- Преподавателю
- Русский язык и литература
- "Русский язык 7а класс 13. 03. 2014г Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании ” Цели: Формирование навыка определения способов подчинительной связи в словосочетании; Развитие мышления, памяти, познавательного интереса. Воспитывать внимат"
"Русский язык 7а класс 13. 03. 2014г Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании ” Цели: Формирование навыка определения способов подчинительной связи в словосочетании; Развитие мышления, памяти, познавательного интереса. Воспитывать внимат"
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тананова Р.С. |
Дата | 16.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Русский язык 7а класс 13.03.2014г
Тема: Виды подчинительной связи в словосочетании.
Цели: Формирование навыка определения способов подчинительной связи в словосочетании;
Развитие мышления, памяти, познавательного интереса.
Воспитывать внимательность, желание самосовершенствоваться.
Методы: коммуникативный, практический, само- и взаимопроверка, элементы проектной технологии.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, слайды, электронный учебник, пакеты с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент
НУ, проверьте-ка, друзья,
ВСЁ ль на месте,
Всё ль в порядке -
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить,
Только лишь оценку "5".
Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.
- Итак, тема нашего урока - " Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании ". У вас была возможность расширить знания по теме. На уроках мы узнали много нового и интересного. Мы с вами стали намного грамотнее.
ІІ.Проверка домашнего задания
Послушайте стихотворение о словосочетании.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда.
С зависимым шагает.
А кто тут главный - без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову.
И никогда - наоборот.
Запомни, как основу.
1. Что такое словосочетание?
(Словосочетание - это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически, одно из них главное, а другое зависимое).
2. От какого слова ставится вопрос ? (От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово, такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит).
3.Какие сочетания не являются словосочетаниями? (Не являются главные члены предложения: подлежащее и сказуемое)
4.Что конкретнее, точнее называет предмет - слово или словосочетание? (словосочетание)
5.Выражает ли словосочетание законченную мысль? (не выражает законченную мысль)
6.А предложение? (выражает законченную мысль)
7. Может ли словосочетание входить в состав предложения? (Да, входит в состав предложения, распространяя его.)
IІI. Новая тема Работа над проектом
- Тема нашего урока " Виды подчинительной связи в словосочетании ".
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Одно слово (зависимое) грамматически зависит от другого (главного) слова. В словосочетании всегда одно слово главное, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная.
Мы поработаем над проектом и составим 3 научные статьи.
- Для этого нам нужно разделиться на 3 группы
- Каждая группа получит пакет заданий
Первая группа готовит о Согласовании.
Вторая группа готовит об Управлении.
Третья группа готовит о Примыкании.
- В результате у нас должен получиться научный проект.
\- А теперь приступим к работе. Всем удачи! Для создания проекта даю 5 минут.
(Под музыку выполняют проект).
III. Защита проекта
- Итак, время истекло. Обсудите в группах, что у вас получилось и составьте небольшую статью с вашими словами.
- Выступает ученик первой творческой группы с проектом «Согласование»
Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово - существительное или любая часть речи в функции существительного. Например, холодный климат, суровая зима, зимнее небо.
- А теперь послушаем ученика второй творческой группы с проектом «Управление»
Управление - это вид подчинительной связи, при котором главное требует от зависимого слова определенной падежной формы. Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей.
Например, совершить (что?) путешествие, дождаться (чего?) утра.
- А что нам скажет третья творческая группа, которая составляла проект «Примыкание»
Примыкание - вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается не грамматически, а лексически (по смыслу), порядком слов и интонацией. Примыкают только неизменяемые знаменательные части речи.
Зависимое примыкает, то есть поясняет главное.
Например, бегать (как?) быстро, (как?) сильно простудиться.
- Спасибо творческим группам
IV. Этап рефлексии.
Давайте посмотрим
сценки:
«Согласование»
Учительница спросила:
-Мурат, какие ты моря знаешь?
- Разные, - смутился Мурат и замолчал.
Тут ему стали подсказывать ребята: «Красное море! Черное море!...» Мурат обрадовался:
Моря есть разного цвета - красного, синего, зеленого, оранжевого...
Выписывают словосочетания со связью «Согласование» -разные моря, Красное море, Черное море.
«Управление»
Когда Мираса не пустили на каток, на выручку пришел Кайрат: «Давай коньки, я схожу покатаюсь».
«Так ведь завтра контрольная», - напомнил Мирас.
«Сегодня я тебя выручаю, а завтра - ты меня», - успокоил Кайрат друга.
Выписывают словосочетания со связью «Управление» - не пустили на каток, давай коньки, выручаю тебя, успокоил друга.
«Примыкание»
Учитель спросил:
-Что означает словосочетание «Работать спустя рукава?»
-Работать плохо.
-А как сказать «Работать хорошо?»
-Подняв рукава!
Выписывают словосочетания со связью «Примыкание» - работать спустя рукава, работать плохо, работать хорошо, подняв рукава.
Загадки.
Выпишите словосочетания «имя прилагательное + имя существительное», «глагол + существительное», «глагол + наречие».
1. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
2. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, ест морковку.?
3. «Рыжая», с пушистым хвостом, сидит в лесу под кустом.
Тест
1. Что такое словосочетание?
А) два слова
Б) два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически
В) слова, связанные по смыслу
Г) два слова с предлогом
2. Из чего состоит словосочетание?
А) из двух слов
Б) из двух слов с предлогом
В) из главного и зависимого слова
Г) из равноправных слов
3. Что не является словосочетанием?
А) подлежащее и сказуемое
Б) прилагательное + существительное
В) существительное + существительное
Г) глагол + глагол
4. Что является словосочетанием?
А) прозвенел звонок
Б) начался урок
В) вошел в класс
Г) листья падают
5. Словосочетание со связью согласование
А)очень хороший
Б)зимний лес
В)встречу друга
Г)уехал учиться
6. Словосочетание со связью управление
А) лес шумит
Б) умный мальчик
В ) любить родину
Г) сидеть прямо
7. Словосочетание со связью примыкание
А) висела низко
Б) решать задачу
В) белая ночь
Г) праздник села
Выборочный диктант (Каждая группа выписывает словосочетания с соответствующими способами связи)
Учебник Стр.126 упр.5
-
Белый медведь, жизнь медведя, жизнь в воде,широкие лапы, высоко посаженные, прекрасно плавать, хорошо видеть, связано с морем, устраивать берлоги, греть медведя, обтекаемое туловище, подкожный жир, легко ходить.
V.Подведение итога .
(На доске плакат с предложениями. Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят к окончанию урока.)
1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться!
VI. Домашнее задание. Упр.4, стр.126, правила
VII. Выставление оценок.