Рабочая программа по литературе 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 2014-2015 учебный год

Нормативные документы:

Рабочая программа по предмету «Литература» для 9 класса составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования; - М: Дрофа, 2007 год

  2. Примерной программы основного общего образования по литературе (5-9 класс); М- Дрофа, 2007 год

  3. Учебника для общеобразовательных учреждений («Литература 9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях. Автор - составитель Меркин Г.С. - М: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2010- 2012.

Актуальность разработки программы обусловлена недостаточной детализацией Примерной программы основного общего образования и необходимостью адаптации программы к реальным условиям преподавания в 9 классе.


Цели и задачи обучения литературе


Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
• осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
• формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
• формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
• формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений
• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:
1.Развивать способность формулировать и аргументированно отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
2.Совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой,

культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

3.Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской

культуры и понимания авторской позиции;

4.Формировать первоначальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений,

развитии устной и письменной речи учащихся;
5.Воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
6. Усвоить тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, основные историко-литературных сведения и теоретико-литературные понятия;
7.Овладеть умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литератур, выявлять в произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание.

Временные затраты на освоение курса

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Резервные часы не предполагаются.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая

нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения

по литературному произведению;

- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения

и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:

- создания связного текста;

- определения своего круга чтения;

- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.


Структура организации учебного процесса

Реализовать данную рабочую программу предполагается в условиях классно-урочной системы.


Средства, формы, методы организации обучения, педагогические технологии:

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.
- традиционное обучение;

- активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

- интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- элементы технологии критического мышления.

Предполагается использование таких типов урока, как комбинированный, урок -лекция, урок - исследование, урок - концерт и т.п.


Система контроля учебных достижений учащихся:

Рабочая программа по литературе предполагает проведение письменных контрольных работ: классных сочинений и домашних сочинений , а также выразительное чтение наизусть, тестирование, письменный ответ на вопрос, устный монологический ответ, защита презентации, защита учебного проекта




II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Содержание курса литературы для IX класса

(102 часа)

Введение. Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления.

Литература как искусство слова

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.


Древнерусская литература

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).


«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика "Слова", своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.


Литература XVIII века


Характеристика русской литературы XVIII в

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.


М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.


Г.Р. Державин

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Бог», «Памятник», »Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости.

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.


А.Н. Радищев

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.


Художественное и тематическое своеобразие русской литературы XVIII века.

Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы « Русская литература XVIII века» Тест или творческое задание.


Литература XIX века


Поэзия, проза, драматургия XIX века. «Золотой век русской литературы»

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Романтизм.

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.


В.А.Жуковский

Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А.Жуковского. «Светлана».


А.С. Грибоедов

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова "Мильон терзаний". Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест.


А.С. Пушкин

Жизнь и творчество.

Стихотворения:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».


М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени»

Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.



Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы "Повести о капитане Копейкине" и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.


Ф.И. Тютчев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь»


А.А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.


Н.А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).

Гражданская позиция Некрасова.


Ф.М. Достоевский

Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»


Л.Н.Толстой

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.


А.П. Чехов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.


Тестирование по теме «Литература XIX века»


Русская литература ХХ века


Пути Русской литературы ХХ века

Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.


М.Горький

Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.


Художественное своеобразие поэзии Серебряного века.

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.


А.А. Блок

Слово о поэте.

Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.


С.А. Есенин

Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.


М.И.Цветаева

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой



А.А. Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.


. М.А.Булгаков.

Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.


М.А. Шолохов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.


В.В. Быков

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.


А.Т. Твардовский

Слово о поэте.

« Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.


А.И.Солженицын

Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.


Итоговый урок по программе 9 класса






Учебно-тематический план:

Содержание

общее количество часов

1

Вводные уроки

2

2

Древнерусская литература

4+1РР

3

Литература 18 века

11

4

Русская литература первой половины 19 века

60

Становление романтизма

1

Батюшков

1

Жуковский

1+1ПР

Рылеев

1

Грибоедов

11 (9+1РР+1ПР)

Пушкин

21 (18+2РР+1ПР)

Лермонтов

15 (13+1РР+1ПР)

Гоголь

8 (6+2РР)

5

Русская литература второй половины 19 века

8

6

Русская литература 20 века

15 (14+1РР)

7

Резерв

2


ИТОГО

102


Контроль и критерии оценивания ответов учащихся:

Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки "2".

Как видно, отметка "1" является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий (письменного ответа на вопрос)

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
- "5" - если все задания выполнены;
- "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий;
- "3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;
- "2" - выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.

Критерии оценивания презентаций

Критерии
оценивания

Параметры

Дизайн презентации

- общий дизайн - оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки - изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон - текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы - списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки - все ссылки работают


Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы;


Средняя оценка по защите проекта



Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.









Календарно - тематическое планирование уроков литературы в 9 классе



Дата



Тема урока


Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности


Планируемые результаты освоения материала


ЦОР, ЭОР

Домашнее задание



Примечания

1


Вводный урок

Великие сеятели разумного, доброго, вечного.

Вводный урок

1

Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу

Умение строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи


Записать в тетради особенности русской литературы XIX века по материалам лекции


2


Роды и жанры литературных произведений

1

Составление таблицы

Развивать умение определять жанровое своеобразие того или иного произведения


Подготовиться к проверочной работе по содержанию таблицы. Прочитать «Слово о полку Игореве», подготовить выразительное чтение речи Святослава


3


Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы




1

Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям

Знать историю произведения, уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности

nsportal.ru

Прочитать статью учебника на с.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода или выучить отрывок «Плач Ярославны» из стихотворного перевода.


4


«Печальная повесть о походе Игоревом»

Патриотический пафос произведения

1

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ

Формировать навыки сопоставительного анализа поэтического текста и летописного источника, уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль


Сформулировать письменно какие приёмы УНТ использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, их характеристики; устное сочинение «Каким я представляю себе автора «Слова…»


5


Образ автора «Слова…», художественные особенности произведения

1

Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение, устное иллюстрирование, работа с текстом

Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план


Сравнительный анализ «Плача Ярославны…» в переводе Жуковского и Заболоцкого; выучить наизусть отрывок «Золотое слово Святослава», подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка


6


Ярославна - пленительный женский образ в «Слове…»

1

Работа с текстом, характеристика героев

Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план


Сформулировать возможные темы сочинений по «Слову…»; устная характеристика Игоря и Ярославны


7


Р/р Классное сочинение № 1 по «Слову…»

1

Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана

Уметь использовать собранный материал при написании сочинения


Написать сочинение на одну из тем:

1.Образ князя Игоря.

2. Героическая тема и приёмы её воплощения в «Слове о полку Игореве».

3.Образ Ярославны в «Слове…».

4. Тема Русской земли в «Слове…».


8


Литература XVIII века.

Классицизм в русском и мировом искусстве




1

Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами

Совершенствование навыков тезисной записи лекции


Прочитать материал учебника на с. 28-37

Индивидуальные задания: подготовить сообщение о М.ВА.Ломоносове, Кантемире, Тредиаковском, Сумарокове; подобрать материал о классицизме в живописи и архитектуре


9


М.В.Ломоносов - реформатор русского языка, стихосложения, учёный, поэт

1

Выступления учащихся с сообщениями, работа по учебнику, работа со словарём, чтение произведений

Умение вести тезисные записи лекции, отбирать наиболее значимый материал, анализировать поэтический текст


Выразительное чтение «Оды на день…», выучить отрывок наизусть. Какие задачи ставит Ломоносов перед поэзией?

Сообщение о Г.Р.Державине. Прочитать стихотворения «Арфа», «Властителям и судьям», «Памятник», «Фелица»


10


Г.Р.Державин - поэт и гражданин

1

Беседа, чтение наизусть, сообщение о Державине, запись материала лекции, работа с текстом

Воспитывать любовь к родному краю, формировать нравственные критерии в оценке личности.

Развитие связной речи, умения, логического мышления, ассоциативных представлений

interneturok.ru/

Выучить стихотворение «Памятник», прочитать стихотворение К.Рылеева «Державин», устное сочинение «Речь у памятника Державина»


11


Значение творчества Ломоносова и Державина для дальнейшего развития поэтического слова

1

Беседа, чтение наизусть, анализ стихотворений, составление таблицы

Умение анализировать, сопоставлять, делать выводы


Составить таблицу «Особенности произведений Ломоносова и Державина», чтение комедии «Недоросль», сообщение о Фонвизине


12


Д.И.Фонвизин «Сатиры смелый властелин»

Комедия «Недоросль», её идейное содержание, композиция

1

Сообщения учащихся, письменная работа по вопросам, работа с текстом, комментированное чтение по ролям, составление цитатного плана, словарная работа

Умение анализировать, обобщать, комментировать текст, высказывать своё мнение, развивать монологическую речь

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия»

Материал учебника на с.46-55; дочитать комедию, составить словарик крылатых слов и выражений. Кто из персонажей является выразителем точки зрения автора, как это и было принято в классицизме? Какие ещё черты классицизма вы увидели в пьесе?


13


Идеал честного человека в комедии «Недоросль»

1

Работу с текстом, беседа, самостоятельная работа

Умение анализировать, обобщать, комментировать текст, высказывать своё мнение, развивать монологическую речь


Прочитать внимательно эпизод «Экзамен Митрофанушки», подготовиться к его анализу


14


Тема воспитания и образования в комедии

1

Работа с текстом, беседа, характеристика героев по плану

Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом; давать характеристику героям по их поступкам, сравнивать героев


Написать сочинение на одну из тем:

1.Простакова - госпожа бесчеловечная.

2. Тема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Прочитать главы из книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»


15


«Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровое своеобразие произведения

1

Сообщение учителя о жизни и творчестве Радищева, пребывании его в Казани и Верхнем Услоне (региональный компонент), комментированное чтение глав из книги, беседа по их содержанию

Умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы


Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…», прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза». Индивидуально: сообщение о Н.М.Карамзине


16


Сентиментализм. Н.М.Карамзин - писатель, историк, критик. Повесть «Бедная Лиза»

1

Рассказы учащихся об одной из «станций» «Путешествия…», слово учителя о сентиментализме как литературном направлении, составление таблицы, сообщение ученика о Карамзине, работа с текстом

Развивать умение анализировать эпизоды прозаического текста, навыки работы в группах

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия»

Ответить на вопросы: «Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к сентиментализму?», «Какую роль

в повести играет пейзаж?»


17


Тема любви в повести «Бедная Лиза». Роль пейзажа в произведении

1

Анализ эпизодов:

1.Описание Симонова монастыря.

2. Лиза на берегу Москвы-реки перед встречей с Эрастом.

3. Описание грозы. Беседа по содержанию, выразительное чтение, работа со словом

Развивать умение анализировать эпизоды прозаического текста, навыки работы в группах


Сочинение-рассуждение «Осуждает ли рассказчик Лизу за самоубийство?»


18


Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века

1

Составление таблицы «Литература XVIII века», тест

Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать


Устное сочинение «Каким я увидел XVIII век на страницах ….» (по выбору учащихся)


19


Русская литература первой половины XIX века.

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века





1

Лекция, запись основных положений лекции, составление таблицы

Совершенствование навыков тезисной записи лекции

interneturok.ru/

Основные исторические события, определившие пафос русского романтизма. Стр. 84-85

Каковы особенности русского романтизма?

Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове, Жуковском, Рылееве


20


К.Н.Батюшков - основатель «школы гармонической точности»

1

Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции, знакомство с текстами стихотворений

Совершенствование навыков тезисной записи лекции


Подготовить выступление «Темы, мотивы и образы лирики Батюшкова».

Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Прочитать балладу «Светлана», стихотворения «Сельское кладбище», «Вечер»


21


«Литературный Колумб России». Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского

1

Сообщение ученика, чтение произведений поэта, их анализ, словарная работа, исследовательская работа по определению схожести песен и баллад, составление таблицы

Совершенствовать навыки работы с текстом, развитие умения анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль

nsportal.ru

Анализ баллады Жуковского «Лесной царь», выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского.


22


Р/р Обучение анализу лирического текста. Практикум

1

Чтение наизусть, запись плана анализа лирического текста, повторение материала о средствах выразительности, анализ стихотворения «Элегия»

Развитие умения анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль


Письменный анализ стихотворения «Море», подготовить сообщение о поэте-декабристе Ф.К.Рылееве


23


К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы», «К временщику».

1

Сообщение о поэте, знакомство с текстами произведений Рылеева, определение их особенностей, составление таблицы, сопоставительный анализ стихотворения «К временщику» и стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»

Совершенствовать навыки работы с текстом, развитие умения анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль, проводить сопоставительный анализ


Написать сочинение на одну из тем:

1)Сопоставительный анализ стихотворения Рылеева «Гражданин» и Некрасова «Поэт и гражданин»

2)Образцовый гражданин в лирике и «Думах» К.Ф.Рылеева

Чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»


24


А.С.Грибоедов

Личность и судьба

1

Составление хронологической таблицы жизни и творчества Грибоедова по материалам лекции, слушание музыкальных произведений, беседа с опорой на знания истории России XIX века

Развитие монологической речи, развитие умения применять ранее полученные знания при изучении нового материала

pedsovet.su

Прочитать 1 действие, проанализировать список действующих лиц, выписать значения слов комедия, конфликт, интрига, сюжет.

Подготовить сообщение «Сюжет комедии «Горе от ума»


25


Сюжет и композиция комедии «Горе от ума», система образов. Анализ 1-го действия

1

Комментированное чтение, работа с афоризмами, составление устного рассказа «Один день из жизни Фамусова»

Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст,


Прочитать 2-е действие, подготовить (индивидуально) выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова; Начать работу по заполнению таблицы «Цитатная характеристика героев комедии «Горе от ума»


26


«Век нынешний и век минувший». Обучение анализу монолога. 2-е действие комедии

1

Словарная работа, работа с текстом, комментированное чтение, выразительное чтение, анализ монологов

Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст


Прочитать 3-е действие.

1гр. - проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо»;

2гр. - воспроизвести цепочку: как родилась и распространялась сплетня о сумасшествии Чацкого;

3гр. - охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты


27


Фамусовское общество. Анализ сцены бала

1

Реализация домашнего задания (анализ монологов), комментированное чтение, речевая характеристика героев, словарная работа, беседа

Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст


Прочитать 4-е действие, выучить один из монологов Чацкого или Фамусова; составить план сочинения «Фамусовское общество в комедии», продолжить работу по заполнению таблицы


28


Р/р Анализ эпизода драматического произведения. Урок-практикум

1

Выразительное чтение, работа по вопросам, беседа по содержанию

Умение выделять эпизод из текста, определять его место, тему, идею, конфликт, героев; высказывать свою точку зрения


Дать характеристику Митрофанушке с опорой на текст. В каких эпизодах он смешён, в каких заслуживает сочувствия?

Ответить на вопрос «Как раскрывается в комедии тема воспитания?»


29


Смысл названия комедии «Горе от ума»

1

Комментированное чтение, чтение наизусть монологов Чацкого или Фамусова, анализ текста комедии, составление схем

Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст


Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказываниях разных героев, продолжить работу по заполнению таблицы


30


Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова

1

Выступления учащихся, сравнительная характеристика героев (Чацкого и Молчалина), образ Софьи, беседа

Развивать навыки комментированного чтения монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, обобщать, делать выводы


Познакомиться со статьёй Гончарова «Мильон терзаний». Какие положения статьи вызывают Ваше несогласие? Закончить работу по заполнению таблицы


31


И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

1

Работа с текстом статьи, комментированное чтение, конспектирование

Обучать навыкам конспектирования, развивать логическое мышление, уметь сопоставлять различные точки зрения критиков, доказывать своё мнение

interneturok.ru/

Закончить работу по заполнению таблицы


32


Обобщающий урок по комедии Грибоедова «Горе от ума»

1






33


Умники и умницы. Литературная игра по комедии Грибоедова «Горе от ума»

1

Литературная игра

Уметь применять полученные знания, развивать интеллектуальные способности


Подготовиться к сочинению по комедии Грибоедова «Горе от ума»


34


Р/р Подготовка к домашнему сочинению № 1 по комедии Грибоедова «Горе от ума»

1

Работа над сочинением

Развитие письменной речи


Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.С.Пушкина (индивидуально), повторить ранее изученные стихотворения поэта


35


А.С.Пушкин

Жизнь и творчество поэта.

1

Выступления учащихся, демонстрация презентации, просмотр фрагментов из кинофильма, составление хронологической таблицы на материале урока

Развивать монологическую речь, пробудить интерес к литературным местам Казани, систематизировать знания учащихся о творчестве Пушкина

электронная библиотека, версия 2.0. А.С. Пушкин

Работа в группах:

1гр. - собрать материал о лицейских друзьях Пушкина;

2гр. - подобрать стихотворения поэта о дружбе и друзьях, подготовить выразительное чтение


36


Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина

Дружба и друзья в лирике поэта

1

Слово учителя, выступления подготовленных учащихся, защита презентаций, выразительное чтение, анализ стихотворений, словарная работа

Развивать умение определять тему стихотворения, авторскую позицию, находить средства выразительности речи


Чтение и конспектирование статьи учебника на с.22-27; устное сочинение «Дружба в лирике Пушкина»; повторить основные понятия: ода, послание, элегия


37


Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Анализ стихотворений поэта «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Анчар» и др

1

Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ

Развивать представление о гражданской лирике, умение анализировать поэтический текст


1.Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву»

2. Мини-сочинение «Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина»; подготовить сообщения о любимых женщинах Пушкина (индивидуально)


38


Любовная лирика А.С.Пушкина

Адресаты лирики

1

Выступления учащихся, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, работа по репродукциям

Развивать умение аргументировать свою точку зрения при анализе стихотворений

interneturok.ru/

Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина о любви; чтение стихотворений «Пророк», «Я памятник…», «Поэт», Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Свободы сеятель пустынный». Что сближает эти стихотворения?


39


Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворений «Пророк», «Я памятник себе воздвиг» и др.

1

Чтение наизусть стихотворений о любви (реализация домашнего задания), чтение стихотворений, определение их темы и идеи, словарная работа

Развивать умение анализировать поэтический текст, определять позицию автора, аргументировать


Наизусть стихотворение «Я памятник…», письменный анализ стихотворений: 1гр. - «Пророк», 2гр. - «Подражание Корану»

Подобрать стихотворения о природе по указанному списку


40


Философская лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворений «Бесы», «Телега жизни»

1

Чтение наизусть стихотворений, знакомство со стихотворениями о природе, работа по их содержанию, устное рисование, работа по иллюстрациям, словарная работа

Отрабатывать навык анализа текста, развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся

interneturok.ru/

Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения, объяснить свой выбор.

Опережающее задание: чтение романтических поэм Пушкина


41


Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

1

Работа по плану анализа стихотворения, повторение пройденного материала, анализ стихотворений

Развивать умение анализировать поэтический текст, излагать свою точку зрения, давать оценку, аргументировать


Прочитать поэмы «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». Каковы темы «южных» поэм Пушкина?


42


Романтические поэмы Пушкина. «Цыганы»

1

Комментированное чтение, словарная работа, беседа по содержанию

Развивать навыки анализа текста с использованием цитат


Прочитать драму «Борис Годунов», материал учебника на с. 49-53

Сообщение на историческую тему «Времена правления Бориса Годунова» (индивидуально)


43


«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия

1

Выступления учащихся, комментированное чтение, определение особенностей поэмы, беседа

Развивать навыки анализа текста с использованием цитат


Прочитать «Маленькие трагедии» Пушкина, материал учебника на с. 53-62


44


Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий» Пушкина

1

Комментированное чтение, беседа по содержанию, работа в группах

Формировать навыки анализа драматического произведения, умение выделять ключевые сцены, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев

nsportal.ru

Чтение статьи учебника на с.63-69, подготовить презентацию одной из повестей Пушкина из сборника «Повести Белкина»


45


«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров

1

Выступления учащихся, беседа, словарная работа, повторение теории литературы

Формировать навыки словесного размышления о поступках героев

электронная библиотека, версия 2.0. А.С. Пушкин

Написать сочинение на одну из тем 1-8 на с. 95; чтение статьи учебника на с. 75-79.

Посмотреть фильм «Барышня-крестьянка», сравнить с повестью, дать оценку экранизации произведения


46


История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения

1

Лекция с элементами беседы, запись основных положений лекции

Развитие умения конспектировать, выделять главное

interneturok.ru/

Прочитать главу 1; ответить на вопросы:

1)С чего начинает свой роман Пушкин? В чём своеобразие такого начала?

2)Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение Онегина?

3)Счастлив ли герой? Каковы причины его хандры?


47


«Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге

1

Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов

Развивать умение отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку, высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, делать выводы


Начать работу над заполнением таблицы «Цитатная характеристика героев романа «Евгений Онегин», прочитать главы 2-3


48


«Но был ли счастлив мой Евгений?»

Онегин в деревне

1

Беседа, работа с текстом, комментированное чтение эпизодов, чтение и анализ «Письма Татьяны»

Развивать умение отбирать материал для характеристики героя, его поступков, давать ему оценку, высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, делать выводы


Главы 4-5, составить общую характеристику провинциального дворянства; «Письмо Татьяны» наизусть


49


Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна

1

Развёрнутая беседа, дополняемая чтением наизусть «Письма Татьяны», комментированное чтение главы 5

Развивать умение анализировать текст, давать оценку поступкам героев, определять авторскую позицию, аргументировать


Прочитать главы 6-7, проанализировать сцену посещения Татьяной кабинета Онегина, ответить на вопросы.

Прочитать лирические отступления (V - 1, 2; VII - 1, 29-30), какую роль они играют в тексте?


50


«И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!»

Онегин и Ленский

1

Реализация домашнего задания, работа по тексту, беседа, комментированное чтение отдельных строф, важных для характеристики героев, составление плана характеристики Онегина и Ленского

Уметь определять типическое и индивидуальное в образах героев, давать оценку, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, подтверждая текстом


Прочитать статью учебника на с. 87-90, составить сравнительную характеристику героев по плану, найти в тексте примеры антитезы, прокомментировать их


51


«Победа Татьяны над Онегиным - победа идеала над действительностью»

1

Беседа с опорой на текст, Анализ 8 главы, комментированное чтение эпизодов

Развивать умение анализировать, цитировать


Выучить одно лирическое отступление, завершить работу над составлением таблицы. Ответить на вопрос «Каким вы увидели автора произведения»?


52


Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа

1

Обобщение материала по системе художественных образов, работа по опорной схеме, определение роли второстепенных персонажей, лирических отступлений, беседа, обращение к статьям Белинского о романе (Статьи 8,9)

Развивать умение определять отношение автора к своим героям, подтверждать текстом, обобщать, делать выводы

interneturok.ru/

Составить тезисы статьи Белинского. С какими положениями автора вы могли бы поспорить?


53


Значение Пушкина в развитии русской литературы и литературного языка. Критики о Пушкине.

1

Чтение наизусть, беседа, тест по творчеству Пушкина, работа с критической литературой

Формировать умение определять роль личности в истории литературы, аргументировать свою точку зрения, развивать логическое мышление, монологическую речь


Подготовиться к сочинению по творчеству Пушкина


54


Р/р Классное сочинение № 2 по творчеству Пушкина

1

Работа над сочинением:

1.Сочинение-рассуждение «Нужны ли Онегины в наши дни?»

2.Сочинение-размышление «Онегин как «лишний человек»

3.Сочинение-интервью «Можно ли к вам обратиться, Татьяна Ларина?»

4.Проблемы смысла жизни, счастья и дома в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

5.Мои любимые страницы из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

6. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

Развитие письменной речи, отработка умения правильно и логично излагать свои мысли на письме


Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, повторить ранее изученные стихотворения поэта


55


РР Написание классного сочинения № 2 по творчеству А.С. Пушкина

1


Развитие письменной речи, отработка умения правильно и логично излагать свои мысли на письме


Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, повторить ранее изученные стихотворения поэта


56


Пролог к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…»

1

Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта, составление таблицы из цитат, взятых из произведений Пушкина и Лермонтова, обобщающая беседа

Уметь применять ранее полученные знания при изучении нового материала, обобщать, делать выводы о личности писателя по его произведениям, развивать самостоятельность в суждениях

электронная библиотека, версия 2.0. М.Ю. Лермонтов

Статья учебника на с.110-115, прочитать стихотворения «Пророк», «Смерть Поэта», «Поэт». Определить позицию автора на назначение поэта и поэзии; сравнить точки зрения Пушкина и Лермонтова на данный вопрос.


57


Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

1

Слово учителя, комментированное чтение стихотворений «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», определение позиции автора, сравнительная работа

Развивать умение сравнивать позиции разных авторов на одну проблему, доказывать, аргументировать свою точку зрения


Прочитать стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю», «К Н.И.» (Я не достоин, может быть…), «Расстались мы, но твой портрет», «К*» (Я не унижусь пред тобою…). Подобрать материал об адресатах данных стихотворений. Выучить стихотворение «Смерть Поэта» (Индивидуальные задания)


58


Адресаты любовной лирики Лермонтова

1

Слово учителя, выступления учащихся, просмотр презентации, подготовленной учеником; чтение наизусть, анализ стихотворений, словарная работа

Развивать умение анализировать лирический текст; формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя


Выучить одно из стихотворений о любви наизусть. Прочитать и проанализировать стихотворения «Родина», «Дума», Монолог». Каков герой этих произведений? Статья учебника на с.115-121


59


Тема России. Характер лирического героя его поэзии

1

Чтение наизусть,

слово учителя, комментированное чтение стихотворений, анализ стихотворений, словарная работа

Развивать умение анализировать лирический текст; формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя


Стихотворение «Родина» наизусть; чтение романа «Герой нашего времени


60


«Герой нашего времени». История создания, композиция романа

1

Слово учителя, просмотр презентации, составление таблицы, ответы учащихся

Развивать умение давать оценку прочитанному, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументировать, развивать монологическую речь


Прочитать главу «Бэла», дать характеристику Печорину как литературному герою. Что вы не приемлете в герое?



61


«Странный человек» Г.А.Печорин. Глава «Бела»

1

Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов

Развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументировать, развивать монологическую речь

pedsovet.su

Прочитать статью учебника на с.122-130; перечитать главу «Максим Максимыч» и «Журнал Печорина», ответить на вопрос «Злой нрав или глубокая постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина?»

Начать работу по заполнению таблицы «Печорин в оценке персонажей романа»


62


Печорин как «портрет поколения». Глава «Максим Максимыч»

1

Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов

Развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументировать, развивать монологическую речь


Прочитать статью учебника на с.130-132, перечитать главу «Тамань». Как содержание данной главы дополнило ваше представление о Печорине?


63


«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих!». Анализ главы «Тамань»

1

Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение критически оценивать поступки героев, развивать монологическую речь


Прочитать статью учебника на с.132-133; перечитать главы «Княжна Мери», «Фаталист»; Рассмотреть отношения Печорина с Верой, Бэлой, Мери. Как раскрывается образ героя через отношения с этими женщинами?


64


«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Глава «Княжна Мери»

1

Слово учителя, беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, работа по иллюстрациям, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение критически оценивать поступки героев, развивать монологическую речь


Выразительное чтение эпизода «В погоне за Верой»; ответить на вопрос «Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры?»;

1гр. Речевая характеристика Печорина

2гр. Речевая характеристика Грушницкого

3гр. Речевая характеристика Вернера


65


Печорин и «водяное общество»

1






66


Анализ главы «Фаталист»

1

Слово учителя, работа в группах (реализация домашнего задания), работа с критической литературой, ответы на вопросы

Развивать навыки монологического высказывания

interneturok.ru/

В.Г.Белинский о романе. (Законспектировать статью «Герой нашего времени». Сочинение М.Лермонтова»)


67


РР Анализ эпизода прозаического произведения. Урок-практикум

1

Работа с текстом, анализ эпизода, беседа, художественный пересказ

Углубить навыки анализа эпического произведения


Подготовиться к тестовой работе по творчеству Лермонтова, закончить работу над заполнением таблицы


68


Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1






69


Обобщающий урок по роману Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Выполнение тестовых заданий, обобщающая беседа по изученному материалу

Развивать умение применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать


Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя, читать поэму «Мёртвые души»


70


РР Подготовка к домашнему сочинению № 2 по роману «Герой нашего времени»

1






71


Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. По страницам изученных произведений. «Шинель»

1

Выступления учащихся, слово учителя, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, викторина

Развивать монологическую речь

электронная библиотека, версия 2.0. Н.В. Гоголь

Прочитать 1-3 главы поэмы «Мёртвые души»


72


Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации

1

Слово учителя, запись основных положений лекции в тетради, работа с опорной схемой, комментированное чтение, беседа

Развивать умение составлять опорную схему и работать по ней. Совершенствовать навыки анализа прозаического текста


Прочитать главы 4-6. Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности. Составить характеристику одного из помещиков по опорной схеме (групповые задания), используя текст


73


Россия «мёртвых душ». Галерея человеческих типов. Образы помещиков.

1

Реализация домашнего задания; характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение

Развивать умение давать характеристику героям с опорой на текст, умение анализировать, аргументировать, делать выводы

interneturok.ru/

Подготовить материал по теме «Чичиков и чичиковщина». Как вы понимаете значение слова «чичиковщина»? Прокомментировать «Повесть о капитане Копейкине»в свете пословицы «Русский человек задним умом крепок»


74


Образы помещиков.

1






75


Чичиков и чичиковщина

1

Беседа, составление сопоставительной таблицы «Образ Чичикова и капитана Копейкина», комментированное чтение, работа по иллюстрациям

Развивать умение анализировать прозаический текст, составлять характеристику героя, сопоставлять, аргументировать, делать выводы


Определить роль «Повести о капитане Копейкине» и роль лирических отступлений; повторить литературоведческие понятия и термины; составить устный рассказ «Чичиковы наших дней, какие они?»


76


Образ Родины в поэме «Мёртвые души»

1

Работа с текстом, комментированное чтение, беседа, анализ эпизода «Птица-тройка»

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения, углубить навык анализа прозаического текста


Выучить наизусть отрывок «Эх, тройка…»

Написать сочинение на одну из тем:

1.Образы помещиков в моём восприятии.

2.Чичиков Гоголя и современные чичиковы

Опережающее задание: подготовить сообщение о А.Н.Островском, прочитать пьесу «Бедность не порок»


77


РР Классное сочинение № 3 по поэме «Мертвые души»

1






78


РР Написание классного сочинения № 3 по поэме «Мертвые души»

1






79


Литература второй половины XIX века. Общая характеристика литературы второй половины XIX века.



1

Лекция, запись основных положений лекции

Формировать умение конспектировать, отбирать главное


Прочитать статью учебника на с.182-199; выполнить задание 1 или 2 на с. 210; подготовить сообщения о Фете, Тютчеве, Некрасове


80


Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

1

Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений разных авторов

Развивать монологическую речь, умение анализировать лирический текст, определять его особенности

interneturok.ru/

Выучить наизусть одно из стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору)


81


Анализ стихотворений Тютчева, Фета, Некрасова

1






82


А.Н.Островский. Слово о драматурге. Пьеса «Бедность не порок». Имена и фамилии в пьесах Островского. Любовь в патриархальном мире.

1

Сообщение о драматурге, чтение по ролям с комментированием, выборочный пересказ отдельных сцен, фронтальный опрос

Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу, развивать умение вести беседу, соблюдая правила этикета, развивать навыки критически оценивать поступки и слова героев произведения


Сочинение-миниатюра «С каким героем пьесы я хотел бы встретиться и почему?»

Как раскрыта в пьесе тема любви?


83


Л.Н.Толстой

Жизнь и творчество. Автобиографическая повесть «Детство», «Отрочество», «Юность». Приемы психологического анализа.

1

Сообщение о писателе, просмотр презентации, рассказ учителя о жизни писателя в Казани, беседа, выборочное чтение эпизодов

Развивать монологическую речь, выразительность чтения


Проанализировать главу «Я проваливаюсь»; письменно ответить на вопрос: какие черты Николеньки Иртеньева можно назвать главными, определяющими? Докажите примерами из текста.


84


Ф.М.Достоевский

Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя

1

Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, беседа, обмен впечатлениями о прочитанном тексте, комментированное чтение, диалог между учителем и учениками в процессе обсуждения повести «Бедные люди»,

Развивать умение высказывать свою точку зрения на прочитанное, аргументировать, делать выводы, оценивать поступки и слова героев.

nsportal.ru

Устное сочинение «Моё представление о главном герое повести «Бедные люди», выразительное чтение указанных фрагментов.


85


Тема одиночества. Тип петербургского мечтателя. Петербург Достоевского

1

Практическая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с ориентацией на домашнее задание; коллективное обсуждение вопросов урока, анализ отдельных эпизодов; сравнить повести «Бедные люди» и повесть Гоголя «Шинель»

Развивать умение работать в группах, давать сравнительную характеристику


Составить устный рассказ «Роль истории Настеньки в повести «Бедные люди»

Прочитать рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника», подготовить сообщение о писателе


86


А.П.Чехов

Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника»

1

Сообщение ученика, сопровождаемое просмотром презентации; анализ рассказа, аналитическая беседа

Продолжить формирование навыков анализа прозаического текста

interneturok.ru/

Прочитать рассказ Чехова «Тоска».

Опережающее задание: читать пьесу Горького «На дне»


87


Литература XX века. Общий обзор литературы 20 века

1

Лекция, запись основных положений лекции

Развивать умение сопоставлять историческую обстановку и художественный текст


Подготовить сообщение о творчестве А.М.Горького.

Как вы понимаете смысл названия пьесы «На дне»? Образ какого героя вам запомнился, почему?


88


А.М.Горький Драма «На дне» как «пьеса-буревестник»

1

Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию пьесы, чтение по ролям отдельных сцен

Развивать умение анализировать драматическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия»

Подготовить сообщения о поэтах Серебряного века, подготовить выразительное чтение стихотворений А.Ахматовой, М.Цветаевой, Н.Гумилёва, О.Мандельштама


89


Русские поэты Серебряного века

1

Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ стихотворений

Развивать умение выступать перед аудиторией, творческое мышление, совершенствовать навык анализа лирического текста


Выучить наизусть одно из стихотворений поэтов Серебряного века; подготовить сообщение об А.Блоке


90


А.Блок

«В поэтической мастерской поэта»

1

Выступление подготовленного ученика, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, чтение и анализ стихотворений

Совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать у учащихся эстетический вкус и любовь к поэзии; совершенствовать навык анализа лирического текста

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия»

Прочитать и осмыслить стихотворения «О, весна без конца и без краю…», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе»

Выучить одно стихотворение, проанализировать его.

Подготовить сообщение о С.Есенине


91


С.Есенин

Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта

1

Сообщение ученика, просмотр презентации, работа с текстом, анализ стихотворений о родине, определение их особенностей

Развивать умения и навыки анализа лирического текста,


Выучить наизусть стихотворение о природе (по выбору)

Подготовить сообщение по биографии В.Маяковского

Прочитать стихотворения Маяковского «Послушайте», «Люблю», «А вы могли бы?»



92


В.В.Маяковский

Новаторство поэта


1

Сообщение ученика, чтение стихотворений Маяковского, анализ, определение особенностей стихотворений поэта, словарная работа

Развивать умения и навыки анализа лирического текста развивать умение выступать перед аудиторией

nsportal.ru

Подготовить сообщение о М.Цветаевой, выразительное чтение одного из стихотворений Маяковского о Казани


93


М.И.Цветаева

Судьба и творчество

1

Сообщение ученика, рассказ учителя о пребывании Цветаевой в Татарстане, чтение стихотворений, анализ

Развивать умения и навыки анализа лирического текста развивать умение выступать перед аудиторией

nsportal.ru

Составить хронологическую таблицу о творчестве Цветаевой; выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.

Подготовить сообщение об А.Ахматовой, познакомиться с её стихотворениями по предложенному списку


94


А.Ахматова

Жизнь и творчество

1

Реализация домашнего задания, сообщение ученика, чтение и анализ стихотворений Ахматовой

Развивать умения и навыки анализа лирического текста развивать умение выступать перед аудиторией

nsportal.ru

Выучить понравившееся стихотворение Ахматовой.

Читать повесть М.Булгакова «Собачье сердце»


95


Р/р Подготовка к домашнему сочинению № 3. Анализ стихотворений поэтов XX века

1

Анализ стихотворения

Развивать умения и навыки анализа лирического текста


Читать повесть М.Булгакова «Собачье сердце», подготовить сообщение о М.Булгакове и пересказ указанных эпизодов (индивидуально)


96


М.А.Булгаков

Жизнь и судьба.

Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце»

1

Сообщение ученика, составление хронологической таблицы слово учителя, работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст, аналитическая беседа

Формировать умение аналитического прочтения текста

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия»

Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека», посмотреть одноимённый фильм; подготовить рассказ о судьбе А.Соколова


97


М.Шолохов

Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «Судьба человека»)

1

Слово учителя о значении личности Шолохова, беседа с элементами анализа текста, выступления учащихся

Формировать умение аналитического прочтения текста


Подготовить устное сочинение о Ванюшке по плану:

1.Где и когда Соколов встретил Ванюшку?

2.Портрет мальчика

3.судьба Ванюшки до встречи с Соколовым

4.Чем задел душу солдата мальчик?

5.Почему Ваня поверил Соколову?

Подготовить сообщение о Солженицыне, прочитать рассказ «Матрёнин двор»


98


А.И.Солженицын

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

1

Сообщение ученика, просмотр презентации, аналитическая беседа по рассказу «Матрёнин двор», составление портрета праведницы

Совершенствовать умения анализировать прозаический текст

nsportal.ru

Подготовить характеристику Матрёны.

Групповые задания: подготовить рассказ о писателе и характеристику произведений:

1гр. - В.П.Астафьева

2гр. - В.Распутина


99


Новейшая русская проза (общий обзор). Произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др.

1

Выступления учащихся, просмотр презентации, запись основных положений слова учителя, презентация произведений Распутина и Астафьева

Развивать умение выступать перед аудиторией, составлять тезисы


Подготовиться к проверочной работе по литературе XX века


100


Новейшая русская проза (общий обзор)

1






101


Итоговое тестирование

1

Тест

Развивать логическое мышление, применять полученные знания




102


Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

1








© 2010-2022