КТП по русскому языку 7 класс (Ладыженская Т. А.)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование

openclass.ru/wiki-pages/180644

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Практическая часть (контр., практич., лабор. работы, диктанты, сочинения, изложения, тесты)

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

ИКТ в предмете

предметные знания (знать, уметь)

ОУУН

Русский язык как развивающееся явление (1 ч.)

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Знать группы славянских языков; принадлежность русского языка к группе восточнославянских языков, о совпадениях с другими славянскими языками в фонетик, лексике, грамматике.

Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живет и развивается (на примере устаревших слов и неологизмов0.

Анализ текста. Работа над лексикой текста с целью осмысления темы «Развитие языка».

Создание аргументированного текста по теме: «Русский язык «живой, как сама жизнь» (Н.В. Гоголь)

Анализ текста, аргументированный ответ.

Слайд «Группы славянских языков»

Повторение пройденного в V - VI классах (8 +2 ч.)

2

Синтаксис Синтаксический разбор.

1

Знать предмет изучения синтаксиса; отличия словосочетания от предложения, простого предложения от сложного, главных членов предложения от второстепенных; порядок синтаксического разбора.

Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам; определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему.

Составление словосочетаний по схемам; составление текста на заданную тему: «Любимый уголок природы» или «Мой дом» (на выбор); синтаксический разбор предложений.

Выполнение синтаксического разбора.

Составление словосочетаний, связного текста.

«Порядок синтаксического разбора простого предложения»

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

Знать предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания; знаки завершения, условия постановки двойного знака завершения; разделительные знаки препинания в простом и сложном предложениях и условия их выбора; выделительные знаки и условия их выбора.

Уметь из указанных простых составлять сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы; расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с прямой речью.

Оформление предложений с прямой речью, обращениями; составление из простых предложений сложные; анализ пунктуации в составленных предложениях.

Пунктуационный разбор предложений.

Составление из простых предложений сложное.

Слайды «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»,

4

Лексика и фразеология.

1

Знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке; понятия «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «профессиональные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова».

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться толковым словарем; подбирать примеры на все изученные лексические понятия.

Выразительное чтение текстов; работа с «Толковым словарем» и «Фразеологическим словарем»; употребление слов в разных лексических группах; употребление фразеологизмов в литературных произведениях.

Определить слова по их лексическому значению, проверить себя по толковому словарю.

Анализ текста. Определение лексического значения слова.

Презентация «Такие разные слова»

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

Знать предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке; порядок фонетического разбора слова; знать предмет изучения орфографии, перечень фонетических опознавательных признаков орфограмм-букв (гласных, согласных, ъ и ь разделительных).

Уметь подбирать примеры слов с указанными подгруппами гласных и согласных звуков, слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием; находить примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков в указанном тексте; производить фонетический разбор слов; уметь правильно писать слова с изученными видами орфограмм.

Чтение поэтических текстов, фонетический разбор слов, работа с орфограммами по фонетическим опознавательным признакам. Работа с текстом: чтение, основная мысль, тема, заглавие, составление плана.

Фонетический разбор

Деление текста на абзацы, составление плана, сжатый пересказ текста. Характеристика звука.

Слайд «Порядок фонетического разбора»

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

Знать предмет изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов; о связи орфографии со словообразованием; порядок морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, производить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с изученными орфограммами-гласными и согласными в корнях, с орфограммами-дефисами; графически обозначать условия выбора названных типов орфограмм

Составление сложных предложений на заданную тему; мотивированный выбор орфограмм; морфемный и словообразовательный разбор.

Словообразовательный и морфемный разбор. Работа по карточкам.

Анализ текста. Конструирование сложных предложений.

Слайд «Порядок морфемного и словообразовательного разбора»

7-8

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2

Знать предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи; формы изменения глагола; как определяется вид, спряжение глагола; общее и различное у склоняемых частей речи, об отличии местоимений от других склоняемых слов; о связи орфографии с морфологией; порядок морфологического разбора изученных частей речи; о значении открытий М.В. Ломоносова в лингвистике.

Уметь группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола, производить морфологический разбор изученных частей речи; уметь группировать слова по имеющимся в них орфограммам;

Составление таблицы «Части речи». Классификация частей речи по грамматическим признакам. Выполнение морфологического разбора.

Морфологический разбор. Составление текста в форме письма на тему «Мои впечатления от картины».

Анализ теста, членение на абзацы. Составление плана.

Таблица «Части речи». Слайды «Порядок морфологического разбора разных частей речи».

9

РР Обучение сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью» (упр. 48)

1

Знать, что такое пейзаж. Уметь писать сочинение-описание по картине, использовать различные языковые средства в речи.

Составление плана, подбор и систематизация материала к сочинению; составление рабочих материалов к сочинению: словосочетания, тезисы.

Сочинение

Сочинение-описание по картине.

Способы связи предложений в тексте, составление плана.

Слайд 2Репродукция картины И. Бродский «Летний сад осенью»

10

РР Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

1

Знать определение текста, особенности публицистического стиля, его жанры, языковые средства; виды публичных общественно-политических выступлений и их структуру.

Уметь находить тексты, написанные в публицистическом стиле; определять признаки публицистического стиля в указанных текстах; доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю; уметь составлять устное выступление-обращение в публицистическом стиле.

Определение публицистического стиля, нахождение признаков публицистического стиля в текстах. Составление устного выступления в публицистическом стиле.

Составление устного высказывания на тему: «Влияние технического прогресса на окружающую среду»

Стили речи. Составление плана, тезисов.

Слайд: «Языковые особенности публицистического стиля»

11

Контрольный диктант на тему «Повторение изученного в V-VI классе» с грамматическим заданием.

1

Уметь грамотно писать, применяя все изученные орфографические и пунктуационные правила; выполнять все виды разбора.

Запись под диктовку.

Диктант с дополнительными заданиями.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Запись текста на слух, работа с орфограммами и морфемами.

Морфология, орфография, культура речи.


Причастие ( 20 + 6 ч.)

12

Причастие как часть речи.

1

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении.

Определение грамматических признаков причастия, синтаксическая роль причастия. Нахождение причастий в предложениях и тексте.

Аргументированный ответ «Доказать принадлежность причастия к самостоятельной части речи».

Аргументированный ответ на проблемный вопрос. Анализ текста.

Презентация «Причастие как часть речи»

13

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

Знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе; условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий.

Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Сопоставление падежных окончаний причастия и прилагательного; аргументированный ответ по выбору гласных в окончаниях причастий; нахождение причастий в текстах учебников по физике, истории, географии.

Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам.

Анализ текста. Согласование причастий с именем существительным.

Слайд «Склонение причастий»

14-15

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Текстообразующая роль причастий.

2

Знать определение причастного оборота; что в предложении причастный оборот является одним членом предложения (определением); место причастного оборота по отношению к определяемому слову; условия выделения причастного оборота на письме; роль причастий в тексте.

Уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; правильно расставлять запятые при причастном обороте; строить предложения с причастным оборотом; находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом.

Нахождение причастного оборота в предложениях; применение правила постановки знаков препинания; сопоставление одиночного причастия и причастного оборота; определение роли причастий в тексте.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам.

Выделение причастного оборота в предложении. Анализ текста.

Слайд «Выделение причастного оборота»

16

РР Описание внешности человека. Сочинение-описание по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы».

1

Знать об описании как о смысловом типе текста; особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»).

Уметь находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»); определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера; различать официально-деловой и художественный стили описания человека.

Определение структуры текста описания внешности человека, языковые особенности («портретные» слова).Составление плана, подбор и систематизация материалов к сочинению; тип текста - описание, определение структуры текста, языковые особенности.

Сочинение по картине В. И. Хабарова «Портрет Милы».

Сочинение описание

Составление плана

Репродукция картины В. И. Хабарова «Портрет Милы».

17

Действительные и страдательные причастия.

1

Знать определение действительных и страдательных причастий, ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий.

Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий.

Определение действительных и страдательных причастий, опознавательные признаки, использование образца рассуждения.

Объяснительный диктант (знаки препинания в предложении с причастным оборотом).

Пунктуация при причастных оборотах. Анализ текста.

Слайд «Действительные и страдательные причастия»

18

Краткие и полные страдательные причастия.

1

Знать о том, что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму; знать формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении; сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий.

Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении; правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях.

Опознавательные признаки кратких причастий; синтаксическая роль причастий; работа с текстом.

Свободный диктант, определение синтаксической роли причастий в предложении.

Краткое причастие в роли сказуемого.

Анализ теста.

Слайд «Синтаксическая роль кратких причастий»

19-20

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2

Знать, как образуются действительные причастия настоящего времени; суффиксы действительных причастий настоящего времени; условия выбора гласных у (ю) и а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени; правильно выбирать и писать гласные у (ю) и а (я) в действительных причастиях настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Опознавательные признаки действительных причастий настоящего времени (образец рассуждения); образование действительных причастий от разных глаголов; нахождение причастий в тексте (упр. 110).

Словарная работа; образование действительных причастий настоящего в времени.

Образование действительных причастий настоящего времени.

Слайд «Суффиксы действительных причастий настоящего времени»

21

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени; суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени; разграничивать действительные причастия настоящего, и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями; заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.

Опознавательные признаки действительных причастий прошедшего времени (образец рассуждения); образование причастий прошедшего времени; нахождение причастий в тексте.

Нахождение действительных причастий прошедшего времени в тексте, выделение суффиксов.

Образование действительных причастий прошедшего времени.

Слайд «Суффиксы действительных причастий прошедшего времени»

22

РР Устный пересказ исходного текста с описанием внешности с изменением лица (упр. 116)

1

Знать особенности изложения с изменением формы действующего лица. Уметь составлять вопросный план исходного текста; выявлять ключевые слова текста; излагать тему исходного текста с изменением лица.

Составление плана исходного текста; пересказ текста с изменением лица; составление тезисов.

Устный пересказ текста с изменением лица.

Устный пересказ текста

Анализ текста, составление плана.

Презентация «Факты из жизни Т. Сухотиной»

23

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

Знать, как образуются страдательные причастия настоящего времени; суффиксы страдательных причастий настоящего времени; условия выбора гласных е и и в суффиксах страдательных причастии настоящего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; заменять действительные причастия настоящего времени страдательными; правильно выбирать и писать гласные е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Опознавательные признаки страдательных причастий настоящего времени (образец рассуждения); составление таблицы; образование причастий от разных глаголов; сравнение действительных и страдательных причастий настоящего времени; преобразование действительных причастий в страдательные; работа с текстом.

Практическая работа: образование действительных и страдательных причастий настоящего времени от разных глаголов.

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

Слайд «Суффиксы страдательных причастий настоящего времени».

24

Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени; суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; находить страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий

Опознавательные признаки страдательных причастий прошедшего времени (образец рассуждений); образование страдательных причастий от разных глаголов; сравнение страдательных и действительных причастий прошедшего времени, анализ таблицы «Н и НН в прилагательных».

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.

Слайд «Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени»

25-26

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.

2

Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях; условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных.

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные; правильно писать н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Составление таблиц «Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных», «Общее и различия страдательных причастий и отглагольных прилагательных»; работа с текстом, конструирование словосочетаний.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам.

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных.

Таблица «Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных», «Общее и различия страдательных причастий и отглагольных прилагательных»

27

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных.

1

Знать об условиях перехода причастий в прилагательные; знать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; ход рассуждения для разграничения кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах.

Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями, разграничивать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные; правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Образец рассуждения - применение при выполнении упражнений; замена глаголов на краткие причастия или отглагольные прилагательные; списывание текста, выделение суффиксов.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам.

Выделение суффиксов в причастиях и отглагольных прилагательных.

Слайд с текстом «Народные промыслы - детям»

28

РР Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура (упр. 145).

1

Знать структуру текста публичных общественно-политических выступлений, его языковые особенности.

Уметь определять основную мысль текста публичного выступления; находить аргументы.

Определение основной мысли текста, составление плана; подбор аргументов; употребление обращений в тексте;

составление тезисов; включение в текст предложений с глаголами повелительного наклонения.

Составление выступления на тему «Как вести себя в общественных местах».

Выступление на тему «Как вести себя в общественных местах».

Тип текста рассуждение: особенности, структура; употребление повелительного наклонения глаголов.

Слайд «Структура публичных общественно-политических выступлений»

29-30

РР Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)

2

Знать особенности выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), структуру текста типа описание, его языковые особенности.

Уметь определять основную мысль изложения; выделять в частях исходного текста подтему (описание внешности человека); составлять план изложения; излагать подтему исходного текста

Анализ текста, определение микротем, составление плана, подбор материала и систематизация, пересказ.

Выборочное изложение.

Выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Анализ текста, определение микротем.

Презентация «Структура выборочного изложения»

31

Морфологический разбор причастия.

1

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) причастия.

Характеристика причастий по морфологическим признакам и синтаксической ролью; выполнение письменного и устного разбора причастий; чтение текстов.

Разбор причастий.

Проверочная работа: разбор причастий.

Морфологические признаки и синтаксическая роль причастия.

Слайд «Порядок разбора»

32

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.

Уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями.

Выполнение упражнений, руководствуясь алгоритмом рассуждения рассуждения; работа с текстом; тренировочные упражнения.

Графический, объяснительный диктанты.

Игра «Цепочка».

Слитное и раздельное написание не- с причастиями.

Слайд: « Алгоритм рассуждения»

33

Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи.

Уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм

Усвоение правила написания букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; составление предложений.

Словарный диктант, объяснительный диктанты.

Конструирование предложений.

Слайд «Буквы Е и Ё в страдательных причастиях»

34

РР Подготовка к сочинению-описанию внешности знакомого по личным наблюдениям.

1

Знать приемы собирания, оформления и систематизации материалов к сочинению, замысел предстоящего сочинения-описания внешности человека; особенности построения текста описательного характера.

Уметь собирать материалы к сочинению: определять, что относится к теме сочинения; фиксировать свои наблюдения и мысли; систематизировать материалы; в письменной форме составлять собственный текст-описание внешности человека по личным наблюдениям.

Собирание материала к сочинению-описанию внешности человека: определение основной мысли, составление плана, составление тезисов.

Сочинение-описание внешности.

Сочинение-описание знакомого по личным наблюдением на тему «Вы с ним знакомы».

Конструирование текста, составление плана.

Слайд: «Структура текста описание внешности человека».

35

Обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие»

1

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении

Уметь опознавать причастия в тексте, безошибочно писать, находя орфограммы, соблюдать орфографические, лексические, грамматические нормы при употреблении причастий; определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения; выполнять морфологический разбор полного и краткого причастия.

Ответы на контрольные вопросы и выполнение контрольных заданий. Составление таблицы: «Орфограммы в суффиксах причастий»; подбор предложений предложений их художественных текстов.

Объяснительный диктанта. Работа с карточками.

Тест.

Тест

Морфологические признаки причастия, синтаксическая роль.

Таблица «Орфограммы в суффиксах причастий»

36-37

Контрольный диктант по теме «Причастие» с грамматическим заданием.

Анализ ошибок контрольного диктанта

2

Запись под диктовку, выполнение дополнительных заданий.

Диктант с дополнительным заданием.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Запись текста под диктовку, нахождение причастий в тексте.

Деепричастие (8 + 2 ч.)

38

Деепричастие как часть речи.

1

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий.

Определение морфологических признаков и синтаксической роли деепричастий; определение глагольных и наречных свойств деепричастий; опознавание деепричастий в тексте; составление устного текста-рассуждения о деепричастии как о самостоятельной части речи.

Синтаксический разбор предложений с деепричастием,выборочный диктант.

Анализ текста. Морфологические признаки и синтаксическая роль деепричастия.

Слайд : признаки глагола и наречия в деепричастии».

39

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

Знать определение деепричастного оборота; что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством); место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме.

Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота.

Определять деепричастный оборот; опознавать деепричастный оборот в предложении. Работа с текстом, составление вопросного плана. Замена глаголов на деепричастия; обособление деепричастий и деепричастных оборотов. Уточнение функции деепричастий в тексте.

Конструирование предложений по схемам и рисункам.

Знаки препинания при деепричастном обороте.

Анализ текста.

Слайд «Знаки препинания при деепричастном обороте».

40

Раздельное написание не с деепричастиями.

1

Знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными.

Уметь правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Правописание не с деепричастиями - применение правила. Выполнение упражнений с применением правила.

Объяснительный диктант, орфографическая пятиминутка.

Анализ текста. Правописание не с деепричастиями.

Слайд «Правописание НЕ с различными частями речи».

41-42

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

2

Знать, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия несовершенного вида; суффиксы деепричастий несовершенного вида.

Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида; заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты; уметь правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (чéрпая, балýясь и др.).

Различие деепричастий совершенного и несовершенного вида; составление таблицы; образование деепричастий, словарная работа. .

Объяснительный диктант, конструирование предложений по схемам.

Морфологические признаки деепричастий.

Таблица «Виды деепричастий»

43-44

РР Сочинение-рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь».

2

Знать особенности текста-повествования; главное в рассказе.

Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины (с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа).

Определение темы и типа текста; элементы описания в повествовательном тексте; составление плана текста, подбор материалов (упр. 208).

Написание сочинения-рассказа по картине

Контрольное сочинение-рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь».

Конструирование текста.

Репродукция картины С. Григорьева «Вратарь».

45

Морфологический разбор деепричастия.

1

Знать порядок морфологического разбора деепричастия.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия.

Характеристика деепричастия как часть речи по морфологическим признакам и синтаксической роли; выполнение письменного и устного разбора деепричастий

Свободный диктанты, выполнение морфологического разбора деепричастия.

Морфологические признаки деепричастия.

Слайд «Порядок морфологического разбора»

46

Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие».

1

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия; синтаксическую роль деепричастия в предложении.

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи.

Ответы на контрольные вопросы; составление сложного плана выступления на изученную тему; образование глаголов и деепричастий.

Составление таблицы обобщающего характера по разделу «Деепричастие». Тест.

Тест

Морфологические признаки и синтаксическая роль деепричастий.

Таблица «Морфологические признаки деепричастий»

47

Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с грамматическим заданием.

1

Написание текста под диктовку.

Контрольный диктант.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Запись под диктовку, нахождение деепричастий в тексте, определение морфологических признаков и синтаксическую роль деепричастий.

Наречие (22 + 6 ч.)

48

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении.

1

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящиеся к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Анализ и характеристика морфологических признаков наречия и их синтаксическую роль. Выписывать словосочетания с другими словами. Анализ текста, рассуждение об оправданности употребления наречий в тексте.

Словарная диктовка, работа с текстом, орфоэпическая минутка.

Нормы орфоэпии; морфологические признаки и синтаксическая роль наречия; анализ теста.

Презентация «Наречие как часть речи»

49-50

Смысловые группы наречий. Текстообразующая роль наречий.

2

Знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий.

Уметь определять смысловые группы, находи ть наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями

Распознавание наречий разных разрядов. Образование разных форм наречий. Работа с текстом, опознавание наречий в тексте. Составление таблицы «Смысловые группы наречий».

Составление рассказа по картине; выборочный диктант.

Анализ текста. Отличительные признаки наречия.

Таблица «Смысловые группы наречий»

51

РР Особенности текста - дневниковые записи. Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег») .

1

Знать языковые особенности текста в форме дневниковых записей. Уметь составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу.

Работа с текстами «Страницы из дневника», составление плана сочинения; определение темы и основной мысли сочинения;

составление тезисов.

Сочинение в форме дневниковых записей.

Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег»).

Конструирование теста

Репродукция картины И. Попова «Первый снег».

52-53

Степени сравнения наречий и их образование.

2

Знать степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени.

Уметь образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени.

Распознавание степеней сравнения наречий. Образование разных форм наречий. Опознавание наречий в тексте.

Работа по карточкам «Образование степеней сравнения»; сравнения наречий), объяснительный диктант, орфоэпическая минутка.

Орфоэпические нормы. Анализ текста. Степени сравнения наречий.

Слайд «Степени сравнения наречий»

54

Морфологический разбор наречия

1

Знать порядок морфологического разбора. Уметь производить письменный и устный морфологический разбор наречий.

Характеристика наречий по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнение морфологического разбора наречий. Составление ответа на вопрос: «Роль наречий в тексте».

Объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой, выступления на тему «Роль наречий в тексте».

Морфологические признаки и синтаксическая роль наречий.

Слайд «Порядок морфологического разбора наречия»

55

РР Описание действий как вида текста: структура текста, его языковые особенности.

1

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности.

Уметь описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; находить и устранять ошибки в последовательности описания действий; создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля.

Работа с текстом: списывание, нахождение наречий, определение их роли в описании действий. Корректировка текста: неоправданное повторение наречий, запись исправленный вариант. Составление тезисов по личным наблюдениям за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия.

Корректирование текста с описанием действий.

Анализ текста, корректорская правка.

Презентация «Все работы хороши...»

56

РР Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям

1

Знать особенности жанра публицистического стиля - репортажа и интервью, их языковые особенности, композицию; определять и формулировать основную мысль сочинения.

Уметь создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием действий по личным наблюдениям; раскрыть основную мысль сочинения.

Работа с видеороликами «Интервью журналистов отечественного телевидения». Проведение интервью у одноклассников.

Сочинение-репортаж в школьную стенгазету.

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям

Конструирование текста.

Видеоряд «Интервью журналистов отечественного телевидения»

57-58

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

2

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е; о разграничении с не и кратких прилагательных с не.

Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; разграничивать приставку не и частицу не с наречиями на -о и -е; наречия с не и краткие прилагательные с не; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи.

Усвоение правила слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -о и -е. Выполнение тренировочных упражнений, определение выбора орфограммы. Работа с текстом: особенности, тема, основная мысль, деление на абзацы, определение функций наречий.

Работа по карточкам. орфографическая диктовка

Правописание НЕ с наречиями

Слайд «НЕ с наречиями на -о и -е»

59-60

Буквы Е и И в приставках не и ни отрицательных наречий

2

Знать условия выбора букв Е и И в приставках не и ни отрицательных наречий, отрицательных местоимений.

Уметь правильно выбирать и писать буквы Е и И в приставках не и ни в отрицательных наречиях, отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Усвоение правила написания букв Е и И в приставках Не и НИ отрицательных наречий. Выполнение тренировочных упражнений, анализ таблицы, подбор собственных примеров. Составление сложного плана на тему урока.

Выборочный диктант, составление устного рассказа на тему урока по опорным словам.

Правописание Е и И в отрицательных наречиях и местоимениях.

Таблица «Буквы Е и И в отрицательных наречиях и местоимениях»

61-62

РР Контрольное подробное изложение исходного текста с описанием действий.

2

Знать характеристику подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа.

Уметь письменно пересказать исходный текст.

Анализ текста, определение основной мысли; выделение микротем; составление плана, пересказ текста.

Письменное воспроизведение исходного текста.

Изложение исходного текста

Слайд «Структура подробного изложения»

63

Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е.

1

Знать условия выбора Н и НН в наречиях на -о, -е.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Усвоение правила написания Н и НН в наречиях на -о и -е. Выполнение тренировочных упражнений, рассуждение на тему правильности выбора написания.

Выборочный диктант, тренировочные упражнения.

Написание Н и НН в суффиксах разных частях речи.

Слайд «Н и НН в наречиях на -о и -е».

64

РР Контрольное сочинение-описание внешности и действий человека (по картине Е.Н. Широкова «Друзья»).

1

Знать особенности описания внешности и действий человека, композицию рассказа по картине.

Уметь создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени).

Знакомство с картиной, беседа на тем понимания изображенного, определение темы и основной мысли сочинения, составление плана и тезисов.

Написание сочинения-описания.

Сочинение-описание внешности и действий человека ( по картине Е.Н. Широкова «Друзья»)

Конструирование текста.

Репродукция картины Е.Н. Широква «Друзья».

65

Буквы О-Е после шипящих на конце наречий.

1

Знать условия выбора о и е после шипящих на конце наречий; О,Е,Ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограмм; О,Е,Ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Усвоение правила написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Тренировочные упражнения. Составление таблицы по теме «Буквы О, Е, Ё в разных частях слова различных частей речи».

Словарный диктант с дифференцированием слов по орфограммам.

Буквы О, Е, Ё в разных частях слова различных частей речи.

Слайд «Буквы О, Е, Ё после шипящих».

66-67

Буквы О и А на конце наречий.

2

Знать условия выбора О и А на конце наречий.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Усвоение правила написания букв О и А на конце наречий. Выполнение тренировочных упражнений, графическое выделение орфограммы.

Заполнение таблицы «О и А на конце наречий», работа по карточкам

Слайд « Буквы О и А на конце наречий».

68-69

Дефис между частями слова в наречиях.

2

Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний.

Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания

Усвоение правила написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполнение тренировочных упражнений, графическое выделение орфограммы; образование наречий разными способами; сопоставление дефисное написание неопределенных местоимений и наречий.

Орфографическая диктовка, цифровой диктант, объяснительный диктант.

Дефис между частями слов различных частей речи.

Слайд «Дефис между частями слова различных частей речи»

70-71

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2

Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний; правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем.

Усвоение правила слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительного и количественных числительных. Выполнение упражнений, применяя правило; составление словосочетаний или предложения с раздельным и слитным написании слов. Чтение и списывание текста, выделение орфограмм; работа с таблицей.

Комментированное письмо, работа по карточкам.

Анализ текста. Правописание наречий.

Таблица «Отличие наречий с приставками от сочетаний именных частей с предлогами».

72

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова.

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм.

Усвоение правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Выполнение упражнений , руководствуясь правилом. Сопоставление разных орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих. Заполнение таблицы обобщенного характера по правописанию мягкого знака после шипящих на конце шипящих.

Орфографическая пятиминутка, индивидуальные задания по карточкам.

Мягкий знак после шипящих на конце слов.

Таблица «Мягкий знак после шипящих на конце слов».

73-74

Повторение и систематизация по теме «Наречие».

2

Знать характеристику наречия по значению, морфологические признаки , синтаксическую роль наречий.

Уметь находить наречия в тексте; составлять предложения и тексты, используя наречия; уметь производить морфологический разбор; применять правила написания наречий.

Ответы на контрольные вопросы. Готовят сообщение о наречии по собственному сложному плану.

Словарный диктант.

Тест.

Тест

Конструирование текста.

75

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».

1

Запись текста под диктовку, выполнение дополнительных заданий.

Диктант с грамматическим заданием

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Запись под диктовку, нахождение наречий в тексте.

Категория состояния (2 + 2 ч.)

76

Категория состояния как часть речи.

1

Знать значение категории состояния; что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся лова категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

Определение категории состояния как части речи. Опознавание категории состояния с разными значениями в тексте. Различие слов категории состояния и наречий. Выделение категорий состояния как члены предложения. Определение роли категория состояния в стихотворном и прозаическом тексте. Пересказ текста.

Определение категории состояния как члены предложения.

Анализ текста. Пересказ текста. Морфологические признаки и синтаксическая роль категории состояния.

Слайд «Стихи поэтов 19 века»

77-78

РР Контрольное сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля).

2

Знать характеристики сжатого изложения; знать об обобщенной форме передачи исходного текста.

Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами; выявлять роль наречий в текстах-описаниях. уметь находить ключевые слова в тексте и определять тему текста

Составление планов различных видов

владение разными формами изложения текста;

составление тезисов

Анализ текста, составление и заполнение таблицы, написание изложения

Определение темы и нахождение ключевых слов в тексте.

Слайд «Портер Паустовского К.Г., репродукции пейзажей известных художников).

79

Морфологический разбор категории состояния.

1

Знать порядок разбора категории состояния.

Уметь производить устный и письменный морфологический разбор категории состояния

Выполнение устного и письменного разбора категории состояния. Нахождение категорий состояния в тексте.

Тест по теме «Категория состояния»

Тест

Морфологические признаки и синтаксическая роль категории состояния.

Слайд «Отрывки из произведений Паустовского, Бианки»

Служебные части речи. Культура речи (1ч.)

80

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Знать перечень служебных частей речи; отличия служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тесте, классифицировать их.

Нахождение различий самостоятельных и служебных частей речи. Списывание поэтического текста, объяснение орфограмм и знаков препинания. Выразительное чтение.

Объяснительный диктант.

Анализ текста.

Предлог (10 + 2ч.)

81

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении.

1

Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания. Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога.

Проведение морфологического анализа предлога. Выписывание словосочетаний с предлогами, группировка словосочетаний по значению предлога. Работа с тестом научного стиля, деление текста на абзацы, составление вопросного плана, конструирование текста научного стиля.

Составление сообщения на тему «Предлоги русского языка».

Особенности научного стиля, анализ текста, составление вопросного плана.

Слайд «Отрывки из текстов научного стиля»

82

Употребление предлогов. Текстообразующая роль предлогов.

1

Знать об однозначных и многозначных предлогах; нормы употребления предлогов в речи.

Уметь определять значения предлогов в словосочетаниях; употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Знакомство с теоретическими сведениями, составление словосочетаний, употребляя предлоги; корректировка неверных употреблений предлогов и падежей существительных.

Орфографическая диктовка, работа со словарными словами, анализ схемы «Употребление предлогов с падежами».

Корректировка текста, употребление предлогов

Слайд-схема «Употребление предлогов», стихотворение Б. Пастернака.

83-84

Производные и непроизводные предлоги.

2

Знать неморфологический способ образования производных предлогов; отличия производных от непроизводных предлогов. Уметь находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от непроизводных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги; правильно употреблять существительные предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.

Распознование производных и непроизводных предлогов; дифференцирование словосочетаний с разным предлогами; анализ производных предлогов по их происхождению; исправление неправильного употребления предлогов. Работа с текстом, оформление диалогов.

Индивидуальная работа по карточкам, корректировка текста.

Анализ текста; употребление предлогов в речи.

Слайд «Производные и непроизводные предлоги в тексте»

85

Простые и составные предлоги.

1

Знать простые и составные предлоги; какие предлоги чаще употребляются в деловой речи.

Уметь находить простые и составные предлоги; различать предлоги и синонимичные части речи.

Распознование простых и составных предлогов; дифференцирование словосочетаний с простыми и составными предлогами; работа с текстом.

Работа по карточкам; решение кроссворда по теме.

Различие предлогов и синонимичных частей речи.

86

РР Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу.

1

Знать особенности рассказа- репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека.

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека.

Работа с репродукцией картины А.В. Сайкиной; составление плана, тезисов к сочинению.

Написание сочинения.

Сочинение «Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине» (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа»).

Конструирование текста; составление плана.

Репродукция картины А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

87-88

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания производных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять их в речи.

Усвоение правила слитного и раздельного написания производных предлогов; выполнение упражнений, руководствуясь правилом; чтение текстов художественного описания, выписывание словосочетаний по теме, составление таблицы.

Словарный диктант, составление таблицы «Слитно и раздельно»; индивидуальные задания по карточкам.

Отличие производных предлогов от схожих с предлогами сочетаний.

Слайд «Отрывки из текстов художественного описания»

89

Морфологический разбор предлога.

1

Знать порядок морфологического разбора;

Уметь производить письменный и устный морфологический разбор предлога.

Работа с текстом, выполнение морфологического разбора предлога (устный и письменный).

Индивидуальная работа по карточкам.

Морфологические признаки предлога.

Слайд «Порядок морфологического разбора предлога»

90

РР Рассказ от своего имени на основе прочитанного.

1

Знать особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Уметь составлять текст рассуждение на основе прочитанного

Анализ прочитанного текста; составление плана; подбор аргументов.

Сочинение рассуждение на основе прочитанного.

Сочинение-рассказ на основе прочитанного (на основе художественного произведения, прочитанного обучающим).

Конструирование текста на основе прочитанного

91

Повторение по теме «Предлог».

1

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога.

Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи, правильно их писать.

Ответы на контрольные вопросы; выполнение упражнений; ответ на проблемный вопрос: «Зачем нужны орфографические умения и навыки при изучении темы «Предлог»?» с использованием предлогов благодаря, вследствие, ввиду, в течение.

Объяснительный диктант; работа по карточкам.

92

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предлог».

1

Знать морфологические признаки предлога,

орфографию предлога.

Уметь применять изученные орфографические правила, производить письменный морфологический разбор предлога.

Запись текста под диктовку, выполнение дополнительных заданий.

Диктант с грамматическим заданием

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Запись под диктовку, нахождение наречий в тексте.

Союз (11 + 2 ч.)

93

Союз служебная как часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.

1

Знать о союзе как служебной части речи, синтаксическую роль союза; связь однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами.

Морфологический анализ союза; классификация союзов как простых и составных, сочинительных и подчинительных; определение смысловых отношений внутри сложного предложения, выражаемые с помощью союзов; составление блок-схемы о союзе.

Работа по орфоэпии, работа по карточкам, дают определение союза с помощью блок-схемы.

Союзы в сложном предложении

94

Простые и составные союзы.

1

Знать классификацию союзов по строению на простые и составные; сведения о Ф.И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка».

Уметь находить простые и составные союзы; составлять предложения с составными союзами.

Составление сложных предложений с составными союзами. Работа с текстом, анализ высказываний Ф.И. Буслаева о преподавании отечественного языка.

Беседа, работа по карточкам, ответ на проблемный вопрос по работе Ф.И. Буслаева, учить родному языку «... значит вместе и развивать духовные способности учащегося».

Конструирование текста, анализ текста, союзы в сложном предложении

95

Союзы подчинительные и сочинительные.

1

Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные.

Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; разграничивать ССП и СПП.

Выписывание сложных предложений, дифференцируя их по союзам. Составление предложений, используя разные союзы.

Составление схем, таблиц, объяснительный диктант.

ССП и СПП

Слайд «Союзы»

96

Сочинительные союзы: соединительные, разделительные и противительные. Текстообразующая роль союзов.

1

Знать группы сочинительных союзов по значению; перечень союзов, входящих в каждую группу;текстообразующую роль союзов.

Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; располагать части составных союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения; уметь употреблять запятую перед второй частью составных союзов; употреблять запятую между однородными членами предложения; составлять простые и ССП по указанным схемам.

Опознавание разных по значению союзов. Работа с таблицей постановки запятых между однородными членами. Составление предложений по схемам. Подбор примеров из поэтических произведений, изучаемых на уроках литературы.

Составление схем, объяснительный диктант

ССП, сочинительные союзы

Слайд «Сочинительные союзы»

97

Подчинительные союзы.


1

Знать группы подчинительных союзов по значению, перечень союзов, входящих в каждую группу.

Уметь определять значения подчинительных союзов; группировать сложные предложения по значению подчинительных союзов; составлять сложные предложения из простых с использованием подчинительных союзов; составлять сложные предложения с подчинительными союзами по указанным схемам.

Опознавание разные по значению подчинительные союзы в текстах. Составление СПП из данных простых. Составление СПП по схемам. Повторение орфограмм и пунктограмм. Составление таблицы «Отличие союзов и союзных слов»

Орфографическая диктовка; составление таблицы; объяснительный диктант. Тест.

Тест

СПП, подчинительные союзы.

98

Употребление сочинительных и подчинительных союзов в сложном предложении.

1

Знать об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении.

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; определять грамматические основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.

Выполнение упражнений, руководствуясь правилом постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Построение схем сложных предложений и конструирование предложений. Анализ стихотворения Д. Мэллока.

Замена придаточных предложений деепричастными оборотами, индивидуальные задания по карточкам. Тест.

Тест

Сочинительные и подчинительные союзы.

99

Морфологический разбор союза.

1

Знать порядок морфологического разбора союза.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный).

Знакомство с планом и образцом разбора. Выполнение морфологического разбора союзов в упражнениях. Анализ текста (упр.383).

Анализ текста. Морфологические признаки союза.

Слайд «Порядок морфологического разбора союза».

100-101

Слитное и раздельное написание союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2

Знать условия различия на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом. Уметь различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Усвоение правил написания союзов. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом. Повторение разных вид орфограмм и пунктограмм. Составление таблицы «Отличие союзов от омонимичных сочетаний».

Работа с таблицей «Отличие союзов от омонимичных сочетаний»; тест.

Тест

Отличие союзов от омонимичных сочетаний

Слайд таблицы «Отличие союзов от омонимичных сочетаний».

102-103

РР Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности. Сочинение-рассуждение «Книга - наш друг и советчик».

2

Знать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности; особенности публицистического стиля.

Уметь подбирать необходимые материалы к сочинению на указанную тему; составлять план сочинения-рассуждения; создавать текст -рассуждение на дискуссионную тему.

Рассуждение над цитатами из произведений и высказываний писателей: чтение - роскошь И.А.Гончаров («Обломов»), аргументирование своей точки зрения; «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» (Дидро). Составление плана сочинения, подбор материалов сочинения.

Написание сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение «Книга - наш друг и советчик»

Аргументирование ответа, конструирование текста.

Слайд «Высказывания И.А. Гончарова, Диро)

104

Повторение по теме «Союз».

1

Знать морфологические признаки союза

Уметь правильно употреблять союзы, ставить знаки препинания в союзном сложном предложении.

Ответы на контрольные вопросы. Работа с текстом, определение роли предлогов и союзов в тесте. Подбор примеров на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм.

Сообщение о предлогах и союзах по сложному плану и с примерами (презентация).

Презентация учащихся

ССП и СПП

105

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз».

1

Написание текста под диктовку.

Диктант с грамматическим заданием.

Контрольный диктант

Морфологические признаки союза.

Частица (11 + 4 ч.)

106

Частица как служебная часть речи. Текстообразующая роль частиц.

1

Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола.

Проведение морфологического анализа частицы. Списывание предложений, выделяя частицы и обосновывая свой выбор. Работа над значением частиц в предложении. Работа с текстом, со словарем.

Тест

Тест

Морфологические признаки частицы

Слайд «Текст Ф. Нестерова)

107

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Знать о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые); перечень формообразующих частиц, о раздельном написании частицы бы со словами.

Уметь определять роли частиц бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении.

Распознование частиц разных разрядов по значению, употреблению и строению. Чтение и списывание предложений и текста, содержащего формообразующие частицы. Составление таблицы «Частицы».

Устный диктант

Разряды частиц

Слайд «Формообразующие частицы»

108-109

Смысловые частицы.

2

Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; стили речи, в которых употребляются смысловые частицы; группы смысловых частиц.

Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; уметь выразительно читать предложения со смысловыми частицами; определять смысловые оттенки, которые носят частицы в предложение; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.

Определение смысловых оттенков частиц, которые они придают предложению или тексту в целом. Работа над интонацией в зависимости от смысла предложения. Замена частиц, наблюдение за изменением смысла. Продолжение заполнения таблицы «Частицы».

Словарная работа, выборочный диктант; орфографическая диктовка, тест.

Тест

Смысловые частицы.

Слайд «Смысловые частицы»

110-111

РР Сочинение-рассказ с использованием сюжета картина (К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»).

2

Знать особенности рассказа по изображенному на картине; роль описаний в рассказе.

Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине; произносить этот текст (не читая).

Знакомство с картиной, определение темы, основной мысли сочинения, составление плана, рабочих материалов к сочинению.

Написание сочинения-рассказа.

Контрольное сочинение-рассказ с использованием сюжета картина (К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»)

Конструирование текста.

Репродукция картины К.Ф. Юона

112

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц.

Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Составление предложений со словом то. Распределение слов по видам орфограмм и обозначение условия выбора дефиса. Анализирование таблицы «Раздельное и дефисное написание частиц». Работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Объяснительный диктант; подготовка ответов по таблице «Дефисное написание прилагательных, местоимений, наречий, частиц».

Проверочная работа по дефисному написанию частиц.

Дефисное написание частей речи.

Слайд «Дефисное написание прилагательных, местоимений, наречий, частиц».

113

РР Сочинение-рассказ по данному сюжету.

1

Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога.

Уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев.

Определение темы, основной мысли, стиля и составление плана рассказа по данному сюжету, определение роли описаний в рассказе, использование диалога в рассказе.

Написание сочинения-рассказа.

Сочинение-рассказ по данному сюжету

Конструирование текста.

114-115

Различие на письме частиц не и ни.

2

Знать что частица не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания; функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания. Уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять словосочетания, которые включали бы причастия с частицей и приставкой не; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.

Составление словосочетаний и предложений с отрицательными частицами. Работа с текстом (Отрывок из произведения А. Погорельского).

Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, орфоэпическая работа.

Частицы не и ни с разными частями речи.

Слайд «Отрывок из проиведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»).

116-117

Правописание не и ни с разными частями речи.

2

Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи.

Уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения усиления отрицания; применять правила написания
не с различными частями речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения; различать на письме частицу не и приставку не, применять правило написания не в отрицательных местоимениях и наречиях, неопределённых местоимениях

Составление словосочетаний и предложений с частицами. Анализ стихотворения С. Михалкова «Упрямый Фома», выполнение тренировочных упражнений.

Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, орфоэпическая работа.

Частицы не и ни с разными частями речи.

118

РР Устное выступление на тему «Береги родную природу» (упр. 457).

1

Знать строение текста рассуждения, приемы выступления (метод убеждения).

Уметь составлять текст по типу рассуждения, подбирать аргументы.

Определение темы, основной мысли выступления, составления плана, подбор аргументов.

Составление устного выступления.

Устное выступление на тему «Береги родную природу»

Конструирование текста, аргументирование.

119

Повторение по теме «Частица». Морфологический разбор частицы.

1

Знать морфологические признаки частиц, правила правописания частиц.

Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи.

Выполнение морфологического разбора частиц. Систематизация теоретического материала по разделу «Частица» - выполнение упражнений, сообщения по ранее составленным таблицам.

Ответы на контрольные вопросы. Тест.

Тест

Правописание частиц с разными частями речи.

120

Контрольный диктант по теме «Частица» с грамматическим заданием.

1

Знать морфологические признаки частицы, орфографию предлога, союза и частицы. Уметь применять изученные орфографические правила.

Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры

Запись под диктовку текста, выполнение грамматического задания.

Диктант с грамматическим заданием.

Контрольный диктант по теме «Частица» с грамматическим заданием

Морфологические признаки частицы.

Междометие. Звукоподражательные слова (4)

121-122

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

2

Знать определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи; производные и непроизводные междометия; употребление междометий в значении других частей речи.

Уметь находить междометия в предложении; группировть предложения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интонационно выделять междометия.

Определение грамматических особенностей междометий. Опознавание междометий в предложениях, которые употреблены в значении других частей речи. Составление нераспространенных предложений с междометиями.

Составление мини-диалога с междометиями, индивидуальное задание.

Значение, разряды междометий. Звукоподражательные слова.

Презентация «Междометие как часть речи и звукоподражательные слова»

123-124

Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Интонационное выделение междометий.

2

Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях.

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; выделять междометия знаками препинания; составлять диалог, включая в него междометия; выразительно читать предложения с междометиями.

Запись предложений с междометиями, ставя знаки препинания. Составление устного рассказа с использованием междометий.

Конструирование предложений по схемам.

Дефис в разных частях речи.

Повторение и систематизация пройденного в VII классе (10+2 ч.)

125

Разделы науки о русском языке.


1

Знать разделы науки о языке; единицы языка, изучаемые в них; роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни. Уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания.

Ответы на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Рассуждение о понимании высказываний русских писателей о русском языке. Заполнение таблицы о разделах русского языка, заполнение терминами. Анализ текста.

Заполнение таблицы.

Разделы науки о языке.

126-127

РР Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему «Ничего нет страшнее равнодушия».

2

Знать признаки текста, стили текста и их особенности, типы текстов.

Уметь составлять текст определенного типа, стиля, раскрывать тему и основную мысль текста.

Определение темы, основной мысли сочинения, составление плана, подбор тезисов.

Написание сочинения-рассуждения.

Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Конструирование текста.

128

Фонетика и графика.

Контрольный словарный диктант.

1

Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке; порядок фонетического разбора слова.

Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания; группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением; производить фонетический разбор слов.

Ответы на вопросы по теме. Выполнение фонетического разбора. Выполнение упражнений.

Работа по карточкам. Составление таблицы по теме.

Соотношение звуков и букв.

129

Лексика и фразеология.

1

Знать основные сведения по разделу. Владеть большим запасом слов в активной лексике.

Уметь работать со словарём. Умело использовать фразеологизмы в речи

Работа со словарем, разделение лексики на группы; поиск слов разных групп в тексте.

Подбор синонимов, антонимов, составление слов по заданным морфемам..

Лексика русского языка

130-131

Морфемика. Словообразование.

2

Знать определение морфемики и словообразования как раздела науки о языке; назначение значимых частей слова; способы образования слов; порядок морфемного разбора и словообразовательного разбора.

Уметь производить словообразовательный и морфемный разборы; группировать слова по способам их образования; обозначать состав слова и подбирать исходное слово.

Орфографическая диктовка, образование слов по заданным морфемам; нахождение родственных слов, выполнение морфемного и словообразовательного разборов.

Индивидуальные задания по карточкам; тест.

Тест

Способы образования слов.

132-133

Морфология и орфография.

2

Знать определение морфологии и орфографии как разделов науки о языке; три группы частей речи в русском языке: самостоятельные, служебные и междометия; морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи; морфологический разбор частей речи; опознавательные признаки орфограмм и условия выбора.

Уметь определять части речи в предложении. Синтаксическую роль частей речи; производить морфологический разбор частей речи; правильно писать слова с изученными словами, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Работа по вопросам учебника, составление схемы -таблицы «Части речи», выполнение упражнений, работа по карточка.

Словарный диктант, работа по карточкам.

Морфологические признаки частей речи и орфография.

Слайд «Части речи»

134

Синтаксис и пунктуация.

1

Знать определение синтаксиса и пунктуации как раздела науки о языке; назначение словосочетаний и предложений; строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения; виды предложений по цели высказывания, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения; синтаксический и пунктуационный разборы; условия постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.

Уметь находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании; определять виды предложений по цели высказывания; находить предложения с однородн. членами, причастным и деепричастным оборотами; расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания.

Работа по вопросам учебника, выполнение упражнений, анализ текста; конструирование предложений по схемам.

Самостоятельная работа (упр. 513)

Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены, причастный и деепричастный обороты).

135

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам изученного в VII классе.

1

Знать основные понятия лингвистики; орфограммы, изученные в V-VII классах; правила пунктуации.

Уметь употреблять изученные части речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании этих частей речи, выполнять разные виды разборов.

Запись теста под диктовку и выполнение дополнительных заданий.

Составление презентация «Части речи».

Диктант

Составление презентаций, выступления учащихся.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам изученного в VII классе.

136

Урок-практикум по частям речи, изученных в VII классе.

1

Защита презентаций.

Выступление обучающихся.

Публичное выступление.

Презентации учащихся.

137-140

Резервный урок

4






© 2010-2022