Проект урока по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока по русскому языкуГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования


Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации с ФГОС »

Сроки проведения: 10.03.2015 - 20.03.2014



ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

Проект урока по русскому языку


Выполнил учитель начальных классов

МБОУ Княгининской СОШ № 1

Чернова Елена Евгеньевна

Квалификационная категория: первая (1)

Стаж работы учителем начальных классов: 26 лет

Контакты: сот. 89875587412

г. Княгинино

2015

Проект урока по русскому языку (УМК « Школа - 2100»)

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Чернова Елена Евгеньевна

Город

Княгинино

Место работы

МБОУ СОШ № 1

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

Название учебного предмета

Русский язык

Класс

3 класс

УМК

« Школа - 2100»

Авторы учебника и рабочей тетради

Учебник «Русский язык», авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина

Название раздела, № урока по теме, тема урока

Название раздела: «Разделительные твердый и мягкий знаки», № урока по теме - № 56, тема урока: «Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель, задачи

ЦЕЛЬ: формирование умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'], писать слова с разделительным ь и ъ знаками, объяснять выбор разделительного знака;

ЗАДАЧИ: образовательные: научить слышать звук [й'], применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки; научить отстаивать свою точку зрения; воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру общения, формировать гуманные качества личности учащихся; развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточные карточки со схемами, учебник «Русский язык», 3 кл., часть 1, авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина

Дидактическое обеспечение

Правила работы в группе, схемы

Планируемые результаты урока

  • личностные

  • проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; понимание учеником причин успеха в учебной деятельности

  • предметные

Правильно писать слова с разделительным ъ и ь знаками:

- различать написания с разделительным ъ и разделительным ь;

- находить в словах изученные орфограммы;

- умение чётко выражать свои мысли;

- умение работать в группе и самостоятельно.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД,

  • познавательные УУД,

  • коммуникативные УУД)

  • Понимать и принимать учебную задачу.

  • Развивать познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; учить планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля. Учить планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля.

  • Развивать коммуникативные навыки при работе, умение договариваться и слушать друг друга.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

  • Взаимоконтроль и самооценка.

  • Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи

  • Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Методическое пособие. Русский язык 3 класс.

Дополнительная

Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва,2013

Урок в развивающем обучении. Москва, 2010

Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011

ЭОР




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(2 мин.)

  1. Прием: «Яркое пятно»:

Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

- Под каким девизом будем работать на уроке?




Подготовка класса к работе.



Читают девиз на доске: «Чего не знаем - узнаем, чего не можем - научимся»


Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

проявляют положительный настрой на работу, готовность и способность к саморазвитию

  1. Актуализация знаний.

(5 мин.)

  1. Словарная работа.

-Запишите слова с буквой ь :

-первый день недели;

-южное плодовое дерево;

-морское животное;

-у двух матерей по пять сыновей;

- Что объединяет все эти слова?

-Какое задание можно придумать к этим словам?

2. Игра «Кто лучше считает?».

У каждого ученика по две карточки со знаками равенства и неравенства. Учитель называет слова.

ЯКОРЬ (5б. ,5зв.)

СЪЕХАЛ (6б., 6зв.)

ПАЛЬТО (6б.,5зв.)

СЕМЬЯ (5б., 5зв.)

БУРЬЯН (6б., 6зв.)

-С заданием справились отлично!

-Хотите узнать больше о словах с ь и ъ?

Дети записывают слова. (Проверка безударных гласных в корне сигнальными карточками.)

понедельник

апельсин

дельфин

пальцы

-Обозначают предметы, во всех словах есть буква ь.

-Найти лишнее слово, разделить на слоги.

Ученики считают количество букв и звуков. Если их число совпадает, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает - поднимают карточку со знаком неравенства.

-Конечно.



Познавательные УУД логические (обобщать и классифицировать по признакам, систематизация имеющихся знаний)


Познавательные УУД логические

(сравнение, анализ, выбор оснований и критериев для выделения объектов)

Регулятивные УУД (действие самоконтроля)

Личностные УУД (развитие познавательных интересов учебных мотивов)

  1. Постановка учебной задачи.

(3 мин.)









  1. Повторение изученного

(7 мин)

Работа со схемами (в группах)

(Карточки со схемами на партах)

- Вам знакомы следующие схемы:

-Обсудите это в группах, опираясь на карточки со схемами.

-«Прочитайте» их

и сформулируйте тему урока.

-Исходя из темы урока, какую цель можно поставить перед собой?

-Чтобы нам прийти к поставленной цели нужно посмотреть какие задания предлагаются в учебнике.





  1. Работа с иллюстрацией учебника.

-Откройте учебник на с. 133. Рассмотрите иллюстрацию.

-Чем занят Афанасий?

-Почему буква ь находится в середине?


  1. Наблюдение над словами с разделительным ъ и ь. Упр. 163.

(задание выполняется под руководством учителя)

-Спиши слова. Подчеркните буквы, которые обозначают звук [й']


-Почему урок, тема которого - разделительные ь и ъ знаки, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']?

-Вспомните, какую «работу» выполняет Ь в словах?


.



Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что речь идет о разделительных ъ и ь.

-Разделительные ъ и ь знаки.

-Научиться различать и писать слова с разделительными ь и ъ знаками.

(Одна группа может дополнять ответы другой)




-Он готовит необычные бутерброды.

-Потому что пишется в «середине» слова, т. е. в корне.



-В слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] [а]обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь.

-Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ.

-Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.




Личностные УУД (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

Коммуникативные УУД

(умение слушать и понимать речь других)

Познавательные УУД : постановка и решение проблемы

логические (анализ, обобщение)

общеучебные

(работа с информацией: находить, обобщать и представлять данные, структурирование, использование знаково-символических средств-построение логической цепи рассуждений)

Регулятивные УУД (целеполагание, принятие и сохранение учебной задачи, прогнозирование результата)

Познавательные УУД

общеучебные

(понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи, самостоятельная

постановка учебных задач)

Регулятивные УУД действие целеполагания

Познавательные УУД

общеучебные (работа с информацией: находить, обобщать и представлять данные; осознание и произвольное построение речевого высказывания)

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные УУД (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)






  1. Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

(7 мин.)

1. Упр. 164 (устно) (работа в парах)

-Чем отличаются слова в первом столбике от второго?

-Почему в 1-м столбике пишется ь, а во 2-м - ъ?

2. Работа с правилом.

-Сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ знаков.

-Сравни свою формулировку с учебником.

-Прочитайте про себя (затем вслух)

-Запишите слова семья, разъезд.

-Выполните графическое обозначение орфограммы.



3.Работа над алгоритмом и его применением.

-Прочитайте название в рамке после правила.

-Что вы поняли из названия?

- Что будет нам предложено дальше?

-Прочитайте алгоритм.

-Сколько в нем «шагов»?

-От чего зависит выбор разделительного знака?


-Разделительный ь пишется в корне слова, а ъ-между приставкой и корнем.


Дети выдвигают предположения, рассуждают.

-Один ученик работает за крылом доски.

-Выделим нужные части слова, подчеркнем буквы ь и ъ одной чертой, а двумя чертами - буквы, перед которыми мы написали ь и ъ.



-Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.

-Пять.

-От места в слове.


Познавательные УУД общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения задач, вести целенаправленное наблюдение, извлекать информацию)

постановка и решение проблем

логические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и их доказательство)

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, контроль)

Личностные УУД (выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше)


Познавательные УУД

общеучебные (информационный поиск)

Логические

(анализ, синтез)


Регулятивные УУД

(составление плана и последовательности действий)

Коммуникативные УУД

(слушать и понимать речь других)

  1. Физкультминутка

(2 мин.)


Организует проведение и выполнение физических упражнений.

Выполняют упражнения.

Личностные УУД

( осознают важность сохранения и укрепления здоровья)


  1. Первичное закрепление.

  1. мин.)

1. Упр. 165. (Осложненное списывание с проговариванием вслух)

(Алгоритм на доске)





2. Дифференциация по уровню трудности. (По группам - задание дети выполняют самостоятельно, выделяя изучаемую орфограмму)

1группа. Запиши слова в два столбика.

С*язвил, солов*и, с*ёжился, бур*ян, ател*е, с*ехал, печен*е, раз*единить, в*юн, пред*явить.

2 группа. Исправьте ошибки.

Шъет платье, журчяние ручъя,

сьедают листъя, падехал к подьезду, разярённая обезьяна.

3 группа. Выпиши только те предложения, в которых есть слова с разделительным ъ. Придумай свое предложение.

Не учи бездел*ю, учи рукодел*ю. Чтобы рыбку с*есть, надо в воду лезть. Весел*е от всех бед спасен*е. Труд людей об*единяет.




«Цепочкой» по алгоритму.

- Зав_южить. В этом слове я слышу звук [й'] после согласного [в'] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма-разделительный знак. Определю, какую букву надо писать - ь или ъ. В слове корень вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило.


Ученики выбирают уровень и работают самостоятельно.

(Коллективная проверка)



Регулятивные УУД

(определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, планировать действия, оценивать результат)

Познавательные УУД:

общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

логические (определение смысловой роли, формулирование выводов)

Познавательные УУД:

постановка и решение проблемы

логические ( анализ, синтез, выдвижение гипотез и их доказательство, классификация по заданным основаниям)

Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества)

Регулятивные УУД

(умение сохранять учебную задачу, планировать действия, оценивать результат, коррекция, действия самоконтроля)

  1. Самостоятельная работа.

  1. мин.)

Буквенный диктант «Ъ и Ь»

Объявил, полозья, съезд.

Объяснил, объедки, съест.

Обезьяна, льет, подъезд.

Вьюга, вьюн, семья, разъезд.







(Взаимопроверка, ответы появляются на доске)

(Ответ: ъ, ь, ъ, ъ, ъ, ъ, ь, ь, ъ, ь, ь, ь, ъ.)





Познавательные УУД

общеучебные

( применение необходимой информации)

Регулятивные УУД (умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, действия самоконтроля)

Коммуникативные УУД

(умение оформлять свои мысли в письменной форме)

  1. Рефлексия учебной деятельности.

(2 мин.)


-Какую орфограмму вы обозначали в словах?

-Назовите ключевые слова этой темы.

-Отлично работали, молодцы!

-Что понравилось на уроке?

-Кому вы хотели бы сегодня поставить оценки?

-Оцените свою работу на уроке. Изобразите собой шкалу успеха (сидя за партами - плохо, слабо;

просто стоят - хорошо;

стоят, руки вверх - отлично)


-Разделительный ъ и ь.

-корень

-приставка

- звук [й']


Регулятивные УУД

(рефлексия способов действия, их контроль и оценка, критичность, самооценка на основе критерия успешности .

Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач)

Личностные УУД

(адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха))


  1. Домашнее задание.

(1 мин.)

Упр. 3, с. 118, выучить правило на с. 134


Познавательные УУД

общеучебные (читать и понимать информацию, принимать общие действия для решения конкретных практических задач)

Регулятивные УУД

(ставить, понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действие самоконтроля)



Самоанализ урока

Выполнила: Чернова Е. Е., учитель МБОУ КСОШ № 1


п/п


Порядковый №

в схеме анализа урока



Параметр оценки

Балл (3, 2, 1)


Самооценка

Оценка преподавателя НИРО

1

1

Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся

3


2

2

Реализация компетентного подхода

3


3

3

Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

2


4

4

Развивающая направленность заданий

2


5

6

Логика построения урока

3


6

7

Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

3


7

8

Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора

3


8

9

Характер используемой наглядности

3


9

10

Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3


10

12

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей

3


11

13

Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

2


12

14

Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3


13

15

Формирование познавательных УУД

3


14

16

Формирование регулятивных УУД

3


15

17

Формирование коммуникативных УУД

3


Всего баллов

42


Критерии самооценки и оценки проекта урока:

3 - соответствует требованиям ФГОС,

2 - частично требованиям ФГОС,

1 - не соответствует (отражает требования к традиционному уроку) или минимально соответствует требованиям ФГОС.

Максимальная сумма - 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФРОС), минимальная - 15 баллов (урок является традиционным).


п/п



Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл (3, 2, 1)


Самооценка

Оценка преподавателя НИРО

1

Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы

3


2

Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3


3

Соблюдение требований к плану урока

3


4

Качество теоретического обоснования

2



Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)

2


Всего баллов

13


Оценка урока и структурных частей проекта в сумме составила 55 баллов.

Литература

  1. Моронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС - В., 2013

  2. Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под. ред. Н.Н Деменовой. Нижний Новгород: НИРО, 2014.

  3. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеев, О. В. Пронина. Учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1,- БАЛАСС-20

  4. Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011

  5. Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва, 2013

  6. Урок в развивающем обучении. Москва, 2010

  7. Узоров О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. Москва, 2007



© 2010-2022