Конспект урока по литературе в 9 классе на тему М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Глава Княжна Мери

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

Любовь и дружба в жизни Печорина. (Анализ главы «Княжна Мери).

Форма урока: групповая.

Метод: исследовательский, частично-поисковый.

Цель:

1) раскрыть необходимость образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина;

2) развить навыки критического мышления, культуры речи;

3) воспитать чувство ответственности за людей, окружающих нас.

Задачи урока.

Предметные:

1) формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;

2) закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;

3) отметить нравственную ценность романа М.Ю. Лермонтова.

Метапредметные:

1)развивать навыки выразительного чтения;

2)совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;

3)развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.

Личностные:

1)привлекать учеников к прочтению и изучению русской прозы;

2)воспитать уважение к людям;

3)утвердить значимость и ценность каждого слова.

Умения и навыки учащихся на уроке:

1)умение высказывать свое мнение;

2)умение правильно выбрать главное и формулировать выводы;

3)формирование грамотной речи в процессе устных ответов.

Оборудование: текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация, фрагменты из фильма «Герой нашего времени» гл. «Княжна Мери» (2006г.)

Ход урока.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок, на котором мы будем работать по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (слайд 1)Работа будет происходить в группах (учащиеся изначально разделены на 2 группы).

2.Определение темы урока.

Перед тем, как мы определим тему и цели урока, послушайте притчу.

По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.

- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.

И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.

- Я хочу пить, - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там.
- Врет он все. Там ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?

- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.

- О чем эта притча?

- А теперь сформулируйте тему урока, связав слово «дружба» с главным героем романа.

- Дружба в жизни Печорина. Но сегодня мы не только о дружбе будем говорить, но и о любви. Записываем в тетрадь число, тему урока: Любовь и дружба в жизни Печорина. (Анализ главы «Княжна Мери). ( слайд 2) Какие поставим задачи на урок?

(Ответы учеников)

Проблемный вопрос на урок: способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь? (слайд 3)

К этому вопросу мы с вами вернёмся в конце урока.

3. Подготовительный этап для работы в группах

- Какие ассоциации, мысли возникают у вас, когда слышите слово «дружба»?

(Ответы учеников)

-Для того чтобы разобраться, что такое дружба в понимании Печорина, каждая группа получит карточки с вопросами. 1 группа анализирует: Печорин и Вернер (4 слайд), 2 группа - Печорин и Грушницкий (5 слайд). Посовещавшись, группа выдвигает 4 человек, которые должны будут ответить на вопросы, анализируя отношения Печорина с второстепенными персонажами: Грушницким, Вернером. Свои ответы можете подтверждать фразами из текста.

Проверка групп. Ответы учащихся. Группа пишет небольшую рецензию на ответы другой группы, т.е. оценивают её.

Вывод: Во-первых, как говорит сам Печорин, к дружбе он не способен, потому что «из двух друзей всегда один раб другого» (я осмелюсь не согласиться с такой точкой зрения, ведь настоящие друзья равны). Во-вторых, по словам молодого человека, он относится к людям, которые «по правде... ко всему довольно равнодушны кроме самих себя». А такие люди не могут дружить, не могут жертвовать чем-либо ради дружбы.

А какую роль играет в жизни Печорина Любовь, что для него любовь? Попытаемся найти причины не сложившихся отношений, попытаемся сделать для себя полезные выводы. Проследим, как меняется герой от страницы к странице.

Княжна Мери (6 слайд) . Расскажите о ней. Как знакомится с ней Печорин? Как развиваются отношения между ними? Для чего Печорин влюбляет в себя Мери?

Просмотр фрагмента фильма (1ч.40м.) - прощание Печорина с Мери. (обсуждение)

- Чем, на ваш взгляд, Вера отличается от предыдущих героинь. (7 слайд)
- опишите ее
- семейное положение
- чем жертвовала Вера ради Печорина
- можете ли вы сказать, Вера любила Печорина
- почему Печорин относился к ней иначе, чем к остальным. ( она понимала его, принимала таким как есть, ничего не пыталась в нем менять)
Какой эпизод в тексте говорит о том, что он остро нуждался в Вере. Испытал боль от того, что боялся ее потерять? Давайте посмотрим фрагмент фильма (1ч.34)
Как выдумаете Печорин любил Веру?
-женщины любили его, он их?
- чего не хватало ему для того, чтобы стать действительно счастливым человеком?

Вывод: для любви надо жертвовать чем - то. Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

Подведение итогов. Решение проблемного вопроса.

Домашнее задание: (8 слайд)

1.Ответить письменно на 1 из вопросов:

-Способен ли Печорин на настоящую любовь?

- Способен ли Печорин на настоящую дружбу?

2. Читать главу «Фаталист».

Рефлексия.

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.

Самооценка.

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?




Печорин и Вернер

1.Что сближает героев?

2. Что ценит Печорин в Вернере?

3. В чём отличие Вернера от Печорина?

4. Почему они не стали друзьями?







Печорин и Грушницкий

1. Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину?

2. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким?

3. Часто симпатии читателя на стороне Печорина. Почему?

4. Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?







Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?


2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

5. Оцени ответ.

Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?


2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

5. Оцени ответ.

Рецензия.

План оценивая.

1. Можно ли назвать ответ логичным, полным?


2. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не обоснованы примерами?

3. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?

4. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный план ответа.

«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?




«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?


«Моя самооценка»

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я принимал участие в анализе произведения?

Конспектировал таблицу?




© 2010-2022