- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме Причастный оборот ( 7 класс)
Урок русского языка по теме Причастный оборот ( 7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иконникова С.В. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
( с украинским языком обучения)
Тема Знаки препинания при причастном обороте. Развитие речи, культура речи. «Все создается трудом»
Цели и задачи урока:
-
совершенствовать языковые, познавательные, коммуникативные компетентности учащихся
-
обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи
-
закрепить навыки конструирования предложений с причастным оборотом и постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами
-
совершенствовать навыки синтаксического разбора предложения
-
привлечь внимание детей к традиционному, народному отношению к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся
-
расширить представление детей о значении труда в жизни общества, воспитывать потребность в выборе трудовой деятельности
-
способствовать воспитанию речевой культуры учащихся
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
-
карточки с заданиями
-
опорные схемы "Причастие" , «Причастный оборот», таблицы
Ход урока
І. Оргмомент.
ІІ. Сообщение темы и целей урока.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1. Найти ошибки в опорном конспекте ( повторение знаний о причастии, причастном обороте):
ПРИЧАСТИЕ- это часть речи, которая обозначает признак и действие предмета и отвечает на вопросы какой? какие?
Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.
Оно, как и глагол, спрягается, и ,как прилагательное, склоняется по падежем.
В предложении причастие выполняет роль обстоятельства.
Причастие и определяемое слово образуют причастный оборот.
Причастный оборот в предложении выделяется всегда, независимо от того, где он находится в предложении.
2. Работа над закреплением знаний о причастном обороте
Распределите правильно следующие словосочетания ( словосочетания с причастиями даны на доске и в карточках на партах)
Причастные обороты
сущ.+ причастие
Словосочетания с причастием сущ.+ причастие
Выбранная профессия
Принорсящий радость
Интересующийся человек
Знающий специалист
Выбранная по душе
Труд почитаемый
Интересующийся знанием
Знающий свое дело
-
Какой алгоритм рассуждения вы использовали при выполнении этой работы?
-
Какой общей темой связаны эти словосочетания?
3. Конструирование предложений с причастными оборотами, записанными в предыдущем задании ( с записью на доске).
Например:
Профессия, выбранная по душе, приносит человеку удовольствие от процесса труда.
Труд, приносящий радость, почитаем людьми.
Сегодня ценится только знающий свое дело специалист.
Задания:
-
прокомментировать постановку знаков препинания
-
призвести синтаксический разбор предложений
-
назвать типы причастий, которые ввели в предложения
IV. Работа по развитию речи, культуре речи. Тема «Все создается трудом»
Слово учителя: Ребята, вы уже, наверно, догадались, что весь урок наш мы подчинили одной теме - теме труда. Людьми разных народов труд признается как основная человеческая ценность, без которой не было бы ничего, что мы видим вокруг себя, к чему приложены человеческие руки. Обратите внимание на пословицы, помещенные на доске, скажите: «Какой труд был и остается в чести в народе?» ( чтение о обсуждение пословиц)
Пословицы на доске:
Работай боле, тебя и помнить будут доле.
(Карельская)
В труде - счастье.
(Латышская)
Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.
(Русская.)
Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает.
(Туркменская.)
Гляди не на человека, а на его дела.
(Украинская.)
Слово учителя: Вы правильно определили , ребята, что трудовые качества человека были оценкой его как человека - создателя, человека-творца. Все на земле создается трудом именно таких людей! А как стать таким человеком, чтобы труд, каким он занимается, стал делом его жизни?
4.1.Работа с текстом. Прочитайте внимательно текст и определите его тему и основную мысль.
Труд должен быть любим и почитаем каждым сердцем. Можно ли заставить человека, не имеющего ни музыкального слуха, ни мало-мальского знания законов построения звука, заставить писать уникальные произведения; и плотника, выстругавшего палочку дирижёрскую, поставить управлять целым оркестром?!
Знать надо, чего вы хотите, и мало того знать, необходимо и уметь, а для этого труд огромный приложен должен быть; а иначе и места своего занятого не достойны будете. Сурово и непреклонно идите не только к знанию, но и умению, чтоб слить их в единое целое, что и выльется в венец мастерства непревзойдённого, и пусть каждый будет на своём месте: пианист великий - на сцене у рояля, а вы - в зрительном зале. А если же овладеете искусством управления палочкой дирижёрской, значит все взоры сфокусируете на себе в ожидании знака, позволяющего взорвать тишину феерией звуков волшебных. Умейте найти себя и воздержаться в метаниях средь кресел чужих.
- Выполните сдедующие задания:
А) дайте толкование лексического значения слова «труд»
Б) найдите художественно-выразительные средства, которые характеризуют слово «труд»
В) подберите синонимы к слову «труд»; работа с синонимами слова труд - работа, любимое занятие, профессия
Г) найдите в тексте предложения с причастными оборотами, объясните постановку знаков препинания
4.2.Составление синкана ( с использованием миктротем текста) вместе с учашимися
Труд
Любимый и почитаемый каждым сердцем
Ведет не только к знанию, но и умению, сливает их в единое целое
Только в их слиянии рождается венец мастерства человека
Пусть каждый будет на своем месте!
4.3. Составление синкана со словами профессия, работа( если будет время на уроке)
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание : напишите сочинение-миниатюру по одной из пословиц ( раскрыть смысл, привести примеры из профессионального опыта ваших близких), используя причастные обороты; повторить материал о типах причастий, причастном обороте
Приложение 1
Приложение 2
-
Распределите правильно следующие словосочетания
Причастные обороты
сущ.+ причастие
Слвосочетания с причастием сущ.+ причастие
Выбранная профессия
Принорсящий радость
Интересующийся человек
Знающий специалист
Выбранная по душе
Труд почитаемый
Интересующийся знанием
Знающий свое дело
2. Работа с пословицами
Работай боле, тебя и помнить будут доле.
(Карельская)
В труде - счастье.
(Латышская)
Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.
(Русская.)
Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает.
(Туркменская.)
Гляди не на человека, а на его дела.
(Украинская.)
3. Работа с текстом. Прочитайте внимательно текст и определите его тему и основную мысль.
Труд должен быть любим и почитаем каждым сердцем. Можно ли заставить человека, не имеющего ни музыкального слуха, ни мало-мальского знания законов построения звука, заставить писать уникальные произведения; и плотника, выстругавшего палочку дирижёрскую, поставить управлять целым оркестром?!
Знать надо, чего вы хотите, и мало того знать, необходимо и уметь, а для этого труд огромный приложен должен быть; а иначе и места своего занятого не достойны будете. Сурово и непреклонно идите не только к знанию, но и умению, чтоб слить их в единое целое, что и выльется в венец мастерства непревзойдённого, и пусть каждый будет на своём месте: пианист великий - на сцене у рояля, а вы - в зрительном зале. А если же овладеете искусством управления палочкой дирижёрской, значит все взоры сфокусируете на себе в ожидании знака, позволяющего взорвать тишину феерией звуков волшебных. Умейте найти себя и воздержаться в метаниях средь кресел чужих.
- Выполните сдедующие задания:
А) дайте толкование лексического значения слова «труд»
Б) выпишите из текста определения к слову «труд»
В) подберите синонимы к слову «труд»; работа с синонимами слова труд - работа, любимое занятие, профессия
4. Составим синкан,
Труд
Приложение 3