Урок русского языка по теме Причастный оборот ( 7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

( с украинским языком обучения)




Тема Знаки препинания при причастном обороте. Развитие речи, культура речи. «Все создается трудом»

Цели и задачи урока:

  • совершенствовать языковые, познавательные, коммуникативные компетентности учащихся

  • обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи

  • закрепить навыки конструирования предложений с причастным оборотом и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами

  • совершенствовать навыки синтаксического разбора предложения

  • привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся

  • расширить представление детей о значении труда в жизни общества, воспитывать потребность в выборе трудовой деятельности

  • способствовать воспитанию речевой культуры учащихся

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • карточки с заданиями

  • опорные схемы "Причастие" , «Причастный оборот», таблицы

Ход урока

І. Оргмомент.

ІІ. Сообщение темы и целей урока.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

1. Найти ошибки в опорном конспекте ( повторение знаний о причастии, причастном обороте):

ПРИЧАСТИЕ- это часть речи, которая обозначает признак и действие предмета и отвечает на вопросы какой? какие?

Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

Оно, как и глагол, спрягается, и ,как прилагательное, склоняется по падежем.

В предложении причастие выполняет роль обстоятельства.

Причастие и определяемое слово образуют причастный оборот.

Причастный оборот в предложении выделяется всегда, независимо от того, где он находится в предложении.

2. Работа над закреплением знаний о причастном обороте

Распределите правильно следующие словосочетания ( словосочетания с причастиями даны на доске и в карточках на партах)

Причастные обороты

сущ.+ причастие

Словосочетания с причастием сущ.+ причастие

Выбранная профессия

Принорсящий радость

Интересующийся человек

Знающий специалист

Выбранная по душе

Труд почитаемый

Интересующийся знанием

Знающий свое дело

  • Какой алгоритм рассуждения вы использовали при выполнении этой работы?

  • Какой общей темой связаны эти словосочетания?

3. Конструирование предложений с причастными оборотами, записанными в предыдущем задании ( с записью на доске).

Например:

Профессия, выбранная по душе, приносит человеку удовольствие от процесса труда.

Труд, приносящий радость, почитаем людьми.

Сегодня ценится только знающий свое дело специалист.

Задания:

  • прокомментировать постановку знаков препинания

  • призвести синтаксический разбор предложений

  • назвать типы причастий, которые ввели в предложения

IV. Работа по развитию речи, культуре речи. Тема «Все создается трудом»

Слово учителя: Ребята, вы уже, наверно, догадались, что весь урок наш мы подчинили одной теме - теме труда. Людьми разных народов труд признается как основная человеческая ценность, без которой не было бы ничего, что мы видим вокруг себя, к чему приложены человеческие руки. Обратите внимание на пословицы, помещенные на доске, скажите: «Какой труд был и остается в чести в народе?» ( чтение о обсуждение пословиц)

Пословицы на доске:

Работай боле, тебя и помнить будут доле.
(Карельская)

В труде - счастье.
(Латышская)

Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.
(Русская.)

Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает.
(Туркменская.)

Гляди не на человека, а на его дела.
(Украинская.)

Слово учителя: Вы правильно определили , ребята, что трудовые качества человека были оценкой его как человека - создателя, человека-творца. Все на земле создается трудом именно таких людей! А как стать таким человеком, чтобы труд, каким он занимается, стал делом его жизни?

4.1.Работа с текстом. Прочитайте внимательно текст и определите его тему и основную мысль.

Труд должен быть любим и почитаем каждым сердцем. Можно ли заставить человека, не имеющего ни музыкального слуха, ни мало-мальского знания законов построения звука, заставить писать уникальные произведения; и плотника, выстругавшего палочку дирижёрскую, поставить управлять целым оркестром?!

Знать надо, чего вы хотите, и мало того знать, необходимо и уметь, а для этого труд огромный приложен должен быть; а иначе и места своего занятого не достойны будете. Сурово и непреклонно идите не только к знанию, но и умению, чтоб слить их в единое целое, что и выльется в венец мастерства непревзойдённого, и пусть каждый будет на своём месте: пианист великий - на сцене у рояля, а вы - в зрительном зале. А если же овладеете искусством управления палочкой дирижёрской, значит все взоры сфокусируете на себе в ожидании знака, позволяющего взорвать тишину феерией звуков волшебных. Умейте найти себя и воздержаться в метаниях средь кресел чужих.

- Выполните сдедующие задания:

А) дайте толкование лексического значения слова «труд»

Б) найдите художественно-выразительные средства, которые характеризуют слово «труд»

В) подберите синонимы к слову «труд»; работа с синонимами слова труд - работа, любимое занятие, профессия

Г) найдите в тексте предложения с причастными оборотами, объясните постановку знаков препинания

4.2.Составление синкана ( с использованием миктротем текста) вместе с учашимися

Труд

Любимый и почитаемый каждым сердцем

Ведет не только к знанию, но и умению, сливает их в единое целое

Только в их слиянии рождается венец мастерства человека

Пусть каждый будет на своем месте!

4.3. Составление синкана со словами профессия, работа( если будет время на уроке)

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание : напишите сочинение-миниатюру по одной из пословиц ( раскрыть смысл, привести примеры из профессионального опыта ваших близких), используя причастные обороты; повторить материал о типах причастий, причастном обороте


















Приложение 1

Урок русского языка по теме Причастный оборот ( 7 класс)





Урок русского языка по теме Причастный оборот ( 7 класс)


Приложение 2

  1. Распределите правильно следующие словосочетания

Причастные обороты

сущ.+ причастие

Слвосочетания с причастием сущ.+ причастие

Выбранная профессия

Принорсящий радость

Интересующийся человек

Знающий специалист

Выбранная по душе

Труд почитаемый

Интересующийся знанием

Знающий свое дело

2. Работа с пословицами

Работай боле, тебя и помнить будут доле.
(Карельская)

В труде - счастье.
(Латышская)

Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.
(Русская.)

Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает.
(Туркменская.)

Гляди не на человека, а на его дела.
(Украинская.)

3. Работа с текстом. Прочитайте внимательно текст и определите его тему и основную мысль.

Труд должен быть любим и почитаем каждым сердцем. Можно ли заставить человека, не имеющего ни музыкального слуха, ни мало-мальского знания законов построения звука, заставить писать уникальные произведения; и плотника, выстругавшего палочку дирижёрскую, поставить управлять целым оркестром?!

Знать надо, чего вы хотите, и мало того знать, необходимо и уметь, а для этого труд огромный приложен должен быть; а иначе и места своего занятого не достойны будете. Сурово и непреклонно идите не только к знанию, но и умению, чтоб слить их в единое целое, что и выльется в венец мастерства непревзойдённого, и пусть каждый будет на своём месте: пианист великий - на сцене у рояля, а вы - в зрительном зале. А если же овладеете искусством управления палочкой дирижёрской, значит все взоры сфокусируете на себе в ожидании знака, позволяющего взорвать тишину феерией звуков волшебных. Умейте найти себя и воздержаться в метаниях средь кресел чужих.

- Выполните сдедующие задания:

А) дайте толкование лексического значения слова «труд»

Б) выпишите из текста определения к слову «труд»

В) подберите синонимы к слову «труд»; работа с синонимами слова труд - работа, любимое занятие, профессия

4. Составим синкан,

Труд

Приложение 3


Урок русского языка по теме Причастный оборот ( 7 класс)



Урок русского языка по теме Причастный оборот ( 7 класс)

© 2010-2022