- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Чередование гласных в корне
Урок Чередование гласных в корне
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Токарева В.Н. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг - лож.
Вид урока: урок освоения новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
-
формировать навык правописания А - О в корнях -лаг - лож-;
-
научить владению способом выбора А - О в корнях -лаг - лож-;
-
научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
Развивающие:
-
развивать память, воображение, речь.
-
развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
1. Вступительное слово учителя.
- Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.
Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. В тетрадях запишем число, классная работа.
-
Открывается 3 слайд.
В задании есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)
Задание №1.
ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.
Уд…вительный, увл…катеьный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в…лшебник.
Учитель. Хорошо. А по какому принципу слова распределились в две колонки? (ответы ребят: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова)
- А теперь давайте обратим внимание на следующую группу слов. Прочитайте внимательно.
Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь "работает" какое-то другое правило.
Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А - О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.
(Запишите тему урока)
приЛАГАется -------------------------- приЛОЖить
изЛАГАть ------------------------------- изЛОЖить
возЛАГАть------------------------------ поЛОЖение
приЛАГАтельное---------------------- сЛОЖение
Вопросы и задания учащимся:
- В какой морфеме находится орфограмма?
- Какие гласные пишутся в корнях?
- Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком - о?
1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся перед Г - А, перед Ж - О.
2. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А;
О, если этого суффикса нет.
3. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А; если нет ударного ГА, пишем О.
-Сделайте вывод - сформулируйте правило
- Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. Страница 168, §83.
- Где правило звучит более четко: в учебнике или то, которое вывели вы сами?
Учащиеся приходят к выводу, что в том правиле, которое они вывели самостоятельно, более чётко указан признак, определяющий выбор букв А//О.
Слово учителя. Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О - в корне -лож-, А - в корне -лаг-.
IV. Выявление цели урока.
С правилом мы ознакомились.
- Какая проблема стоит перед нами теперь?
- Какой цели мы должны достичь на уроке?
V. Тренировочные упражнения
1. Распределительный диктант (класс делится на две команды. Первая команда выписывает слова с корнем лож, вторая - с корнем лаг)
-
Записать слова (под диктовку), распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически.
Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное, предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать
2. Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.
-ЛАГ-А -ЛОЖ -
(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.)
- - У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами -А -О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.
Прил…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, , предл…жение, предпол…жить, предпол…гать, предпол…жение,сложение,слагаемое, разложить,излагать.
- МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.
Грамматическая зарядка
Задание
Если в корне "а" - хлопаем в ладоши, если в корне "о" - встаем.
-
Прил…гать усилия.
-
Сл…жить вещи.
-
Отл…жить празднование.
-
Возл…гать надежды.
-
Предл…жить блины.
-
Безотл…гательное дело.
-
Радостное предпол…жение
-
Распол…житься у костра.
- Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, на мотив песни "Хороши весной в саду цветочки" (Слова на доске).
1. Мы сегодня правила учили,
2. Лаг- и лож- мы дружно изучили,
Что в корнях нам - лаг- и- лож- писать,
Закрепляли в речи и письме
Суффикс находили, по нему решили,
Буковки вставляли,
Букву нам какую там вставлять.
Четко проверяли
3. Если суффикс - а -,
И в тетрадь записывали все.
То в корне тоже.
Если нет его, то -о -пиши,
Все запомнить сможем
И себе поможем,
Все запомнят это я и ты.
-
Разгадывание кроссворда (по группам).
Проверка по ключу .
-
Проектная деятельность на уроке «В гостях у лингвистической сказки».
Придумайте продолжение сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож.
-
Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ
За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг - братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски». Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица - к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу ж - то братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными г и ж.
-
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА О ЛАГ И ЛОЖ
В тридесятом царстве, в тридевятом государстве «Язык» жили- были, не тужили, со словами не дружили 2 брата- близнеца, одинаковых с лица, звали их Лаг и Лож.
Долго ли, коротко ли, захотелось двум братьям своему царю Русскому языку службу сослужить добрую, творить чудеса, слова создавать. Собрались они в путь долгий и пошли по непростым дорогам знаний. Три дня и три ночи шли наши герои, и вдруг встретился им на пути камень, а на нем надпись: «Направо пойдешь - приставки найдешь, налево пойдешь - суффиксы встретишь, а прямо пойдешь - на все части слова набредешь». Решили наши молодцы прямо пойти, со всеми морфемами повстречаться и образовать как можно больше слов.
Синими морями, темными лесами шли наши богатыри в страну Словообразование, наконец, добрались.
С великой радостью встретили их приставки, суффиксы и окончания, ведь именно корни являются главными частями слова. На общем совете было принято решение, подарить корню Лаг красную шапочку в виде суффикса -а-, чтобы слова, в состав которых входят эти братцы, не путались.
Так и стали жить Лаг и Лож в стране Словообразование и творить чудеса: создавать новые слова, которые по смыслу были очень похожи, но в то же время немного все-таки отличались.
Вот и сказке конец,
а кто слушал - молодец!
-
Лингвистический футбол.
От каждой команды приглашается по одному ученику к доске - он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама).
-
Расположение лагеря 1. Прилагать усилия
-
Слагать песни 2. Отложить празднование
-
Предложить кофе 3. Возлагать надежды
-
Сложить вещи 4. Предложить блины
-
Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра
-
Загадки.
Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.
-
Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке)
-
В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
-
Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (подъемный кран)
-
Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)
-
Весёлое стихотворение:
На опушке в избушке
Расположились старушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке расположилась кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
-
Творческая работа.
Задание: по данной картинке придумать предложение, используя слова на данную орфограмму.
Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- От чего зависит написание букв О-А в корнях -лаг-/-лож-?
7. Домашнее задание даётся дифференцированно по выбору учащихся .
-
Сочините лингвистическую сказку или стишок о корнях -лаг- -лож-.
-
Составьте диктант на правописание корней с чередованием а - о (25 слов)
-
Выполните упражнение № 571
Y. Рефлексия
- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?
- Мою работу?
- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".
- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!
VI. СПАСИБО ЗА УРОК.