Творческий отчет Модули Программы на уроках

Клышпекова  Гульнара Амантаевна          учитель русского языка и литературы Акмолинская область Аккольский район третий базовый уровень высшая категория. Стаж : 28 лет.   Творческий отчет Применение на практике Кембриджского подхода в преподавании и обучении. Модули Программы на уроках русского языка и литературы.      Каждый учитель в процессе работы задает себе вопросы: как сделать так,  чтобы твой урок был интересен ученикам, чтобы дети с радостью приходили на урок, чтобы урок был результативным. За годы  своей педагогической деятельности я старалась использовать элементы разных технологий. Самое важное в любой технологии, я думаю, - это эффективность. Как учитель я с желанием и интересом принимаю новое, считаю, что учитель должен всегда меняться, т.к. время не стоит на месте, появляются новые технолог...      Изучив Программу курсов по теоретическим основам Кембриджского подхода к преподаванию,  решила реализовать основные идеи Программы в повседневной практической деятельности. Работу начала в 5 классе. Мне было интересно, чем живут эти ребята, что их волнует, беспокоит. Что их интересует, чем они занимаются с большим удовольствием. Любят ли читать, рисовать, слушать музыку, фантазировать, понимают ли шутки. Каковы их познавательные интересы, в чем и в какой мере они проявляются?  Для начала ознакомилась с документацией школьного психолога и изучила «Индивидуальные показатели развития самооценки учащихся 5 класса», «Личностная и ситуационная тревожность учащихся 5 класса по методу Спилбергера-Ханина», «Индивидуальные показатели развития учебной мотивации учащихся 5 класса».  В результате диагностики выявилось, что в классе у детей преобладает  завышенный уровень самооценки, ситуативная тревожность умеренная, уровень мотивации-средний.  Но все эти анкеты не дали мне ответ...    Современный пятиклассник очень подвижен, и, если нет выхода его энергии, он быстро устает. В этом возрасте дети не могут долго слушать объяснения учителя, долго писать, внимание у многих из них недостаточно устойчиво. Одни дети разговорчивы, общительны. Другие предпочитают слушать и молчать. В течение всей педагогической деятельности, размышляла над тем,  как  повысить способность обучающихся к обучению. Как найти путь к сердцу каждого ребенка.  Используя рекомендации модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», я решила в каждый урок включать обучение через диалог . Я как учитель словесник считаю, что нужно учитывать речевую активность детей, чтобы направлять ее развитие. Я хочу, чтобы дети почувствовали жажду познания, радость творчества, прониклись желанием творить добро, красоту, служить людям. И большую роль в этом должно сыграть диалоговое общение. Интерактивное общение, совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. Обучение и преподавание на основе диалога помогает уч-ся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. Новые подходы в преподавании и обучении повышают способность обучающихся к обучению для этого нужно выработать эмоционально -положительное отношение к обучению как увлекательному процессу, способу самопознании. Для реализации этого нужно создать коллаборативную среду  - обстановку, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Для этого я старалась разнообразить формы работы, систематически проводила тренинги в начале урока, которые вызывали положительный эмоциональный отклик, обеспечивали психологическую разгрузку участников, отрабатывали навык взаимодействия с партнером, способствовали сплочению коллектива, развивали умение общаться, устанавливать позитивные отношения,  тренинги снимали напряжённость, ... При создании флипчартов, кластеров и при их защите отрабатывались  презентационные навыки, умение убеждать, помогали увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу. В серии уроков использовала ИКТ: работали с интерактивной доской, ноутбуками, создавали рекламы, писали эссе.   Создание коллаборативной среды неразрывно связано с диалогическим обучением, т.к. знания по Выготскому приобретаются в процессе вовлечения ученика в диалог. Общение – главн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Клышпекова Гульнара Амантаевна Творческий отчет Модули Программы на уроках

учитель русского языка и литературы

Акмолинская область

Аккольский район

третий базовый уровень

высшая категория.

Стаж : 28 лет.

Творческий отчет

Применение на практике Кембриджского подхода в преподавании и обучении.

Модули Программы на уроках русского языка и литературы.

Каждый учитель в процессе работы задает себе вопросы: как сделать так, чтобы твой урок был интересен ученикам, чтобы дети с радостью приходили на урок, чтобы урок был результативным. За годы своей педагогической деятельности я старалась использовать элементы разных технологий. Самое важное в любой технологии, я думаю, - это эффективность. Как учитель я с желанием и интересом принимаю новое, считаю, что учитель должен всегда меняться, т.к. время не стоит на месте, появляются новые технологии, новые методы обучения, систематически необходимо совершенствовать свое мастерство совершенствоваться, быть информированным.

Изучив Программу курсов по теоретическим основам Кембриджского подхода к преподаванию, решила реализовать основные идеи Программы в повседневной практической деятельности. Работу начала в 5 классе. Мне было интересно, чем живут эти ребята, что их волнует, беспокоит. Что их интересует, чем они занимаются с большим удовольствием. Любят ли читать, рисовать, слушать музыку, фантазировать, понимают ли шутки. Каковы их познавательные интересы, в чем и в какой мере они проявляются?

Для начала ознакомилась с документацией школьного психолога и изучила «Индивидуальные показатели развития самооценки учащихся 5 класса», «Личностная и ситуационная тревожность учащихся 5 класса по методу Спилбергера-Ханина», «Индивидуальные показатели развития учебной мотивации учащихся 5 класса». В результате диагностики выявилось, что в классе у детей преобладает завышенный уровень самооценки, ситуативная тревожность умеренная, уровень мотивации-средний. Но все эти анкеты не дали мне ответов на мои вопросы.

Современный пятиклассник очень подвижен, и, если нет выхода его энергии, он быстро устает. В этом возрасте дети не могут долго слушать объяснения учителя, долго писать, внимание у многих из них недостаточно устойчиво. Одни дети разговорчивы, общительны. Другие предпочитают слушать и молчать.

В течение всей педагогической деятельности, размышляла над тем, как повысить способность обучающихся к обучению. Как найти путь к сердцу каждого ребенка.

Используя рекомендации модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», я решила в каждый урок включать обучение через диалог .

Я как учитель словесник считаю, что нужно учитывать речевую активность детей, чтобы направлять ее развитие. Я хочу, чтобы дети почувствовали жажду познания, радость творчества, прониклись желанием творить добро, красоту, служить людям. И большую роль в этом должно сыграть диалоговое общение.

Интерактивное общение, совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. Обучение и преподавание на основе диалога помогает уч-ся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.

Новые подходы в преподавании и обучении повышают способность обучающихся к обучению для этого нужно выработать эмоционально -положительное отношение к обучению как увлекательному процессу, способу самопознании.

Для реализации этого нужно создать коллаборативную среду - обстановку, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Для этого я старалась разнообразить формы работы, систематически проводила тренинги в начале урока, которые вызывали положительный эмоциональный отклик, обеспечивали психологическую разгрузку участников, отрабатывали навык взаимодействия с партнером, способствовали сплочению коллектива, развивали умение общаться, устанавливать позитивные отношения, тренинги снимали напряжённость, давали коммуникативную разминку.

Творческий отчет Модули Программы на уроках

При создании флипчартов, кластеров и при их защите отрабатывались презентационные навыки, умение убеждать, помогали увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу. В серии уроков использовала ИКТ: работали с интерактивной доской, ноутбуками, создавали рекламы, писали эссе. Создание коллаборативной среды неразрывно связано с диалогическим обучением, т.к. знания по Выготскому приобретаются в процессе вовлечения ученика в диалог. Общение - главный инструмент обучения.

Именно через беседу можно изучить мнение каждого ребенка. Для реализации такой модели обучения я провела тренинг в парах «Знакомство». Ребята с желанием рассказывали друг другу о своих увлечениях, занятиях. Ни один ученик не остался не вовлеченным в тему разговора. Развитие детей этого возраста происходит в процессе социального взаимодействия. В результате выяснила, что Гульжан любит цветы, Илья, Фархат, Владимир Г часто играют в компьютерные игры, что они очень хорошо знакомы с компьютером, знают много сайтов, приложений, старалась использовать их знания в подготовке презентаций к уроку, в поиске интернет - ресурсов по теме «Глагол». Дети с желанием и радостью выполняли такие задания. Их увлечение оказалось полезным в обучении. Чтобы детей вовлечь в диалог, старалась выбрать темы интересные и доступные. Начала с того, чтобы дети написали или нарисовали, что их радует и что их огорчает, потом совместно выявили, что у многих детей общие ситуации радости и огорчения, играли в игру «Я люблю», все это сблизило одноклассников. Они стали более откровенны, побороли страх, застенчивость и стали включаться в общую беседу.

На каждом уроке делила детей на группы по разным методам: «Цветные ладони», «Яблоко, груша, йогурт», по гороскопу, по желанию, по интересам «Художники», «Актеры», «Корреспонденты». Все это ученикам напоминало детскую считалочку, поэтому они не выражали особого протеста по поводу того, с кем бы они хотели работать в группе. Я видела, что детям было очень весело и интересно, что урок начинается именно с деления на группы. Они с удовольствием включались в работу, начинали предлагать свои идеи. Но при этом не слушали друг друга, перебивали, кто-то ждал, пока ему предложат работу, другой, не советуясь, выполнял задание. Учителя должны согласовывать правила ведения диалога и создавать диалогическую модель класса, в котором ученики будут взаимодействовать друг с другом в целях обнаружения новых и лучших способов совместного выстраивания смысла. {стр 157 Руководство для учителя}.Я решила задать вопрос группам, который заставил бы их задуматься и выработать определенные правила совместной работы в классе.Творческий отчет Модули Программы на уроках

Творческий отчет Модули Программы на уроках

1. Как вы думаете, ребята, почему при огромном количестве автомобилей на дороге, не возникает проблем у водителей и пассажиров?

2. Что для этого должны соблюдать водители и пассажиры?

3. Есть возможность в нашем классе составить такие правила, чтобы всем было комфортно?

Тема была интересна для детей и актуальна. Я видела настоящий интерес, когда в группах стали обсуждать, какие правила они хотели бы выработать. Меня радовали бурные обсуждения, даже малоактивные ученики: Марина, Кристина, Илья смело высказывали свои пожелания в группе. Эта работа сблизила детей. Они стали больше общаться, почувствовали взаимоподдержку, командный дух

Каждый член группы записал свои пожелания, в итоге выработали правила работы в классе на уроке и красочно оформили.

Во время защиты проектов старалась, чтобы выступали все члены группы. Слушатели готовили вопросы по презентации, начиналось обсуждение, все старались высказать свое мнение и быть услышанными. Наблюдая за процессом, заметила, что не все дети могут смело высказывать свою точку зрения, очень застенчива Кристина, Гульжан, Марина. Они нуждаются в постоянной поддержке и поощрении, при этом они с желанием идут на контакт с одноклассниками. Меня радует, что часто в классе раздается смех детей, оживленнось - все это говорит о неподдельном интересе уч-ся к уроку. Для установления атмосферы сотрудничества использовала регулярно разные игры «Что у нас общего».

Меня удивил ответ Диаса, он сказал: « Я не люблю людей, люблю ужастики, не люблю рисовать, при этом часто просит нарисовать что-нибудь, сказал , что плохо спит.» Я думаю, что это было сказано потому, что ребенок нуждается во внимании со стороны учителя и одноклассников, т.к. на контакт с идет плохо, не хочет работать ни с кем кроме Ильи. Диас прекрасно рисует ,но не любит говорить. Я нашла подход: в процессе рисования задаю вопросы, стараясь вовлечь его в разговор.

1. Что ты рисуешь, почему выбрал именно этот эпизод, чем интересен тебе этот персонаж?

Ребенок, увлеченный любимым занятием, начинает рассказывать, что он рисует, при этом стараюсь не перебивать его, проявляю искренний интерес к его работе.

Постепенно от закрытых вопросов перехожу к открытым, начинается общение, доверие. Считаю, это маленькой победой на пути к сердцу ребенка. Через диалог нашла ключ к ученику! В диалоге ученики являются равноправными партнерами, получающие согласованный результат. Обмен мыслями может быть достигнут через диалог. Диалогическая беседа является таким типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад. (стр Руководство для учителя).

Радует, что многие дети любят читать, есть любимые книги у Малики, Асель, Лидии «Дети капитана Гранта», «Герой нашего времени». Регулярно выявляла в конце урока, как чувствовали дети себя на уроке, в какой форме им хотелось бы увидеть следующий урок, какие задачи урока они хотели бы запланировать. Оказалось, что дети любят тренинги, сами просят провести их во время урока, особенно им понравился «Австралийский дождь» и игра в ассоциации.

Заметила, что более смелой стала Гульжан, Марина с желанием включается в процесс урока, Кристина любит работать в группе. Наряду с этим есть и такие факты, когда дети обижают друг друга, Камила обидела Илью, не захотев работать с ним в группе, мотивируя тем, что он ничего не делает. Не всегда Алихан, Вова Б, Вова Г бывают внимательными, при создании флипчартов, больше внимания уделяет не содержанию, а оформлению.Очень добросовестно работает Илона, у нее очень хороша развита речь, умеет точно и правильно выразить свою мысль, однако не проявляет инициативу, боится принять самостоятельное решение, ждет одобрения со стороны учителя или одноклассников.

Заметила, что Артем, Анеля любят составлять кроссворды, сканворды, а тесты по теме урока, изучаемым произведениям - Асель, Илона, Гульжан. Им доставляет большую радость, когда их кроссворды отгадывают одноклассники. Задают вопросы, вступают в беседу, при этом учились обобщать и формулировать свои рассуждения в виде предложений определенной синтаксической структуры. Всегда поощряю ответы детей похвалой, дружеской улыбкой, жестами. Людям необходима обратная связь и поощрение для комфортного обучения.(стр 142 Руководство для учителя)

В своей практике диалог старалась начинать с простых вопросов, постепенно делая переход к более сложным, т.е. от закрытых вопросов переходила к открытым .Например,

1.На какие вопросы отвечает глагол?

2.Какова синтаксическая роль глагола?

Они направлены на запоминание, и ответы расцениваются как «правильные» и « неправильные». Постепенно перехожу к закрытым вопросам:

1.Как, вы думаете, почему глаголы будущего времени не могут быть совершенного вида?

2.Докажите, что слово найти глагол.

Вопросы высокого порядка направлены на умение ученика применять, реорганизовать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-нибудь образом. На открытые вопросы дети находили ответы порой неожиданные, неординарные.

Старалась использовать различные техники постановки вопроса для всесторонней поддержки обучения учеников. Вопросы для побуждения служат для получения первоначального ответа. Например:

1.Назови всех персонажей сказки.

2.Как по-другому называется начальная форма глагола?

Вопросы для апробирования используются для того, чтобы помочь ученикам давать полные ответы, выражать свои мысли, идеи. Например: 1.Приведите примеры предложений с глаголами настоящего времени. 2.Что стало с героями этой сказки спустя много лет?

3.Что имела в виду старушка, когда сказала: "Ну что же, пока что мир остался жив".

Вопросы для переориентации или вопросы, перенаправленные другим ученикам. Например:

1.Кто - нибудь может помочь Илье ответить на этот вопрос?

2. Как вы думаете, что могла сказать старушка девочке? Предскажите.

Я дифференцировала вопросы для уч-ся разных способностей: Регулярно стимулировала учеников к конструктивным и предметным суждениям и высказываниям.

Перед выполнением очередного задания. задавала вопрос:

Подумайте, как вы будете выполнять задание, чем будете руководствоваться?

Учителю необходимо отводить для учеников время на построение, осмысление и апробирование гипотез. (стр141Руководство для учителя)

На своих уроках внедряла все модули Программы. Применяла ИКТ при подготовке презентаций, поиска материалов из интернета. Индивидуальные исследовательские задания выполняли на каждом уроке одаренные и талантливые дети. Проводила постоянную работу со всевозможными словарями. Как здесь строила работу? Ученикам показывала образец знакомства со словом. Рассказывала о строении словарной статьи, затем самостоятельно дети по очереди знакомили одноклассников с новыми словами по плану: давалось толкование лексического значения слова, определялось грамматическое значение слова, самостоятельно (обязательное условие) учащиеся вводили слово в контекст, рассказывали историю появления слова (рассматривали с точки зрения этимологии), подбирали синонимы, антонимы, если это возможно.

Затем задания усложнялись: по лексическому значению дети должны суметь назвать слово, здесь же для привития интереса к предмету и активизации мыслительной деятельности учащихся использовали кроссворды, игры, викторины, которые составляли сами ребята в том числе. Например: Найти в словаре Даля В.И. толкование устаревших глаголов и выступить перед классом. В группах выявляла лидерские качества. Все эти модули связаны с диалогическим обучением. Только диалог помогает понять, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения.

В результате своих наблюдений за детьми заметила индивидуальные особенности подхода к заданиям, стиля ответа каждого ученика. Артем очень ответственно подходит к заданиям, Вова Г с желанием любит рисовать, Фархат не всегда бывает сосредоточен на задании, очень долго включаюся в работу Алихан, Илья, Марина. Чтобы позитивно настроить детей на урок ежедневно проводила тренинги, смотрели видеоролики. Марина вначале чувствовала себя стесненно, но в процессе тренига уже смело выполняла задания, особенно понравился тренинг «Футбол»,направленный на развитие внимания детей. Бейбарс с места просится отвечать, но у доски теряется. Алсу оказалась в команде с мальчиками, немного расстроилась, но постепенно, увлеченная заданиями, быстро освоилась. В группах нужно было сделать флипчарт по временам глагола и выступить у доски по защите проектов. Ребята предложили защищать проекты в парах, т.к. собрали много информации.

В этом проявилась саморегуляция и самостоятельность моих учеников. При защите проекта инициативу проявила Гульжан, в паре с Камилой дали определение глаголам будущего времени, привели примеры. Мне нравится, когда в классе царит эмоциональное оживление; часто оно помогает при объяснении нового материала, - сразу видишь, поняли ли ребята эту тему. Чтобы мои дети заинтересовались изучением русского языка, относились с симпатией к этому предмету, стараюсь проводить уроки по-разному.

Это наша с вами цель, а в достижении ее большую роль диалогическое обучение. Ребята за эти дни привыкли к тренингам, с желанием их выполняют. Удивила Марина, она впервые сама вступила в игру и смело выполняла упражнения.

Когда группы разделила по желанию, получилось 4 группы. Говорили о ценности, затем составляли флипчарт, в беседе ученики делись своими взглядами, задавала открытые вопросы, заметила, что Гульжан постепенно переборола застенчивость и смело отвечает на вопросы, это первый шаг к успеху.

Бейбарс серьезно выполняет все задания, чего за ним я раньше не замечала. Не всегда внимательны Вова Б и Алихан, очень долго включаются в работу, но видя, что все одноклассники увлеченно работают, они приступают к выполнению задания.

Определенные трудности испытывают дети при защите своих проектов, т.к. не всегда могут найти нужные слова для выражения своих мыслей. Для активизации задаю дополнительные и наводящие вопросы. Работать нужно над речью детей, чтобы могли точно, логично рассказать о своей работе. Слабо развита речь у Камилы, Марины, Анель. Грамотно точно изложить материал может Илона, но ей не хватает смелости, Илья говорит правильно, но часто отходит от темы, не умеет слушать Вова Б, Алихан, иногда Фархат. Выслушала мнение детей и выявила, что им очень нравится делать флипчарты, работать в группах. Радует, что хоть маленький, но шаг сделан для того чтобы раскрепостить детей. На практике я заметила, что тренинги с утра поднимают настроение, настраивают на позитив.

В результате наблюдений заметила, что не всегда решаются на инициативу, часто задают вопросы, особенно Илона, даже в выборе цвета сомневается, советуется с учителем или с одноклассниками. В группах лидерские качества проявляет Гульжан, Бейбарс. В конце каждого урока проводила рефлексию разными методами в форме самоценивания и взаимооценивания, в письменной (эссе), устной (рассуждение). Основной целью этой работы было развитие критического мышления через диалог.

После уроков в неформальной обстановке беседовала с учениками о том, как прошел день, что было интересного. Каково же было мое удивление, что дети заметили позитивные перемены в поведении Гульжан, Марины, Бейбарса, Кристины. Они стали смелее, увереннее в себе. Это тоже достижение! Дети любят рисовать, им нравятся яркие краски, яркие эмоции. Из застенчивых и пассивных при развитии умения учиться друг у друга, превращаются в лидеров.

С талантливыми одаренными детьми работали над составлением кроссвордов по теме, потом предлагала в группах решить его. Каково же было удивление, когда на следующий урок самостоятельно составили кроссворд Илона и Настя. Вот что значит саморегуляция!

За время практики я заметила большие изменения в отношении к моему предмету у учеников. Дети с радостью и желанием приходили на урок. Активность учеников возрастала с каждым днем. Теоретические знания, подкрепленные практической и творческой работой привели к прочному усвоению знаний. При итоговой проверочной работе по теме «Глагол» пятиклассники показали высокие результаты, качество знаний составило 80%.

Конечно, есть и над чем работать. Ученики не умеют распределять время, поэтому не успевали иногда за урок выполнить всю работу. Причина в том, что долго включаются в работу. Стараюсь помочь сосредоточится их ЗБР. Включившись в процесс работы, не хотят его прерывать. Здесь целесообразней спаренные уроки. Был такой случай в начале практики. Я разделила детей на группы, дала задание на флипчарте, но они не захотели совместно работать. Тогда я применила метод «Цветочная терапия»: разделила ватман на 4 части и предложила каждому рисовать отдельно, а потом нарисовать мосты к каждому рисунку. Идея ребятам понравилась, и они, забыв об обиде, рисовали друг к другу мосты и дороги, украшая цветами. Между детьми началась беседа, вначале было слышно: «Артем, можно у тебя на рисунке нарисовать дорогу?», ответ: «Можно!»

В конце практики взяла интервью у детей о том, какие у них впечатления о прошедших уроках. Заметила, что ученики научились высказаться по предложенной теме и отстаивать, если возникает необходимость, свою точку зрения, выслушать точку зрения собеседника, а иногда и проанализировать высказывание товарища. Для себя делала вывод: на уроках нужна такая эмоциональная атмосфера, которая настраивала бы школьников всех уровней проявления активности на учебный процесс. Тогда получится цепочка: эмоциональное благополучие ребенка, состояние комфортности на уроке, отсутствие страха, раскованность, чувство уверенности, ожидание уроков, которые ведет учитель, ожидание новизны, рождение интереса к предмету. И если вы создадите для себя такую цепочку, то ваш предмет будет в числе уважаемых и даже любимых.

Использованная литература:

1. Руководство для учителя.

2. Развитие речи: Школьная риторика/Под ред. Т.А.Ладыженской.М.,1998

© 2010-2022