемые образовательные результаты.

Ученик по окончании изучения темы:

- различает производные и непроизводные предлоги;

- находит производные предлоги в тексте;

- умеет правильно писать производные предлоги;

- отличает производные предлоги от омонимичных частей речи;

- исправляет неправильное употребление предлогов.

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Формирование устойчивой мотивации к обучению, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

1. Развитие способностей к самостоятельной аналитической работе с информацией.

2. Развитие у учащихся логики, умения систематизировать, делать общие выводы.

1. Формирование у учащихся представления о производных предлогах и способах их образования.

2. Формирование умения отличать производный предлог от омонимичных частей речи и навыка правописания производных предлогов.

Программное содержание: производный предлог, правописание производного предлога.

Мировоззренческая идея: различение частей речи позволяет точнее понимать чужую речь, правильно строить своё высказывание, от этого навыка зависит грамотность письменной речи.

Основные понятия: производный предлог, непроизводный предлог, слитное и раздельное написание предлогов.

План изучения нового материала.

1. Актуализация имеющихся знаний. Стадия вызова. Приём «Верные и неверные утверждения».

2. Стадия осмысления. Чтение учебного текста. Приём «Инсерт».

3. Рефлексия. Обсуждение учебного текста. Применение полученных знаний на практике.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: традиционный.

Оборудование урока:

- распечатка учебного текста (приложение 1);

- распечатка теста (приложение 2);
- мультимедийный проектор, презентация слайдов.









Технологическая карта урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент 3 минуты.

Актуализация имеющихся знаний. Стадия вызова. 5 минут

Анализируют, обобщают результаты наблюдений. Строят речевые высказывания.



Приём «Верные и неверные утверждения»



Прочитайте вслух только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернёмся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называют предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся отдельно от слов, с которыми употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении нельзя заменить предлог другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

(выводятся на экране)

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания поданной теме;

систематизируют информацию до её изучения;

задают вопросы, на которые хотят получить отчеты;

публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.

Стадия осмысления. 10 минут

Соотносят новую информацию с новыми знаниями.

Обобщают результаты наблюдений.

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Учитель предъявляет учебный материал и организует работу с ним,

Поддерживает активность и интерес, созданные во время фазы вызова.

Приём «Инсерт»

Задание: самостоятельно читая текст «Правописание предлогов», делайте в нём пометки: эту информацию знаю, это новая для меня информация, это информация мне непонятна.

Читают текст, используя предложенные педагогом активные методы чтения;

Делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Учащиеся работают самостоятельно.

Стадия рефлексии 20 минут

Знают, как отличить производные предлоги от омонимичных частей речи и правильно пишут эти предлоги.

Умеют давать самооценку.

Работа с учебным текстом.

Учитель возвращает учащихся к первоначальным предложениям,

Устанавливает причинно-следственные связи между блоками информации; организует анализ изученной информации.

Вопросы:

- Какая информация вам была интересна?

- Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

- Что нового узнали из текста?

- Выпишите те предлоги, правописание которых вы не знали.

- Какие называются эти предлоги?

- Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся вместе.

- Чем можно заменить эти предлоги?

- Составьте и запишите предложения с предлогами, которые пишутся в два слова.

- Какое значение имеют эти предлоги?

Работа с текстами. Самопроверка по слайду.

Диктант. Самопроверка по слайду.

Подведение итогов работы:

- Ещё раз назовите верные утверждения.

- Какие производные предлоги пишутся слитно?

- Какие производные предлоги пишутся в два слова?

- Как отличить производные предлоги от созвучных форм самостоятельных частей речи?

Объяснение разноуровневого домашнего задания

2 минуты

Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

классифицируют;

своими словами выражают новые идеи и мысли;

анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

проводят самооценку.

Приложение 1

Текст «Правописание предлогов»

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу.

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вокруг, ввиду, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, насчёт и другие) или в два слова (в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, по мере).

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами. Например: насчет=о, несмотря на=вопреки, навстречу=ко, к; вместо=за, вследствие=из-за, воде=наподобие.

6. Производные предлоги нужно отличать от похожих (омонимичных) форм самостоятельных частей речи с предлогами.

Вследствие (=из-за) засухи река обмелела. - В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчёт (=о) поездки. - На счёт (на что?) банка поступили деньги.

Навстречу (=ко мне) выбежала собака. - На (что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (=вопреки) на дождь, прогулка состоялась. - Он шёл, не смотря под ноги.

Ввиду (=из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. - Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. - В течение реки.

В продолжение отпуска. - В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. - В заключении эксперта была дана оценка.

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлог вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце е.

Приложение 2

Тестовое задание

Вариант 1

Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы во время приехать (на)встречу, мы вышли и пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. (В)продолжение дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал.

Вариант 2

Укажите номер строки, в которой есть производного предлога.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идём в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течение реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.



© 2010-2022