Прав ли Маттео Фальконе в финале одноименной новелле Проспера Мериме

             Данный урок построен в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.Критическое мышление имеет  5 характеристик (Д. Клустер): Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В- четвертых – это мышление аргументированное В -пятых –-это мышление социальное Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. Задачи фазы вызова  ( пробуждение интереса к предмету): Актуали...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Прав ли Маттео Фальконе в финале одноименной новелле Проспера Мериме.

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся средствами художественного произведения.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • учить видеть позицию автора, формулировать и отстаивать свою точку зрения;

  • учить задавать вопросы разных типов;

  • развивать культуру речи;

  • воспитывать толерантность к чужому мнению.

ТИП УРОКА:

  • Работа с художественным текстом

ХОД УРОКА

I. Этап вызова

Формулирование темы и цели урока.

Слово учителя:

- Мы закончили изучение новеллы Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Заинтересовало ли вас это произведение? Чем? ( Да. Новелла отличается очень динамичным сюжетом и неожиданной развязкой. Отец убивает сына за предательство, убивает своего единственного, долгожданного сына, который является ещё ребенком.)

-Согласны ли вы с таким финалом? (Нет, да)

-Сформулируйте проблему, которую выдвигает автор и тему нашего урока, исходя из проблемы. (Прав ли отец, поступив так. Имел ли он на это право? Темой нашего урока будет данная проблема.)

-Тема урока: Прав ли отец, поступив так со своим сыном.

Записывает тему на доске и в тетради.

-Как же вы считаете: прав или не прав отец? ( Да, нет)

-И тогда, если у нас с вами разные мнения на этот вопрос, что будет целью нашего урока?

(Высказать своё мнение по данной проблеме, доказать его правоту и найти общую точку зрения.)

Записывает цель урока на доске и в тетради.

Организует выбор способа работы:

-В какой форме мы будем работать? ( в форме дискуссии)

-Определитесь со своими позициями и займите место за столами согласно своей точке зрения.

Те, кто считает, что отец прав, садятся за синий стол, кто считает, что не прав - за красный

II.Стадия осмысления

-Заявите свои позиции. Отвечают за синим столом. (Наша группа считает, что отец прав в своём поступке). Отвечают за красным столом. (Мы считаем, что Маттео Фальконе был не прав, убив сына.)

-В течение 10 минут вы ищете доказательства в защиту своей точки зрения, работая в группе.

Учащиеся работают в группах по поиску доказательств.

По истечении времени, учитель организует выступления.

Выступают сначала учащиеся, сидящие за синим столом, потом за красным столом, а остальные слушают, записывая возникающие вопросы на уточнение, критику, понимание.

(Мы считаем, что Маттео не прав, так как …

Мы не согласны с ребятами, потому что …)

Учитель организует раунд вопросов и ответов.

Учащиеся задают вопросы по очереди на понимание, критику и уточнение.

После вопросов учитель организует работу в группах по поиску новых аргументов

Учащиеся обсуждают в группе свои аргументы. Выступают. (Учащиеся за красным столом:- В истории были уже подобные случаи…

Учащиеся за синим столом: Не доказано, что Иван Грозный убил сына за предательство и даже есть сведения.… Кроме того, мы провели опрос и выяснили …)

III.Стадия рефлексии

Слово учителя:

-Ребята, вы многое сказали в защиту своей позиции и не готовы отказаться от неё. Правильно я вас поняла?

Отвечают учащиеся за красным столом. ( Мы согласны с оппонентами …)

Отвечают учащиеся за синим столом. (Представьте себя в такой ситуации.… С точки зрения закона, он поступил правильно. На территории, на которой жили Фальконе, существовали другие законы….)

Слово учителя:

-Наверное, мы можем признать, что поступок, совершенный мальчиком, был ужасным и имел тяжелые последствия. Выдал он преступника, но время, в котором он жил, было особым в понимании чести. Отец не дал шанс исправиться сыну, но и люди не дали бы шанса смыть пятно позора с семьи Маттео. Слова, брошенные арестованным, надолго остались бы в памяти земляков, и их род считался бы проклятым и опозоренным. Поэтому, с этой точки зрения, наверное, можно как-то понять Маттео. Но с позиции нашего времени и нашей морали, мы не можем оправдать его. С точки зрения христианской религии, М. совершил самый страшный грех, но и Ф. тоже совершил грех. Мы не можем прийти к общей точке зрения, но договориться, что однозначно сказать, прав или нет Маттео, нельзя. Здесь играет роль и время и местность, в которой жили герои, понимание чести, предательства, верности у героев. Согласны вы с этим?

Отвечают учащиеся за красным столом. ( Да, мы согласны, что жестоко …, но …)

Отвечают учащиеся за синим столом. ( Мы готовы согласиться с тем … но каждый человек живёт так, как считает нужным, и иногда это идет в разрез с мнением окружающих. Отец Ф. посчитал, что честь для него дороже единственного сына - это, наверное, его право.)

-Давайте вернёмся к цели нашего урока: что мы должны были сделать.

(Высказать своё мнение по проблеме урока и доказать его правильность или попытаться найти общие точки соприкосновения в своих позициях.)

-Как вы считаете, мы достигли своей цели?

-Возьмите листы самоконтроля и оцените сначала себя сами, а потом в группе. Поставьте оценки.

Своя оценка

Групповая оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

Умение формулировать точку зрения


Умение задавать вопросы


Умение отвечать


Умение находить доказательства


Культура речи


Культура поведения



© 2010-2022