Рабочая программа по литературе 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема и основное содержание

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

Примечание (форма контроля)

план

факт

Введение (1ч.)

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Беседа, тестирование


Тезисный план вступительной статьи учебника

Устное народное творчество (5 часов)

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

1

Рассказ учителя, беседа

Индивидуальная и фронтальная проверка

3

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович» Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.



1

Рассказ учителя, беседа

Индивидуальная и фронтальная проверка, практикум.

4

ВЧ-1. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Новгородский цикл былин «Садко».Своеобразие былины.»Калевала»- карело-финский мифологический эпос



1

ВЧ


Литературная викторина по прочитанным былинам


5

Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде». Обобщенное, общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

1

Ра

Рассказ учителя, беседа, работа с учебником.

Письменная характеристика одного из героев «Песни о Роланде»

6

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц

1

Рассказ учителя, беседа


Конкурс «Кто знает больше пословиц и поговорок?»

Древнерусская литература (3 часа)



7

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.»Повесть временных лет» (отрывок « О пользе книг») Формирование традиции уважительного отношения к книге



1

Рассказ учителя, беседа


Составить план «Поучения»


8


«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности


1


Беседа, обучение устному рассказу



Составить план пересказа повести


9


РР. Итоговая письменная работа на тему «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»


1

РР





Из русской литературы 18 века (2 часа)

10

М.В.Ломоносов .Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол…Елисаветы». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды



1

Обучение выразительному чтению и устному рассказу


Практикум: определить стиль написанных Ломоносовым произведений

11

Г.Р.Державин - поэт и гражданин, его философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».

1

Рассказ учителя, беседа


Выразительное чтение стихотворений

Из русской литературы 19 века (22 часа)



12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России.»Полтава»(отрывок).Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.Петр 1 и Карл 12

1

Беседа, обучение выразительному чтению

Беседа, фронтальный опрос.

13

А.С.Пушкин «Медный всадник»(Вступление «На берегу пустынных волн…») Выражение чувства любви к Родине, Прославление деяний Петра 1.

1

Рассказ учителя, аналитическая беседа

Индивидуальная и фронтальная проверка

14

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции.

1

Беседа, практикум


Сочинение: О чем заставляет задуматься повесть А.С.Пушкина?



15

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

РР Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»



1

РР


Написать сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина»


16

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» произведение из цикла «Повести Белкина» Изображение» Маленького человека», его положение в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести


1

Рассказ учителя, беседа, обучение устному рассказу


О чем заставляет задуматься повесть А.С.Пушкина?

17

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

1

Аналитическая беседа, обучение выразительному чтению


характеристика героев


18

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте» Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы



1

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

Беседа, фронтальный опрос

19

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства нравственных идеалов



1

Беседа. Практикум

Беседа, фронтальный опрос.



20

М.Ю. Лермонтов» Когда волнуется желтеющая нива…» Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.» Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов



1

Беседа, обучение выразительному чтению


Обучение анализу одного стихотворения

21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

Беседа, комментированное чтение


Контрольные вопросы, тестирование

22

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли


1

Рассказ учителя, Беседа


Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

23

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести

1

Обучение устному рассказу

Индивидуальная и фронтальная проверка

24

РР. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

РР


Написание сочинения

25

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.



1

Беседа, рассказ учителя

Беседа, фронтальный опрос

26

С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» Русский язык», Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра



1

РР


Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе



27

Н.А.Некрасов. Слово о поэте . Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины Величие духа русской женщины



1

Беседа, рассказ учителя. Практикум

Индивидуальная и фронтальная проверка

28

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

1

обучение выразительному чтению


Составить киносценарий: Парадный подъезд и его посетители

29

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья

1

Беседа, обучение выразительному чтению


Составить краткий словарь устаревших слов, использованных автором в балладах.

30

М.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.»Сказки для детей изрядного возраста»«Повесть о том. Как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.



1

Беседа, рассказ учителя


Составить цитатный план сказки

31

ВЧ-2. М.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.



1

ВЧ


Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»



32

Л.Н.Толстой. Слово о писателе «Детство» (главы).Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений взрослых и детей

1

Рассказ учителя, беседа


Выборочный пересказ, комментирование

33

Главный герой повести Л.Толстого. Его чувства и поступки, духовный мир

1

Беседа, обучение устному рассказу


Ответить: Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева

Из русской литературы 20 века (28 часов)

34

И.А.Бунин. «Цифры». Слово о писателе. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Рассказ учителя, беседа

Характеристика главных персонажей по плану

35

И.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа . Мастерство Бунина - прозаика и поэта.

РР. Подготовка к домашнему сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина



1

РР


Закончить сочинение «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

36

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков Смысл названия рассказа

1

Рассказ учителя, беседа


Характеристика одного из героев А.П.Чехова

37

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» Развитие понятий о юморе и сатире

1

Практикум

Индивидуальная и фронтальная проверка

38

Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник

1

Беседа

Индивидуальная и фронтальная проверка

39

ВЧ-3. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

1

ВЧ

Индивидуальная и фронтальная проверка

40

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе В.А.Жуковский»Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый…» «Благовест» И.А.Бунин «Родина»



1

Практикум Обучение анализу лирического текста


Выразительное чтение стихотворений



41

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести, »Изображение свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров



1

РР

Рассказ учителя, беседа


С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни»


42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения



1

Беседа, обучение пересказу эпизода


Ответить: В чем вы видите источник веры писателя «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»?

43

Обучение анализу эпизода « Пожар» из повести М.Горького «Детство» Портрет как средство речевой характеристики

1

РР Практикум


Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»

44

М.Горький. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

1


УСР: Памятник горьковскому герою



45

В.Маяковский. Слово о поэте «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения


1

Беседа, обучение выразительному чтению


Тест по тексту стихотворения



46

В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому



1

РР

Мини-сочинение по начальной фразе «Мне нравятся, не нравятся стихи Маяковского, потому что…»

47

Л.Андреев. Слово о писателе.«Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Гуманистический пафос произведения

1

Рассказ учителя, беседа


Составление цитатного плана произведения



48

А.Платонов. Слово о писателе. «Юшка»Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека .Призыв к состраданию и уважению к человеку



1

Рассказ учителя, беседа


Тест по рассказу А.Платонова «Юшка»

49

А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности.

РР. Подготовка к классному сочинению.

1

РР

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа

50

РР. Классное сочинение на тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

РР

Написать сочинение

51

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте»Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

1

Рассказ учителя, практикум

Индивидуальная и фронтальная проверка

52

РР Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

РР



53


ВЧ-4. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.


1


ВЧ




Конкурс чтецов наизусть


54


Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа


1


Рассказ учителя, беседа




Составить план рассказа


55


Е.Н.Носов . Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа«Не дать погаснуть живому огню…»( по рассказу «Живое пламя» Е.Носова)


1


Рассказ учителя, беседа




Ответить: В чем основная идея рассказа Е.Носова «Кукла»


56


Ю.П.Казаков Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека


1





Тест по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»


57


Стихотворения русских поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы


1





Выразительное чтение стихотворений наизусть


58


А.Т.Твардовский. Слово о поэте .»Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…»Философские

проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое


1


Рассказ учителя, беседа




Написать небольшой рассказ «В лесу весной», включив в него слова из стихотворения «Снега темнеют синие…»


59


Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине «Земля родная»(главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы


1


РР




Индивидуальная и фронтальная проверка

60


Смех М.Зощенко. Слово о писателе «Беда». Смешное и грустное в рассказах


1


Рассказ учителя, беседа




Отзыв на рассказ


61


ВЧ-4. Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки»,И.Гофф «Русское поле»,Б.Ш.Окуджава »По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности


1


ВЧ




Индивидуальная и фронтальная проверка

Из литературы народов России (1час)



62

Р.Гамзатов «Опять за спиной родная земля» и др. Особенности художественной образности дагестанского поэта

1

Рассказ учителя, беседа


Выразительное чтение стихотворений Р.Гамзатова





Из зарубежной литературы(6 часов)



63

Р.Бернс «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности



1

Рассказ учителя, беседа


Найти художественно-выразительные средства( метафоры, антитезу), отражающие идейный смысл стихотворения

64

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины

1

РР

Рассказ учителя, практикум


Ответить: Что обрекает героя на бессмертие?

65

Японские хокку (хайку) Особенности жанра

1

Практикум


66

Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературы О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

Семинар


Составление синквейна о любви



67

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе .«Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение Мечта о чудесной победе добра



1

ВЧ


Ответить: О чем писатель предупреждает человечество в своем рассказе «Каникулы»?

68

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето

1

Беседа, комментированное чтение







































Раздел 7

Учебно-методическое обеспечение


1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Гейченко С. Пушкиногорье. - М.: Молодая гвардия, 1981

4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008

5.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009г.

6.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

7. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

8. Мультимедиа-энциклопедия.

9. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.

10. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2009г.

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.

4. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.

5. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.

6. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.

7. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008. 8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). - М., 1998.

8. Использование интернет -ресурсов :

http:/1september.ru

http:/internet-scool.ru




© 2010-2022