Внеклассное мероприятие по русскому языку Путешествие по Лингвинии

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Лингвинии" проводится в форме игры, в ходе которой команды "Грамотеи" и "Знатоки" выполняют различные задания: вопросы по фонетике, вопросы и задания по морфемике и словообразованию, шуточное задание по лексике, подбор синонимов и антонимов к предложенным словам, вопросы и задания по синтаксису, исправление ошибок в стихотворении Агнии Барто. В заключении игры командам предлагается ответить на ряд шуточных вопросов. Для проведения игры необходимо красочно ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо-Казахстанская область

Район имени Габита Мусрепова

Чистопольская средняя школа





«Путешествие

по Лингвинии»

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

для учащихся 5-7 классов

Учитель: Стрекозина Т.А.













Сценарий игры «Путешествие по Лингвинии»

Цель: Привитие интереса к русскому языку; развитие коммуникативной культуры.

Ход мероприятия:

1.Слово учителя.

Ребята! В нашей школе идёт Неделя языков, в которой принимают участие все ученики. Вот и мы с вами сегодня отправимся в необычное путешествие в далёкую и загадочную страну, которой нет ни на одной географической карте. Эта страна называется Лингвинией, расположилась она между океаном Знаний и океаном Умений. Вас ждут забавные приключения и даже некоторые опасности в пути. Поэтому для прохождения маршрута нам нужны знающие и отважные командиры. Представляю капитанов команд:

______________________________________________________________.

Команды готовы? Можно отправляться в путь? Ну что ж, тогда садимся в самолёт и отправляемся в область Лингвинии ФОНЕТИКА. Наш самолёт приземляется в столице Фонетики Звукинске. И здесь вас ждут первые испытания. По очереди отвечайте на вопросы, но имейте в виду, что за вашими ответами сегодня будет бдительно следить наше уважаемое жюри, в составе которого и учителя, и ученики старших классов, которые хорошо знают наш маршрут.

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

1 задание:

Команда «Грамотеи»

Команда «Лингвисты»

1.В чём отличие звуков от букв?

1.Сколько звуков в русском языке?

2.Какие звуки являются самыми долгими, звучными?

2.Назовите шипящие звуки.

3.Какие согласные являются сонорными?

3.Какие гласные могут обозначать 2 звука?

4.Из предложенных слов выберите те, в которых звуков больше, чем букв:

Дорога, юла, поезд, лес.

4.Назовите только те слова, в которых букв больше, чем звуков:

Земля, солнце, олень, школа.

5.Что раньше в алфавите:

Мальчик или девочка?

Технология или физкультура?

5.Что раньше в алфавите:

Ночь или день?

Ученик или директор?



(Жюри выставляет оценки)

Учитель: А сейчас мы уже на автобусе отправляемся в область СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Автобус доставит нас в столицу Частисловск.

Её задача такова:

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль они в словах играют.

Каждая команда должна ответить на 3 вопроса, а потом отгадать по 2 шарады.

Команда «Грамотеи»

Команда «Лингвисты»

1.Какая часть слова является главной, значимой?

1.Как называется часть слова без окончания?

2.Какие морфемы участвуют в образовании новых слов?

2.Какая морфема образует формы слова?

3. Каким способом образовано слово ПЕРЕПИСАТЬ?

3.Каким способом образовано слово УЧИТЕЛЬНИЦА?

Шарада 1:

Корень мой находится в ЦЕНЕ,

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все

встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

Шарада 2:

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,

Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,

В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,

В целом - по мне на уроки идёте.

Шарада 1:

Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,

Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно,

Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,

Вместе - на темы различные пишешь.

Шарада 2:

Корнем с ПУТЁВКОЙ роднится,

В СБОРЕ приставка таится,

Суффикс - как в слове ДНЕВНИК.

В целом - я в космос проник.

(Жюри оценивает ответы)

Учитель: Ребята, на маршрутном такси мы добрались до области ЛЕКСИКОЛОГИЯ, и здесь вас ожидает нелёгкая задача, ведь вы должны будете пройти сразу два испытания.

  1. Вы знаете, что у каждого слова есть лексическое значение, т.е. то, что слово обозначает. Согласны ли вы с ЛЗ данных слов? Если нет - дайте своё толкование.

Команда «Грамотеи»

Команда «Лингвисты»

Бездарь - человек, которому ничего не подарили.

Странник - чудак

Заголовок - затылок

Тычинка - указательный палец

Ряженка - модница

Сосняк - тихий час

Попадья - результативная баскетболистка

Стриж - парикмахер

Левша - самка льва

Весельчак - гребец.

2)Конкурс - игра «Верни слово»

Назовите синонимы:

Назовите антонимы:

Артист - (актёр)

Сытый - (голодный)

Размышлять - (думать)

Поражение - (победа)

Пилот - (лётчик)

Потерять - (найти)

Отыскать - (найти)

Прошлое - (будущее)

Зарубежный - (заграничный)

Можно - (нельзя)

Наездник - (всадник)

Ненавидеть - (любить)

Отважный - (смелый)

Быстро - (медленно)

Отчизна - (родина)

Ссориться - (мириться)

(Жюри объявляет количество заработанных баллов)

Учитель: Ребята, дальше нам придётся со всем своим багажом знаний перегружаться и ехать на вездеходах. Здесь начинаются районы, где почти нет дорог, путь преграждают высокие горы. Мы приехали в область СИНТАКСИС и её столицу Пунктуация.

Команда «Грамотеи»

Команда «Лингвисты»

1.Какие члены предложения являются главными?

1.Какой член предложения отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? ОТКУДА?

2.Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания?

1.Чем различаются простые и сложные предложения?

3.Какой член предложения отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?

3.Какие предложения называются распространёнными?

4.Придумайте предложение с распространённым обращением.

4.Придумайте предложение с однородными членами.

5.Найдите четвёртое лишнее:

ПОДЛЕЖАЩЕЕ, СКАЗУЕМОЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

5.Найдите четвёртое лишнее:

Предложения по цели высказывания бывают: Повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные.

6.Разберите по членам предложение из выдуманных слов:

По малее проверкнули перетяющиеся бредолаги.

6.Разберите по членам предложение из выдуманных слов:

Веленщик умащил перекунающую проутюжильницу.

(Оценки жюри)

Учитель: Ребята, мы уже приближаемся к финишу. Нам осталось побывать ещё в одной области - ОРФОГРАФИИ. Чтобы попасть в столицу, город Грамотград, нам придётся пересесть на лодки и хорошенько налечь на вёсла, чтобы переплыть Чернильную реку. Нас ждут пороги и водопады, представляющие собой ошибки, которые мы должны исправить.

Задание: в предложенном тексте стихотворения Агнии Барто исправьте ошибки.

Я люблю сваю лашатку,

Пречишу ей шорзтку глатка,

Грибижком преглажу хвозьтик

И вирхом паеду ф гозьти.

(Жюри проверяет работы)

Учитель: Ребята, закончилось наше путешествие по стране Лингвинии. В ней осталось ещё немало областей и районов, куда мы не успели попасть. Но ведь у вас впереди ещё столько уроков русского языка, на которых вы будете познавать что-то новое и интересное. А я предлагаю вам заработать дополнительные очки своим командам: чтобы из страны Лингвинии вернуться домой, нужно пройти таможенный контроль. Вам предлагается ответить на несколько забавных вопросов. Чья команда ответит раньше?

  1. Чем кончаются ДЕНЬ и НОЧЬ?

  2. Что находится посередине ЗЕМЛИ?

  3. Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ?

  4. Что мы говорим в начале УРОКА?

  5. Какую часть слова можно найти в земле?

  6. Какие два личных местоимения портят дорогу?

3.Подведение итогов игры (Слово жюри)

Награждение победителей.

Учитель: Ребята, мы с вами прощаемся, но замечательная страна Лингвиния ещё не раз позовёт нас пройти по своим дорогам, чтобы обогатить нас новыми знаниями. Успехов вам!

Оборудование:

-Карта страны Лингвинии;

-Картинки с самолётом, автобусом, мотоциклом, маршрутным такси, вездеходом, лодкой;

-Карточки с заданиями для команд;

-Оценочные бланки для жюри;

-Призы.

© 2010-2022