Технологическая карта урока на тему Синонимы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Геворкян Карина Бениаминовна

Место работы: МБОУ «Новоурусовская СОШ»

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник под редакцией А. Д. Шмелева

Тема урока: синонимы

Тип урока: урок освоения новых знаний

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: воспитание уважительного отношения к языку и культуре, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

- метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей , осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

- предметные: умение различать и использовать синонимы в речи; определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стиль); расширить понятийную базу о лексике русского языка.

Формы организации работы: индивидуальная , работа в группе

Оборудование: учебник , компьютер, презентация, learningapps.org/display?v=ov9yb54k )

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствуют учителя, делают записи в тетради

Приветственное слово учителя: Вы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, слушайте внимательно.

На доске эпиграф: « Вначале было Слово»

Мотивация к действиям на уроке.

ЛИЧНОСТНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ. Условие психологической комфортности, создание доброжелательной атмосферы

Проверка домашнего задания

По лексическому значению должны определить слова и записать их. Записывают слова, а потом осуществляют самоанализ и взаимопроверку

Итак, по эпиграфу вы поняли, что мы будем продолжать дальнейшую работу по изучению раздела язык-ния, связанного со словом

Проведем лексический диктант

Все слова русского языкаяя(лексика)

Раздел лингвистики, изучающий лексику(лексикология). Слова, имеющие одно значение(однозначные). Слова, имеющие несколько значений(многозначные ). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

Повторение сведений по лексикологии

Принцип деятельности

РЕГУЛЯТИВНЫЕ( контроль, коррекция знаний

Изучение нового материала

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ







ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА






ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ













Дети находят синонимы в тексте, определяют их значение. Ищут предложения, связанные с помощью местоимения.






Формулируют тему и цель урока. Подразумеваемый ответ: о синонимах






Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод:






Синонимы разнообразят нашу речь делают ее более яркой и выразительной

Постановка учебной задачи. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из повести Б. Лавренева «Гравюра на дереве.

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?В течение урока нам нужно будет ответить на следующие вопросы: синонимы - это

Синонимический ряд - это(свои примеры).

Это группа слов,объединенных синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи

1.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. Что же за слова синонимы? Постараемся выяснить и пополнить наши знания.

Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова наз-ся синонимами. Давайте сделаем ВЫВОД


2.РАБОТА с ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА Смотрим опр-ние в учебнике(Шмелев «Русский язык» 5 кл.гл4пар.

На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала и , казалось, что-то созерцала. Все лицо ее, тонкое и печальное, было погружено в раздумье. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на нее, ни дворников , которые лениво глазели у ворот.

1. Назовите глаголы, описывающие наблюдения( смотрела, созерцала, взирали, глазели)

2. Укажите П, которые связаны друг с другом с помощью замены сущ-ного местоимением









Назовите слова, обозначающие место, где живет человек

Показ слайдов, ответы записываются в тетради(Дом-общеупотр. Нейтральное. Употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово

Коттедж, вилла-заимствованные слова)

Наблюдение за синонимами при помощи сопоставления и сравнения, умение выделить основные и существенные признаки








Выделять основные и существенные признаки







Уметь распознавать синонимы, их употребление в речи


РЕГУЛЯТИВНЫЕ(поиск и обработка , выделение информации)

ПРЕДМЕТНЫЕ(анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения)ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(умение строить высказывание, выражение собственного мнения)





РЕГУЛЯТИВНЫЕ (формулировать тему и цель урока, планирование)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(формулирование проблемы)





Проблемное объяснение нового материала

КОММУНИКАТИВНЫЕ(взаимодействие , в ходе которого выясняется значение слов, признаки синонимов )

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(наблюдение, поиск информации)

Закрепление нового материала














ФИЗМИНУТКА




ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ

(Б) работа самостоятельная с последующей взаимопроверкой

(П) работа в паре с самопроверкой, взаимопроверкой

(В) работа в группе. Один из группы отвечает


Рассматривают словари Ищут доминанту в своих цепочках (ДОМ. СМОТРЕТЬ)


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА . Выполняют задание, предложенное учителем. Самопроверка выполненной работы и взаимопроверка





Работают с текстом. Делают выводы: синонимы нам нужны , т.к. делают речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторений, и не допускать речевых ошибок.

Записывают П в проверочной тетради , вставляя слова в нужном падеже

Выполняют задание на доске


1.Найти слова близкие по значению


Объяснить ошибки

Заменить слова синонимами. Сравнить оба текста

2.Знакомство со словарем синонимов русского языка. Понятие о синонимическом ряде(стержневое слово-доминанта.Наиболее употребительное ,стоит первым в словаре)

ЗНАКОМСТВО С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СИНОНИМИЧЕСКОГО РЯДА Перепишите синонимы в порядке усиления действия.ГРАДАЦИЯ(дается понятие)




1.Определить роль синонимов в речи. Ответьте на вопрос: какой текст звучит лучше? Сделайте вывод: для чего нам нужны синонимы?

2.Вместо точек вставить стоящие в скобках слова в нужном падеже


3.Соединить линиями синонимы из разных колонок


Упр.53


Упр.55


Упр.54







1.метель, пурга, буран, вьюга

2.шептать,кричать,сказать, воскликнуть


Отдых наш -физкультминутка, Занимай свои места. Раз-присели, два- привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч.

Редактирование текста.Дан текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами (Упр.366 из уч-ка Ладыженской)


1.Скворенушка-….

лесная река. 2.У нее была тоненькая…. фигура( небольшая, миниатюрная)


Дорога Ограда

Дом Отступ

Смелость Хижина

Забор Шоссе



Научиться находить синонимы в речи и подбирать синонимы к данным словам.





Уметь пользоваться словарем, находить доминанты, понятие о стилях



Усвоить новое знание, уметь видеть в тексте









Уметь употреблять синонимы в речи



Уметь выбирать синонимы в соответствии с их значением

ЛИЧНОСТНЫЕ(осознать эстетическую ценность русского языка, беречь его красоту)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(делать выводы на основе наблюдений, строить высказывание по теме)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ(высказывать свое предположение о выполнении учебной задачи, ставить ее и оценивать результат работы)

КОММУНИКАТИВНЫЕ(Принимать участие в диалоге, строить монолог, отвечать на вопросы)


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(уметь работать с источником информации)



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(использование знаково-символических средств)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ (контроль)

КОММУНИКАТИВНЫЕ(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)


КОММУНИКАТИВНЫЕ (умение общаться)




КОММУНИКАТИВНЫЕ(постановка вопроса)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ( анализируюттекст, выделяя нужные слова)

РЕГУЛЯТИВНЫЕ(выделяют и осознаютто,что уже усвоено, вносят коррективы)


РЕГУЛЯТИВНЫЕ(контроль, коррекция, оценка)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(постановка и решение проблемы)

КОММУНИКАТИВНЫЕ(Умение выражать свои мысли)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(постановка и решение проблемы)

КОММУНИКАТИВНЫЕ(умение выражать свои мысли)

Контроль

Участвуют в тестировании. Проводят самоанализ и взаимопроверку

МИНИ-ТЕСТ

1.Подобрать синонимы к слову СРАЖАТЬСЯ

а)состязание

б)бороться

в)борьба

2.Какое из данных слов не является синонимом к слову ЧИСТОПЛОТНЫЙ

а) аккуратный

б) опрятный

в)аккуратно

3.Какая из данных строк не синонимический ряд?

а ) человеколюбие-добрый-участливый

б) воздушный-легкий-невесомый

в) молодость-юность -молодеть


Уметь проводить самоконтроль своих знаний

РЕГУЛЯТИВНЫЕ(контроль, коррекция, оценки)

Рефлексия






ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ

Рефлексируют,выражают личное отношение к процессу и результату урока

Ребята, продолжите П

1.Сегодня на уроке мы повторили...2.Мы узнали..

3.Научились….

4.Трудным было то….

Синонимы -это(примеры)

Синонимический ряд-это (свои примеры)

Роль синонимов в речи







(Б) Упр.59(зад.1

(П)Упр.57(зад. 2,3,4)

Умение подводить итог своей деятельности. Доводить урок до логического конца.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ(рефлексия деятельности)

ЛИЧНОСТНЫЕ(самооценка, самоопределение)

КОММУНИКАТИВНЫЕ(выражение своих мыслей сдоствточной полнотой и ясностью, адекватное понимаение причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)



© 2010-2022