Урок по русскому языку на тему Род имён существительных (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок, проведённый в 5 классе

Учитель: Лазаренко Мария Ивановна

МКОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»


Тема: Род имен существительных.

Цель. Сообщить о принадлежности имен существительных к одному из трех родов; учить определять род существительных, согласовывать с другими частями речи.

Ход урока.

слайд

Этап работы

Содержание

На доске

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.

- Сегодня мы будем работать в группах.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1.Ну-ка вместе подтянулись

И друг другу улыбнулись,

Прозвенел уже звонок

Нам пора начать урок.

2.Ребята, давайте хором произнесём наши замечательные слова:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.


- запись даты.

Классная работа.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


Музыка

017_VIVALDI - VESNA (ALLEGRO)

- А давайте - ка мы поиграем в «Угадай-ка». Узнаем, кто же самый смекалистый в классе? Кто первым догадается, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Это не простая задача. А для этого мои помощники - командиры групп (Кулакова Алина, Ткачёва Таня, Леонтьев Павлик) приготовили для вас небольшую сценку. (мини-проект). Называется она «Как род появился»

(СЦЕНКА «Как род появился»)

В одном королевстве жили муж и жена. Были они очень жадными. Решили между собой все слова-предметы поделить.

- подушка - она, моя стол - он, мой да и стул мой

- земля - она, моя

- луна чья? Моя тогда месяц мой, дом, мир

Слов много, а жизнь коротка.

Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили. Стали слова, которые забрал себе муж мужского рода. Слова, которые оказались у жены - -женского рода. А те, что остались неразделёнными - среднего рода. Вы знаете такие слова? Назовите имена существительные среднего рода.

(золото, колесо, дитё, чувство, небо, кино, солнце)

Ж.р. (она, моя)

Подушка

Земля

Луна

жизнь

Ср.р. (оно, моё)

Золото

Колесо

Солнце

Дитё

Чувство

Небо

кино

М.р. ? (он, мой0

Стол

Месяц

Мир

дом


Ребята, вы посмотрели сценку «Как род появился». Кто же самый смекалистый? Кто догадался, какова тема урока?

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Сл. 1

Род имен существительных.

Род имен существительных.

Сл.1

Давайте подумаем, что вы должны знать и уметь?

Обучаясь в начальной школе, вы уже знакомились с таким грамматическим признаком существительного, как род. Сегодня на уроке будем отрабатывать навык определения рода существительных, согласовывать существительные с другими частями речи.

вам таблица-подсказка

Смекалистые и внимательные , а какие вспомогательные слова использовали герои сказки при определении рода имён существительных?

Мои выводы:

1.определяем род при помощи вспомогательных слов: Ж.р. (она, моя)

Ср.р. (оно, моё)

М.р. (он, мой)

Богатая часть речи - имя существительное. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе.

Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

«Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять».


«Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять».

Сл.2

Песня «Если хочешь быть здоров»

Первым этапом научно-практической работы будет

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (ЗАПИСАТЬ)

- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов). А взрослым?
- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. (Можно употреблять в пищу витамины с огорода).

Сл.3

2 я группа исследовала всё, что растёт на огороде и в саду и просит вас с их помощью назвать «витамины с огорода». Слово 2-й группе. (мини-проект) Отгадки пишите в столбик.

ЗАПИСЬ СЛОВ В СТОЛБИК в тетради + на доске

1. Расселась барыня на грядке
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)

2. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки - дробинки. (Горох)

3Летом - в огороде
Свежие, зелёные.
А зимою - в бочке
Крепкие, солёные. (Огурец)

4. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

5. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили? (Картофель)


КАПУСТА

(ОНА, МОЯ) - Ж.Р.

Горох

(он, мой) М.Р.

Огурец

М.Р. (он, мой)

Морковь

Ж.Р. (она, моя)

Картофель

М.Р. (он, мой)

Сообщение о картофеле

Ребята провели поисковую работу и нашли интересный материал о картофеле. Им слово:

Это интересно.
500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений.

Тут начались путешествия картофеля по суше. Сперва она разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка, - "чертово яблоко", сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. В картофеле содержится достаточное количество полезных веществ. Картофель мы едим часто и в большом количестве, можно сказать - он обеспечивает нас витаминами.

Вернёмся к записанным словам,

ЗАДАНИЕ:
- Какие задания мы можем предложить с этими словами?

- Поставьте ударение, выделите (подчеркнуть) безударную гласную.

- Вспомните орфограмму, которой подчиняется написание этих слов.

- Что объединяет все эти слова? (Это овощи, все отвечают на вопрос что? Являются именами сущ ми)

- Докажите, что эти слова являются именами сущ-ми?.

( обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что? )

Определите род существительных.

- Какие вспомогательные слова помогут определить род? (М.Р.(он, мой) Ж.Р. (она, моя)

СР.Р. (оно, моё)

Учитель:

- А мой витаминный фрукт вы никогда не угадаете?

. КруглЫЕ, румянЫЕ,
Растём мы на ветке.
Любят и взрослые взрослые
И маленькие детки. (Яблоки)

Яблоки - определите род сущ.

Что вызвало у вас затруднение в определении рода?

Как узнать род сущ, если оно во мн.ч? (ПОСТАВИТЬ В ЕД.Ч.)

ЯБЛОКО - СР.Р. (оно, моё)


Вывод2:

Существительные множественного числа нужно поставить в единственное число и определить род.

КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО

ЗАПИШИТЕ СЛОВА И ОПРЕДЕЛИТЕ РОД, порассуждайте…

Бананы -

Груши -

Птицы -


Говорим о вкусных витаминах с огорода.

А какие витаминные блюда вы знаете?

Ребята , продолжим исследовательскую работу. Запишем новый вид работы:

СИНТАКСИЧЕСКИЕ МИНУТКИ.

Устно. Составьте предложение по его началу, используя «ВИТАМИННЫЕ СЛОВА» слова. Составить схему.

На доске и в тетради.

[о : о,о,о,о,о]

Сл.4

_ Ребята, предлагаю продолжить наши научные исследования в Простоквашино. Вспомните. Кто там живёт? (Кот Матроскин, Шарик, дядя Фёдор, Каркуша, мама, папа, почтальон Печкин)

(видеофайл)

(видеофайл - песня «Если б не было зимы…»

Сл.5

-Шарик в своём репертуаре. Не успели прийти, а он со своими вопросами. Да ещё и почтальон Печкин тут как тут.

- Ну что побеседуем с Шариком?

Порассуждаем:

(ВЫВОД)

- О каком грамматическом признаке сущ. Вы сегодня говорите?

- Каких родов бывают имена сущ.?

- Как вы думаете, это постоянный или непостоянный признак имени сущ?

- Какие приёмы распознавания рода вы узнали?

Мои выводы:

1.определяем род при помощи вспомогательных слов: Ж.р. (она, моя)

Ср.р. (оно, моё)

М.р. (он, мой)

2. Существительные множественного числа нужно поставить в единственное число и определить род.

Ребята, нам необходимо познакомиться ещё с одним свойством рода существительных. 3 группа подготовила своё исследование, составили свой мини-проект. Предлагает вам в нём поучаствовать, им слово. Все отгадки будем записывать на доске и в тетради.

Сл.6

1 Серое сукно тянется в окно. (сумерки)

2.Зубасты, а не кусаются (грабли)

3. У одной мыши три хвоста (вилы)

5.Гостя примут от души:

Так обнимут - не дыши! (тиски)

4 Без ног, а ходят, без рук, а указывает (часы)

- Определите род существительных.

- Сделаем вывод. Это 3-е правило.

сумерки

грабли

вилы

часы

тиски

Вывод 3:

У существительных, употребляющихся только во множественном числе, род не определяется.

СЛ.7

СЛ.8

РЕБЯТА, А СЕЙЧАС ФИЗМИНУТКА

Будьте наблюдательны. После физминутки назовите существительные - предметы, которые вы увидите (ромашки, клевер, лучи, солнце, тучки, облака и т.д. - определить род перечисленных существительных)


СЛ.9

СЛ.10

СЛ.11

- Многое мы узнали о роде имён существительных., но не всё. Большую помощь в определении рода сущ. оказывают глаголы прошедшего времени и прилагательные.

Каждая группа получит своё задание и проведёт свою научно-практическую работу.

(записываем)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1 ГРУППА - упр. 501

2 ГРУППА -упр. 500

3 ГРУППА -

- Давайте послушаем, о чём беседуют наши герои. Я так и знала. Шарик перепутал все слова, кот Матроскин на него сильно рассердился из-за этого. Дядя Фёдор просит восстановить справедливость Поможем?

Покажите какие вы дружные, как умеете помогать друг другу и прислушиваться к мнению друзей?
Составь словосочетания. Определи род имен существительных.

крепкое ложка
косолапый молоко
бурное лимон
красная медведь
деревянная здоровье
жёлтый море
кислое рябина

вам таблица-подсказка

1 ГРУППА

Молодёжь (ж.р.)пела

Картофель (м.р.) зеленел

Солнце (ср.р.) садилось

Яблоко (ср.р.)зрело

Полотенце (ср.р.)висело

Рояль (ср.р.)стоял)

2 ГРУППА -500

Сильное впечатление (ср.р.),

Городская молодёжь (ж.р.),

Известная фамилия (ж.р.),

железнодорожный путь (м.р.),

прочный рельс (м.р.),

белая простыня (ж.р.)

Румяное яблоко (ср.р.),

свежий картофель (м.р.).

С/К

3ГУППА

крепкое здоровье (ср.р.)
косолапый медведь(м.р.)
бурное море(ср.р.)
красная рябина (ж.р.)
деревянная ложка (ж.р.)
жёлтый лимон (м.р.)
кислое молоко (ср.р.)

СЛ.12 ПРОВЕРКА

Вывод 4.

Глаголы прошедшего времени и прилагательные помогают определить род.

СЛ.13

Продолжаем нашу исследовательскую работу.

Недавно я подслушала разговор друзей. Вот о чём они говорили.

Я видел в зоопарке кенгуру.
На завтрак я люблю пить кофе .
Не хочу шампунь, лучше вымою голову детским мылом!

Ребята , давайте исследуем род выделенных слов.

- Почему из предложений друзей не ясно, какого рода имена существительные: кенгуру, кофе, шампунь?

- Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти слова? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, новый шампунь.)

2. Род неизменяемых имен существительных надо запоминать.

В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю.

Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню - среднего рода.

Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе - мужского рода.



вам таблица-подсказка

5.Род неизменяемых имен существительных надо запоминать.

В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю.

СЛ.14

Следующий вид работы любим всеми нами.

КОДИРОВАННЫЙ ДИКТАНТ.

Цифры до 10 Каждой цифре соответствует буква: жен.род - ж, муж.род - м., сред род - с.)

1.картофель 2шоссе 3 рельс 4 ночь 5 солнце 6 какаду 7 ромашка 8 сторона 9 дым 10 - неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

м

с

м

ж

с

м

ж

ж

м

ж

С/к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

м

с

м

ж

с

м

ж

ж

м

ж

Сл.15 ИТОГ

Время подвести итог урока.

Давайте с вами пошушукаемся.

Что вы узнали?

Что открыли для себя?

Научились чему?

Что понравилось?

Оценки выставят командиры групп, которые на протяжении всего урока вели листки учёта ответов

Кто может сказать:

«Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сл.16

В завершении нашего исследования я предлагаю каждому выполнить творческую работу.
- Страницу тетради мысленно разделите на три столбика: Ж.Р., М.Р., СР.Р.

- Выберите одну тему для творческой работы: «Мой класс», «Зимняя погода», «Моя кухня».
- Придумайте по 2 слова каждого рода, по теме, которую вы выбрали. Слова пишите с маленькой буквы.

-

Проверим. Вы читаете свои слова, а мы должны будем угадать тему. Дома вы напишите сочинение из 5 -6 предложений, используя слова, которые вы записали.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Тест

1. В какой строке все существительные женского рода?

А) солнце, тучи

Б) небо, земля

В) вишни, красота

2. Найдите «лишнее» существительное:

А) яблоки

Б) дома

В) рельсы

3. Найдите слово женского рода:

А) школьники

Б) скрипки

В) столы

ОТВЕТ: в,а,б

Весёлая эстафета «Кто быстрее?» правильно допишет окончание и укажет род сущ-х.

Розов… фламинго (…)
Широк… шоссе (…)
Грустн… шимпанзе (…)
Вкусн… эскимо (…)
Горяч… какао (…)
Интересн… кино (…)

Громк… радио (…)

Нов… пианино (…)

Чугунн… рельс (…)

Зелён… роща (…)

Маленьк… мышь (…)

Детск… шампунь (…)

Красив…метро (…)

Больш… фойе (…)

Ново… пальто (…)

Звонк… рояль(…)

Резв… кенгуру (…)

Вкусн… кофе (…)

7


© 2010-2022