Внеклассное мероприятие по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассные занятия по русскому языку - это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области русского языка. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи.

Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить учащихся грамотных, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме. В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру.

Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

Предлагаю вашему вниманию внеклассное мероприятие в форме игры «Знаем русский». Данная разработка предназначена для учителей - словесников, которые могут использовать её, например, при проведении Недели русского языка и литературы.

В игре принимают участие учащиеся 9 классов: от каждого класса по команде (сколько классов - столько и команд) Игра состоит из шести туров.

Оборудование: ведёрко (или кольцо), мяч, бочонки с цифрами «1», «2», «3».

Правила игры: играют три команды. Перед началом игры капитаны команд проходят жеребьёвку: вытягивают бочонки и выполняют задание 1 тура. После каждого тура жюри объявляет результаты. Обязательно обговариваем условия перехода к следующему туру, например, начинает команда, набравшая наименьшее количество баллов. Есть домашнее задание: по басне И.А.Крылова «Белка» каждая команда выполняла своё задание.

Игра «Знаем русский»

1 тур. Задание для капитанов. Как называются жители города? (3 балла + 3 за каждое попадание, всего 6 баллов).

(Можно взять ведёрко (или кольцо) и мяч. Предлагаем каждому капитану 3 попытки. Каждое попадание даёт капитану дополнительно (балл или подсказку, обговаривается это условие всеми командами) и выбирают что-то одно. Затем задаём вопросы.

1 команда. Как называются жители города Сочи? Томска? Ярославля?

2 команда. Как называются жители города Хабаровска? Курска? Рязани?

3 команда. Как называются жители города Петербурга? Кемерово? Омска?

2 тур. Объясните значение. (1 - 6 б., зависит от полноты ответа).

1 команда. Что такое «бабье лето»?

2 команда. Вы слышали выражение «хватит почивать на лаврах», что оно означает? Как вы понимаете слово «почивать»? А слово «на лаврах»?

3 команда. Что такое именины? И почему этот праздник так называется?

3 тур. Блиц - опрос. (За 30 секунд дать ответы на вопросы. Сколько правильных ответов, столько баллов).

1 команда.

*Нужен ли дефис в наречии «по(новому)»?

*Этот герой был согласен на медаль. Назовите его.

*В прямом или переносном значении употреблено прилагательное в слово-

сочетание «прозрачный намёк»?

*Чем по дороге в Петербург один мужик двух генералов кормил?

*В словах жюри, брошюра, парашют пишется у?

*Под какой камень вода не течёт?

*Возраст Остапа?

*Образное определение?

2 команда.

*Найдите третье лишнее: прилагательное, приставка, глагол.

*Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в

юности?

* Нужен ли дефис в наречии «не по(братски)»?

*Назовите возраст Тараса Бульбы?

* В словах кованый, жёваный одна или две н?

* Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы?

*Сколько детей было у дочери Самсона Вырина?

*Закончите строфу «Ягнёнок в жаркий день…»

  1. команда.

* Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала?

* Нужен ли дефис в наречии «по(девичьи)»?

*Синоним преувеличения.

*Найдите третье лишнее: докрасна, досыта, досуха.

*Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён?

* В прямом или переносном значении употреблено наречие в слово-

сочетание «душа нараспашку»?

*Имя и отчество купца Калашникова?

*Подберите к наречию вмиг синоним с тем же корнем.

4 тур. Назовите автора, произведение, ответьте на вопросы. (1 - 6 б., зависит от полноты ответа).

1 команда. Кто автор? Как называется произведение? В какой форме написа- но произведение? Почему автор этим пользуется?

Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая на восток.

2 команда. Кто автор? Как называется произведение? И почему изменилось отношение к героине после прочтения письма?

« Я получила радостное известие. Дядюшка, о котором я ничего не знала, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях Москву приехал. Вот письмо, которое я от него получила.»

3 команда. Кто автор? Как называется произведение?

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль …

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль …

5 тур. Ответить на вопрос из зала.(Каждой команде из зала задают один вопрос, за правильный вопрос - 1 балл).

6 тур. «Мастерская слова». Это домашнее задание: по басне И.А.Крылова «Белка» каждая команда выполняла своё задание. (1 - 6 б., зависит от полноты ответа).

Звучит басня И.А.Крылова «Белка» (читает учитель или подготовленный ученик).

1 команда. Жанр - комедия «Белка».

2 команда. Жанр - комедия - реалити «Белка».

3 команда. Жанр - драма «Белка».



© 2010-2022