- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сложноподчиненное предложение. Обобщение изученного
Сложноподчиненное предложение. Обобщение изученного
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горелова О.В. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урока №1
Тема: « Сложноподчиненное предложение. Обобщение изученного».
Тип урока: урок - обобщения и систематизации изученного материала.
Цели урока: углубить знания о сложноподчиненном предложении; повторить и закрепить в осознании учащихся главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения; повторить пунктуацию в сложноподчиненном предложении; подготовить учащихся к выполнению итоговой проверочной работы по теме.
Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, проектор, компьютер, раздаточный материал (тесты).
Ход урока:
1.Орг.момент (2-3 мин.)
-- Здравствуйте, ребята. Целью нашего сегодняшнего урока является подготовка к итоговой проверочной работе по теме « Сложноподчиненное предложение». Мы должны вспомнить , что такое СП предложение, его структуру, виды придаточных предложений, вспомнить условия постановки знаков препинания в СП предложении.
Вам раздаются бланки учета работы на уроке
ФИО
Сл.дикт.
Фронтальный
опрос
Графический
диктант
Опрос по видам придаточных предл.
Определить вид прид.
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
(Наличие данного вида контроля позволит оценить работу каждого учащегося на уроке)
2. Словарная работа (5 минут)
Потому что
Оттого что
Так как
Из-за того что
С тех пор как
В связи с тем что
Для того чтобы
Вследствие того что
Несмотря на то что
Благодаря тому что
Словарная работа проверяется на интерактивной доске, это позволяет сэкономить время на проверке, позволит провести самоконтроль, увидеть и зафиксировать зрительно допущенные ошибки.
(слайд 1,2)
3.Проверка домашнего задания (5 минут)
1)Что такое сложное предложение? (слайд 3)
2) На какие группы делятся все сложные предложения?(слайд 4)
3) Что такое сложноподчиненное предложение? (слайд 5)
4) Чем отличается союз от союзного слова? (слайд 6)
5) Расскажите о строении сложноподчиненного предложения? (слайд 7)
4. Графический диктант (5 минут)
Представить следующие предложения графически ( знаки препинания не расставлены). Предложения проецируются на экран. Работа у доски одного ученика.
1. Не зная броду не суйся в воду.
2. Комнаты домика в котором жили старики были маленькие.
3. Что волки жадны всякий знает.
4. Не видели они как время пролетело.
5. Виды придаточных предложений
1)Работа со слайдом №9: появляется название - дается характеристика(5 минут)
Ответы: 1. Вопросы косвенных падежей
2. Какой? Какая? Какие?
3. Каким образом? Как?
4. До какой степени?
5. Где? Куда? Откуда?
6. Когда?
7. При каком условии?
8. По какой причине? Почему?
9. С какой целью? Зачем?
10. Как что? Будто что?
11. Несмотря на что?
12. Вследствие чего?
2) Работа с интерактивной доской (слайды 10-15) (5-7 минут)
Устная работа по определению вида придаточных предложений ( развитие устной речи)
-
Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. (Изъяснительное)
-
Лошадь, как ужаленная, мгновенно подбирается и делает первый непроизвольный скачок к улице, куда мордой она была поставлена. (Определительное)
-
Когда я подходил уже совсем близко к избушке, из травы вылетела пестрая собачонка и залилась лаем. (Времени)
-
Чтобы так пренебрегать противником, нужно было иметь большую уверенность в превосходстве своих сил. (Цель)
-
Мы направили лодку туда, откуда слышались крики о помощи. (Места)
-
Если б ни дождь, то, конечно, наша прогулка не была бы омрачена ничем. (Условия)
6. Самостоятельная работа 1,2 вариант. (10 минут)
1 вариант.
-
Найдите сложноподчиненные предложения.
А) В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.
Б) По мере того, как мальчишки взрослели и привыкали к воде, им разрешалось садиться на весла.
В) Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.
Г) К полудню опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий,теплый, не приносящий прохлады.
-
Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
-
Нет 2. Б,Г 3.Б,В 4.В,Г
-
Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.
1.нет 2. А,Б 3.А,В 4.А,Б,В
-
Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
1.нет 2.А 3.Б 4.В
5. Определите тип третьего предложения.
1. простое
2.сложноподчиненное
3. сложноподчиненное
4. бессоюзное
2 вариант
-
Найдите сложноподчиненные предложения.
А) Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило да с темным берегом уныло шепталась горная река.
Б) Это был первый бал после приезда из Петербурга однако он присутствовал на нем без удовольствия, не стараясь понравиться.
В) Гоголя мы узнаем в тот период нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.
Г) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
-
Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
1.нет 2.А,Б 3.А 4.Б
-
Найдите сложноподчиненное предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союза.
1.А 2.В,Г 3.В 4.Г
4. Определите тип второго предложения.
1. простое
2.сложноподчиненное
3. сложноподчиненное
4. бессоюзное
7.Домашнее задание (слайд 16) (2минуты)
Сочинение «Мой обычный день» Рекомендация: Используйте сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных.
8. Рефлексия на уроке (3минуты)
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным