Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С. Меркина, С. А. Зинина, С.А. Чалмаева. Москва «Русское слово» 2011

Цели изучения предмета «Литература»:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное умение читать, комментировать, анализировать интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения художественных смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

  • воспитание духовно-развитой личности, испытывающей потребность в самореализации и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора, реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

  • формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценностей человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление её творческих способностей;

  • формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и мире, активной жизненной позиции;

  • воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству, его великой истории и культуре, уважения к традициям и культуре других народов;

  • развитие нравственно эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремление к красоте человеческих взаимоотношений;

  • приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Метапредметные результаты

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, стуктурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, делать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, анализировать, использовать их в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • Умение анализировать литературное произведение: определять род, жанр; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

2) в ценностно-ориентационной сфере

  • приобщение к нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственныыыми ценностями других народов;

  • формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация изученных произведений;

  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере

  • восприятие на слух произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;

  • написание сочинений изложений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и культурные темы;

4) в эстетической сфере

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ожидаемые результаты

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 веков;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

- анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



№ п/п

Тема

Кол.

часов

Теория литературы и историко-литературные сведения

Развитие речи

Межпредметные связи

1

Введение

1

Писатель. Читатель. Художественная и учебная книга.

Устные монологические высказывания.

Особенности работы с учебной хрестоматией.

2(1)

Вн.чтение. Книга, о которой хочется рассказать.

1

Тема. Идея. Сюжет. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащихся

Краткий пересказ

Книга в иллюстрациях художников.

3

Миф и мифология. Античный миф. Мифологические рассказы о происхождении мира и богов «Рождение Зевса», «Олимп»

1

Миф. Мифологический сюжет, мифологический персонаж.

Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа.

Образ Зевсе в античной скульптуре (Фидий, Зевс Олимпийский)

4(1)

Р.р. Устное словесное рисование персонажей мифологического рассказа.

1

Миф, мифологический сюжет, мифологический персонаж.

Словесное рисование

Мифологические персонажи в античном искусстве.

5

Гомер «Одиссей на острове циклопов».Сюжет.Образы Одиссея и Полифема.

1

Мифологический персонаж, мифологический сюжет, сюжет мифа.

Словесное рисование

«Ослепление Полифема» (рисунок на вазе)

6(2)

Р.р. Подробный пересказ самого занимательного эпизода (по произведению Гомера «Одиссея» . «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

1

Сюжет мифа, мифологический герой.

Подробный пересказ

К.Батюшков. «Судьба Одиссея»

7(2)

Вн.чтение. Мифологические рассказы о богах и героях. «Посейдон и божества моря», «Артемида», «Афина-Паллада», «Пан», «Немейский лев» (первый подвиг Геракла), «Персей спасает Андромеду»

1

Мифологический рассказ, мифологический герой

Различные виды пересказа

Образ Посейдона в античной статуе (Посейдон с мыса Атемисион). Леохар. «Артемида с ланью. М.А. Врубель. «Пан»

8

Устное народное творчество, его основные виды.

1

Развитие представлений о видах устного народного творчества

Работа со словарем, составление словарной статьи, конкурс «Кто больше знает пословиц?» подбор к зарубежной пословице аналогичных русских

Книжная выставка, оформление книги.

9

Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

1

Сказка, типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отражение в волшебной сказке народных представлений о добре и зле.

Построение устных высказываний.

Сказка в иллюстрациях И.Билибина.

10

Нравственная проблематика волшебной сказки «Царевна-лягушка». Сюжет. Сказочные образы.

2

Сказка, построение сказки (присказки, зачин, концовка, обращения, повторы) постоянные эпитеты, гиперболы.

Построение устных высказываний, участие в диалоге.

Мультфильмы по мотивам сказки

11(3)

Р.р. Сказывание сказки.

1

Сказка: повторы, эпитеты, гиперболы, народное представление о героическом.

Подробный пересказ эпизода.

Сказка в исполнении мастеров художественного слова

12

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

1

Бытовая сказка; сюжет и реальная основа бытовой сказки; своеобразие лексики бытовой сказки; выражение в бытовой сказке национальных черт характера

Краткий пересказ; чтение по ролям.

13

Сказки народов России. «Падчерица»

1

Своеобразие лексики в сказках.

14(3)

Вн.чт. В мире русской народной сказки

2

Сказка, виды сказок, изобразительно-выразительные средства; особенности сказочных героев; сказочный запрет

Аргументация своей точки зрения, создание устного связного рассказа о любимой сказке, ответы на вопросы викторины.

Сказка в живописи, музыке, кино.

15(4)

Р.р. Сочинение сказки

1

Сказка, построение сказки; постоянные эпитеты, повторы, гиперболы, волшебство, сказочные герои, тема, идея.

Выбор вида сказки; составление сказки; придумывание зачина, концовки, введение изобразительно-выразительных средств.

16

Понятие о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян, «Кий, Щек и Хорив», Дань Хазарам») Нравственная позиция автора.

2

Понятие о древнерусской литературе, летопись. Патриотический пафос древнерусской литературы. Позиция автора, мотивы повести.

Пересказ статьи «О древнерусской литературе»

Книга. Рукописная книга. Книга печатная. Памятник Кириллу и Мефодию (Скульптор В.Я.Клыков)

17(5)

Р.р. Подробный пересказ текстов древнерусской литературы.

1

Летопись. Патриотический пафос. Нравственная позиция.

Подробный пересказ фрагментов летописи с использованием старинных слов и выражений.

Фрагменты «Повести временных лет» в использовании мастеров художественного слова.

18(4)

Вн.чт. В мире древнерусской литературы (Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем. А.Никитин «Хождение за три моря» и др.

1

Древнерусская литература, жанры, летопись, житие, хождение. Патриотический и поучительный пафос древнерусской литературы. Утверждение нравственных идеалов.

Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста.

Сюжет древнерусской литературы в иллюстрациях художников.

20

Басни народов мира. Эзоп. Басня «Ворона и лисица» Раскрытие характера персонажей в баснях.

1

Басня. «Эзопов язык». Сюжет. Композиция.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Работа с иллюстрациями художников к басням.

21

Русская басня. Русские баснописцы. Проблематика, злободневность.

1

Басня, басня и миф, мораль, олицетворение, аллегория.

Рассказ о баснях по плану.

Русская басня в исполнении мастеров художественного слова.

23

Басня «Ворона и Лисица» В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова.

1

Краткие сведения о писателях. «Бродячие сюжеты» в баснях, способы реализации одного и того же сюжета.

Составление плана статей учебника о писателях.

24

И.А.Крылов. Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха». Образный мир басен.

2

Краткие сведения о писателе, отношение И.А.Крылова к книге, тематика басен, басенный сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, сатира.

Конкурс на лучшее чтение или чтение по ролям

Иллюстрации художников к басням И.А.Крылова.

25

Конкурс на лучшее инсценирование басен И.А.Крылова

2

Басня, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Инсценирование басни, отзыв на инсценировку

Театр (костюмы, декорации)

26

С.В.Михалков «Грибы», «Зеркало» Тематика, проблематика.


27

А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Пушкин и книги. Анализ стихотворения «Няне»

1

Биография, жизненный путь, творческий путь. Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства в стихотворении.

Составление плана статьи учебника, тезисов, воспоминаний, выразительное чтение

Портреты поэта, отца, матери, няни

28

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Литературная и народная сказка. Герои и персонажи. Отношение автора к героям

2

Литературная сказка и ее отличие от фольклорной. Гуманистическая направленность сказки.

Выразительное чтение, устные и письменные ответы на вопросы.

Сказка Пушкина в иллюстрациях художников и в кино

29

Рассказ о герое «сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Литературная сказка, литературный портрет, пейзаж, ритм.

Устный рассказ о герое «Сказки…»

Литературный и живописный портрет

30(6)

Р.р. Конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина

1

Литературная сказка, портрет, герой, персонаж.

Инсценирование или чтение по ролям фрагментов сказок

Сказки А.С.Пушкина в музыке, кино, изобразительном искусстве.

31

А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

Ритм, рифма, эпитеты

Выразительное чтение, устное словесное рисование

Народные сказки, вдохновившие поэта на создание поэмы

32

Образ природы в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимнее утро»

1

Пейзаж, художественный образ, лирический персонаж, интонация, эпитет, композиция, образ зимы и образ красавицы.

Выразительное чтение, ответы на вопросы.

Сопоставление трактовок стихотворения в исполнении актеров А.Шварца и Е.Тиме

34(7)

Р.р. Письменный анализ стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

1

Тема, лирический персонаж, диалог, ритм, рифма, композиция.

Составление плана анализа стихотворения, создание текста сочинения

Интерпретация стихотворений в музыке, живописи, художественном чтении

35(5)

Вн.чт. Час поэзии. «Поэзия 19 века о родной природе»

1

Пейзажная лирика, сравнения, эпитеты, риторические фигуры, образ природы, система художественных образов

Подбор к данным словосочетаниям сочетаний слов из текста стихотворений.

Подбор иллюстраций к книге стихотворений

36

Детские годы М.Ю.Лермонтова

1

Влияние событий русской истории на творчество Лермонтова, интерес поэта к проблемам народа

Чтение по ролям фрагмента из романа М.И.Сизовой «Из пламя и света»

М.Ю.Лермонтов и его семья в портретах художников

37

Стихотворение Лермонтова «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова

2

Новое понимание человека в его связях с национальной историей.

Выразительное чтение наизусть, письменные и устные ответы на вопросы учителя.

Работа с иллюстрациями к стихотворению, материалами о Бородинской панораме Москвы.

38

Составление кадров и титров к рисованному диафильму по стихотворению Лермонтова «Бородино»

1

Историзм литературы, патриотические мотивы.Звукопись.

Подбор цитат для титров рисованного диафильма, рассказ о замысле кадров диафильма.

Иллюстрация

39(6)

Вн.чт. Стихотворение Пушкина «Узник» и Лермонтова «Пленный рыцарь»

1

Лирика. Тема. Идея, композиция, система образов, лирические герои

Выразительное чтение наизусть, письменные и устные ответы на вопросы учителя

Стихотворения в иллюстрациях художников

40

Н.В.Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя

1

Формирование представлений о национальной самобытности раннего творчества Гоголя, интерес к культуре народа. фантастика

Подготовка устного рассказа по плану

Гоголь в портретах художников

41

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» тема и сюжет повести

1

Повесть, тема, сюжет

Пересказ сюжета повести

Выставка «Различные издания повести Гоголя».

42

Система персонажей повести «Ночь перед Рождеством».

1

Мифологические мотивы, фольклорные мотивы, система персонажей.

Краткий выборочный пересказ, словесное рисование

Иллюстрации к повести, экранизация повести.

43 (8)

Р.р. Рассказ о герое повести. Роль портрета в характеристике героя.

1

Герой, персонаж, портрет, речевая характеристика, авторское отношение к герою

Составление плана рассказа о герое

Литературный и живописный портрет

44

В мире гоголевского слова

2

Комичный эпизод, пейзаж, средства художественной выразительности, колорит народной речи

Ответы на вопросы учителя, помогающие увидеть неповторимость гоголевского слова

Иллюстрации к повести

45(9)

Р.р.Заметка в газету. «Этот удивительный и неожиданный талант Гоголя»

1

Форма и содержание литературного произведения, язык художественного произведения, изобразительно-выразиетльные средства

Написание заметки в газету.

46(7)

Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Моя любимая повесть.

1

Цикл повестей

Устное высказывание о произведении

Повести Гоголя в киноискусстве

47

И.С.Тургенев. Детские годы. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя.

1

Творческая биография писателя.

Составление вопросов к вступительной статье учебника

Усадебный дом в Спасском.(гравюра Рашевского)

48

И.С.Тургенев «Муму». Тематика и социальная проблематика

1

Автобиографическая основа

Краткий выборочный пересказ эпизодов

Рисунки учащихся.

49

Центральные и второстепенные образы в рассказе. Образ Герасима. Смысл названия повести

2

Тема произведения. Центральные образы. Смысл названия.

Сопоставление персонажей. Ответы на вопросы учебника. Рассказ по плану.

50(10)

Р.р. Сочинение на тему «Эпизод в рассказе «Муму», который произвел на меня сильное впечатление»

1

Место эпизода в произведении. Приемы создания образа

Устный анализ эпизода.

Своеобразие лексики

51

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей»

1

Стихотворение в прозе, детали в характеристике образа

Ответы на вопросы, выявляющее понимание текста.

52

И.С.Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык»

1

Язык художественного произведения, роль литературы в формировании русского языка

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника.

53(8)

Вн.чт. И.С.Тургенев «Бежин луг»

1

Тема, идея, образ, персонаж, пейзаж.

Характеристика образов. Роль пейзажа в произведении. Конкурс на лучший вопрос.

Иллюстрации к произведению Тургенева

54

Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта

1

Жизненный и творческий путь поэта

Пересказ вступительной статьи учебника, подготовка страниц устного журнала.

55

Тема крестьянской жизни в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети»

1

Тема. Основная мысль, фольклорные элементы в художественном произведении, эпиграф.

Выразительное чтение, работа со словами.

56

Отношение автора к героям в стихотворении «Тройка»

1

Отношение автора к героям

Ответы на вопросы учителя, выявляющие отношение автора к героям

57

Тема детства в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети»

1

Строфа. Эпитет сравнение. Повествователь и автор композиции. Общественный и гуманистический пафос.

Выразительное чтение, ответы на вопросы учителя, подбор заглавий к частям стихотворения.

58

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Толстой и Ясная Поляна

1

Общественная позиция писателя, нравственные искания.

Комментарий к выставке о Толстом

Писатель в изображении русских художников

60

Творческая история создания рассказа «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета.

2

Творческая история, сюжет, развитие представлений о повести.

Комментированное чтение.

Конкурс рисунков учащихся

61

Жилин и Костылин. Две жизненные позиции. Речевая характеристика персонажа

1

Образ-персонаж, речевая характеристика

Конкурс на лучший вопрос по повести

62(11)

Р.р. Сочинение на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ Толстого «Кавказский пленник»

1

Человек в ситуации нравственного выбора

Обучение построению письменного высказывания.

63

Проблематика рассказа Толстого «Кавказский пленник». Отношение писателя к событиям

1

Развитие понятий: проблематика, отношение автора к событиям

Участие в дискуссии

64

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни Чехова

1

Личность писателя

Рассказ о детских годах писателя

65

А.П.Чехов «Злоумышленник» Приемы создания характеров и ситуаций

1

Тема, жанровое своеобразие, юмористическая ситуация, ирония, деталь, антитеза, метафора, градация,

Чтение по ролям, пересказ юмористического произведения

Рисунки учащихся

66(9)

Вн.чт. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» жанровое своеобразие рассказа

1

Жанр, тема, юмористическая ситуация, деталь

Чтение по ролям, ответы на вопросы учителя.

67

А.А.Блок». Летний вечер». Художественное своеобразие стихотворения «Полный месяц встал над лугом…»

1

Образная система, антитеза

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение

68

Л.Н.Андреев «Петька на даче». Нравственная проблематика рассказа

2

Тематика, нравственная проблематика, финал, художественная деталь

Краткий и выборочный пересказ, составление вопросов

69

Роль эпизода в создании образа героя.

1

Образ-персонаж, роль эпизода, художественная деталь

Устное высказывание о роли эпизода в характеристике образа

70

И.А.Бунин. Детские годы писателя. Книга в жизни поэта. Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…»

2

Жизненный и творческий путь писателя, тема, приемы реализации, второй план стихотворения

Ответы на вопросы учебника

71

И.А.Бунин «В деревне». Характеристика образа-персонажа

1

Эпитеты. Сравнения, метафоры

Рассказ о впечатлениях мальчика

72

А.И.Куприн. Детские впечатления и их отражение в произведениях писателя. «Детский сад»

2

Рассказ, характеристика персонажа, портрет героя

Отзыв об эпизоде.

Рисунки учащихся

73(10)

Вн.чт. Куприн. «Чудесный доктор»

1

Рассказ, сюжет, характеристика персонажа

Комментированное чтение.

74

С.А.Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове.

1

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Чтение наизусть

Работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями

75

С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Малая и большая родина.

1

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

76

В мире художественного слова Есенина. Единство человека и природы в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…», «Поет зима, аукает…»

1

Художественный образ, художественный мотив, звукообраз.

Ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста стихотворений

77

А.П.Платонов. Рассказ «Никита»

1

Краткие биографические сведения о писателе, рассказ, сюжет, финал рассказа

Выразительное чтение, рассказ о жизни и судьбе родителей Никиты, рассказ о писателе

Рисунки учащихся

78

Мир глазами ребенка в рассказе Платонова «Никита». Образ Никиты.

1

Рассказ, образ-персонаж, фантастика.

Составление словаря для характеристики предметов и явлений

79(12)

Р.р. Художественный пересказ рассказа Платонова «Никита»

1

Рассказ, сюжет, изобразительно-выразительные средства

Художественный пересказ

80

П.П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке

1

Сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования.

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде, чтение по ролям.

Иллюстрации к сказу

81

Приемы создания художественного образа в сказе П.П.Бажова «Каменный цветок»

1

Афоризм.

Отзыв об эпизоде.

82

Н.Н.Носов «Три охотника»:

тема, система образов.

1

Чтение по ролям. Рассказ о герое.

83

Е.Н.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас»

1

Юмористическое и лирическое начало в рассказе

Краткий пересказ, письменный ответ на вопрос. Инсценированное чтение

84

В мире художественного слова Е.И.Носова

1

84(11)

Вн.чт. В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»

1

Тема. Идея. Сюжет. Художественный образ

Пересказ эпизода, ответы на вопросы

85

В.Ф.Боков «Поклон»,

Н.М.Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»

1

Эпитет, метафора, лирический герой.

Выразительное чтение, рассказ о детстве поэта

86

Проза 20 века о родной природе. В.И.Белов «Весенняя ночь», В.Г.Распутин «Век живи - век люби»

1

Эпитет, метафора, лирический герой.

Подбор заголовка к разделу

87-88

Д.Дефо. Краткие сведения о писателе «Робинзон Крузо. Сюжетные линии. Характеристика персонажей, жанра.

2

Притча, приключенческий роман, роман воспитание, путешествие.

Различные виды пересказа

Иллюстрации к произведению

89.

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Соловей» Комментированное чтение.

Волшебная сказка, авторский замысел и способы его реализации

Ответы на вопросы учителя в процессе чтения произведения

Иллюстрация к сказке

90

Авторский замысел и способы его характеристики в сказке «Соловей»

1

Проблематика

Участие в дискуссии

91

Внешняя и внутренняя красота героев, благодарность.


92(12)

Вн.чт. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Сказка, сюжет, художественный образ, рассказ о писателе

Пересказ сказки

93-94

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера»:мир детства и мир взрослых.

Автобиография и автобиографические мотивы.

2

Краткие сведения о писателе, автобиографические мотивы, юмор, приключения

Различные виды чтения и пересказа

Работа с иллюстрациями

95-96

Ж.Рони-Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь». Человек и природа в доисторическом мире.

2

Краткие сведения о писателе, повесть

Составление плана характеристики героя.

97-98

Д.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Портрет героя

2

Краткие сведения о писателе, рассказ

Различные виды пересказа, портрет героя

99-100

А.Линдгрен. Слово о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги»

2

Краткие сведения о писателе, фантастика и реальность, земное и космическое

Цитатный план, различные виды пересказа

101

Обобщающий урок «Встреча в литературной гостиной

1

Сюжет, герой, проблема.

Инсценированное художественное чтение

Литературное произведение в кино

102

Рекомендации книг для летнего чтения

1


Всего по программе - 102 ч.

На изучение произведений - 78 ч.

На развитие речи -12 ч.

На внекл.чтение - 12 ч.

Основной учебник:

Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Авт.-сост. Г.С.Меркин.- М.: «Русское слово», 2010


  1. Беломестных О.В. Корнеева М.С. Золотарева И.в. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: «ВАКО», 2002

  2. Материалы фестиваля «Открытый урок» ИД «Первое сентября»

  3. Материалы журнала «Литература в школе»

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 5 класс

  5. Мультимедийные презентации



© 2010-2022