Рабочая программа по предмету «Литература»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Рабочая программа

по предмету «Литература»

10 класс







Учитель: Логункова Н.Ю.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе». И Программы под редакцией Коровиной В.Я. С учётом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература 10 класс в 2-х частях» .- 2009 г.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи программы:

  • обеспечивать общее и литературное развитие старшего школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности

  • сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника, обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  • обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста, развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  • развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

Особенности организации учебного процесса.

Содержание программы носит практико- и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса: лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры. Описываются методические особенности тем. Итоговый контроль проводится в форме зачётов, контрольных сочинений, комплексного анализа текстов, тестирование. Промежуточный контроль: устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, худо­жественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи; выразительное чтение текста художественного произведения; заучивание наизусть стихотворных текстов; устный или письменный ответ на вопрос; устное словесное рисование; комментированное чтение; характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художествен­ных произведений; установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства; определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся: 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3

3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества

Для учителя:

  1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

  2. «Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины XIX века Для 10 класса. Под редакцией В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург. «Специальная литература», 1997г.

  3. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

  4. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.

  5. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

  6. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

  7. Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.

  8. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

  9. В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. Издательский Дом «Литера». 2010. СПб

  10. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Про­свещение

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Из них

Развитие речи

Контрольные работы

Сочинение

Изложение

Введение

1

А. С. Пушкин

11

2

М. Ю Лермонтов

10

2

Н. В. Гоголь

8

2

Обзор русской литературы второй половины 19 в.

1

И. А. Гончаров

4

А.Н. Островский

6

И.С. Тургенев

7

Зачётная работа за первое полугодие

1

1

Ф.И. Тютчев

4

А.А. Фет

2

А.К. Толстой

1

Н.А. Некрасов

11

Л.Н. Толстой

13

Ф.Н. Достоевский

7

Н.С. Лесков

3

А.П. Чехов

6

Зачётная работа за второе полугодие

1

1

Зарубежная литература

3

Итоговый урок

1

Итого

102

6

2

Календарно-тематическое планирование



№ урока

Тема урока. Основное содержание

Оборудование

Виды контроля

Домашнее задание

Дата

I полугодие

1-2

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся

Тесты

Текущий

3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально- историческое и

общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

Презентация

Текущий

4

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роп­тал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

Демонстративный материал

Текущий

5

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любо-вию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Фонохрестоматия

Текущий

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»

Фонохрестоматия

Текущий

7-8

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

Опорные схемы, таблицы

Итоговый

9

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

Презентация

Текущий

10-11

Образ Петра I как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально- философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

Дополнительная литература

Промежуточный

12-13

Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Итоговый

14

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта

Презентация

Текущий

15

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением

ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)

Демонстративный материал

Текущий

16-17

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»

Фонохрестоматия

Текущий

18-19

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

Фонохрестоматия

Текущий

20-21

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М, Ю. Лермонтова

Дополнительная литература

Промежуточный

22-23

Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

Итоговый

24-25

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

Презентация

Текущий

26

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петер­бургских повестях»

Опорные схемы, таблицы

Текущий

27

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

Демонстративный материал

Текущий

28

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

Презентация

Текущий

29

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Дополнительная литература

Текущий

30-31

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

Итоговый

32

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы

Опорные схемы, таблицы

Текущий

33

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции рома­на. Его социальная и нравственная проблематика

Презентация

Текущий

34

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

Дополнительная литература

Текущий

35

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

Дополнительная литература

Текущий

36

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

Демонстрационный материал

Промежуточный

37

А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

Презентация

Текущий

38-39

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта.

Опорные схемы, таблицы

Текущий

Смысл названия


40

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

Презентация

Текущий

41

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

Демонстративный материал

Текущий

42

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

Критическая литература

Итоговый

43

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

Опорные схемы, таблицы

Текущий

44

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Дополнительная литература

Текущий

45

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

Презентация

Текущий

46

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Демонстративный материал

Текущий

47

Любовь в романе «Отцы и дети»

Дополнительная литература

Промежуточный

48-49

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

Дополнительная литература

Итоговый

50

Зачетная работа за первое полугодие

Тесты

Итоговый


II полугодие

51-52

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»

Фонохрестоматия

Текущий

53

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...»

Презентация

Текущий

54

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)

Фонохрестоматия

Текущий

55

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

Фонохрестоматия

Текущий

56

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Демонстрационный материал

Итоговый

57

А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо­ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

Презентация

Текущий

58

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и дерев­не. Судьба народа как предмет лирических переж и ван и й страдающего поэта. «В дороге»,

Опорные схемы, таблицы

Текущий

«Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.


59

Героическое и жертвенное в образе разночинца- народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

Фонохрестоматия

Текущий

60

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба..,», «Поэт и Гражданин» и др.

Фонохрестоматия

Текущий

61

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...». «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

Демонстрационный материал

Текущий

62

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Презентация

Текущий

63

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

Дополнительная литература

Промежуточный

64

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Демонстрационный материал

Текущий

65

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

Опорные схемы, таблицы

Итоговый

66

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Дополнительная литература

Текущий

67-68

Обзор романа М. Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Дополнительная литература

Текущий

69

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Презентация

Текущий

70

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

Демонстрационный материал

Текущий

71

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

Презентация

Текущий

72-73

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Демонстрационный материал

Промежуточный

74

Женские образы в романе «Война и мир»

Презентация

Текущий

75

Семья Ростовых и семья Болконских

Опорные схемы, таблицы

Текущий

76-77

Тема народа в романе «Война и мир»

Дополнительная литература

Промежуточный

78

Кутузов и Наполеон

Демонстрационный материал

Текущий

79-80

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

Опорные схемы, таблицы

Итоговый

81

Анализ эпизода из романа «Война и

мир».

Подготовка к домашнему сочинению

Демонстрационный материал

Итоговый

82

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Презентация

Текущий

83

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М, Достоевского

Дополнительная литература

Текущий

84-85

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Презентация

Текущий

86

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

Презентация

Текущий

87

« Двойники» Раскольникова

Дополнительная литература

Текущий

88

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

Опорные схемы, таблицы

Итоговый

89

Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее ге­рой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании

Презентация

Текущий

90

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Демонстрационный материал

Текущий

91

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет М цен с ко го уезда»)

Дополнительная литература

Промежуточный

92

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

Демонстрационный материал

Текущий

93

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

Презентация

Текущий

94

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Презентация

Текущий

95

Особенности драматургии А. П. Чехова

Дополнительная литература

Текущий

96

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Презентация

Текущий

97

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

Демонстрационный материал

Промежуточный

98

Зачетная работа за второе полугодие

Тесты

Итоговый

99

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображе­ние тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

Презентация

Текущий

100-101

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Г и де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль». (По выбору учителя)

Дополнительная литература

Текущий

102

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Тесты. Демонстрационный материал.

Итоговый



© 2010-2022