- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Проект урока по русскому языку
Проект урока по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернова Е.Е. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации с ФГОС »
Сроки проведения: 10.03.2015 - 20.03.2014
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Проект урока по русскому языку
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ Княгининской СОШ № 1
Чернова Елена Евгеньевна
Квалификационная категория: первая (1)
Стаж работы учителем начальных классов: 26 лет
Контакты: сот. 89875587412
г. Княгинино
2015
Проект урока по русскому языку (УМК « Школа - 2100»)
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Чернова Елена Евгеньевна
Город
Княгинино
Место работы
МБОУ СОШ № 1
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Название учебного предмета
Русский язык
Класс
3 класс
УМК
« Школа - 2100»
Авторы учебника и рабочей тетради
Учебник «Русский язык», авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина
Название раздела, № урока по теме, тема урока
Название раздела: «Разделительные твердый и мягкий знаки», № урока по теме - № 56, тема урока: «Звук [й'] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь»
Тип урока
Открытие новых знаний
Цель, задачи
ЦЕЛЬ: формирование умения различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й'], писать слова с разделительным ь и ъ знаками, объяснять выбор разделительного знака;
ЗАДАЧИ: образовательные: научить слышать звук [й'], применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки; научить отстаивать свою точку зрения; воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру общения, формировать гуманные качества личности учащихся; развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Необходимое оборудование
Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточные карточки со схемами, учебник «Русский язык», 3 кл., часть 1, авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина
Дидактическое обеспечение
Правила работы в группе, схемы
Планируемые результаты урока
-
личностные
-
проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; понимание учеником причин успеха в учебной деятельности
-
предметные
Правильно писать слова с разделительным ъ и ь знаками:
- различать написания с разделительным ъ и разделительным ь;
- находить в словах изученные орфограммы;
- умение чётко выражать свои мысли;
- умение работать в группе и самостоятельно.
-
метапредметные
(регулятивные УУД, -
познавательные УУД,
-
коммуникативные УУД)
-
Понимать и принимать учебную задачу.
-
Развивать познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений; учить планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля. Учить планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля.
-
Развивать коммуникативные навыки при работе, умение договариваться и слушать друг друга.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
-
Взаимоконтроль и самооценка.
-
Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
-
Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
Методическое пособие. Русский язык 3 класс.
Дополнительная
Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва,2013
Урок в развивающем обучении. Москва, 2010
Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011
ЭОР
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) |
(2 мин.) |
Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению. - Под каким девизом будем работать на уроке?
| Подготовка класса к работе.
Читают девиз на доске: «Чего не знаем - узнаем, чего не можем - научимся»
| Регулятивные УУД: целеполагание, планирование учебной деятельности Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные УУД: проявляют положительный настрой на работу, готовность и способность к саморазвитию |
(5 мин.) |
-Запишите слова с буквой ь : -первый день недели; -южное плодовое дерево; -морское животное; -у двух матерей по пять сыновей; - Что объединяет все эти слова? -Какое задание можно придумать к этим словам? 2. Игра «Кто лучше считает?». У каждого ученика по две карточки со знаками равенства и неравенства. Учитель называет слова. ЯКОРЬ (5б. ,5зв.) СЪЕХАЛ (6б., 6зв.) ПАЛЬТО (6б.,5зв.) СЕМЬЯ (5б., 5зв.) БУРЬЯН (6б., 6зв.) -С заданием справились отлично! -Хотите узнать больше о словах с ь и ъ? | Дети записывают слова. (Проверка безударных гласных в корне сигнальными карточками.) понедельник апельсин дельфин пальцы -Обозначают предметы, во всех словах есть буква ь. -Найти лишнее слово, разделить на слоги. Ученики считают количество букв и звуков. Если их число совпадает, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает - поднимают карточку со знаком неравенства. -Конечно.
|
Познавательные УУД логические (обобщать и классифицировать по признакам, систематизация имеющихся знаний)
Познавательные УУД логические (сравнение, анализ, выбор оснований и критериев для выделения объектов) Регулятивные УУД (действие самоконтроля) Личностные УУД (развитие познавательных интересов учебных мотивов) |
(3 мин.)
(7 мин) | Работа со схемами (в группах) (Карточки со схемами на партах) - Вам знакомы следующие схемы: -Обсудите это в группах, опираясь на карточки со схемами. -«Прочитайте» их и сформулируйте тему урока. -Исходя из темы урока, какую цель можно поставить перед собой? -Чтобы нам прийти к поставленной цели нужно посмотреть какие задания предлагаются в учебнике.
-Откройте учебник на с. 133. Рассмотрите иллюстрацию. -Чем занят Афанасий? -Почему буква ь находится в середине?
(задание выполняется под руководством учителя) -Спиши слова. Подчеркните буквы, которые обозначают звук [й']
-Почему урок, тема которого - разделительные ь и ъ знаки, мы начинаем с повторения обозначения звука [й']? -Вспомните, какую «работу» выполняет Ь в словах?
. |
Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что речь идет о разделительных ъ и ь. -Разделительные ъ и ь знаки. -Научиться различать и писать слова с разделительными ь и ъ знаками. (Одна группа может дополнять ответы другой)
-Он готовит необычные бутерброды. -Потому что пишется в «середине» слова, т. е. в корне.
-В слове прибой звук [й'] слышится после гласного [о], на письме звук [й'] обозначен буквой «и краткое». В слове ладья звук [й'] слышится после согласного [д'] и перед гласным [а]. Звук [й'] [а]обозначен буквой я, на наличие этого звука в слове указывает разделительный ь. -Если после согласного звука перед гласным есть звук [й'], то в слове пишется ь или ъ. -Обозначает мягкость согласного звука, разделяет согласный и гласный звуки.
| Личностные УУД (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других) Познавательные УУД : постановка и решение проблемы логические (анализ, обобщение) общеучебные (работа с информацией: находить, обобщать и представлять данные, структурирование, использование знаково-символических средств-построение логической цепи рассуждений) Регулятивные УУД (целеполагание, принятие и сохранение учебной задачи, прогнозирование результата) Познавательные УУД общеучебные (понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи, самостоятельная постановка учебных задач) Регулятивные УУД действие целеполагания Познавательные УУД общеучебные (работа с информацией: находить, обобщать и представлять данные; осознание и произвольное построение речевого высказывания) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные УУД (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)
|
|
|
|
|
(7 мин.) | 1. Упр. 164 (устно) (работа в парах) -Чем отличаются слова в первом столбике от второго? -Почему в 1-м столбике пишется ь, а во 2-м - ъ? 2. Работа с правилом. -Сформулируйте правило написания разделительного ь и ъ знаков. -Сравни свою формулировку с учебником. -Прочитайте про себя (затем вслух) -Запишите слова семья, разъезд. -Выполните графическое обозначение орфограммы.
3.Работа над алгоритмом и его применением. -Прочитайте название в рамке после правила. -Что вы поняли из названия? - Что будет нам предложено дальше? -Прочитайте алгоритм. -Сколько в нем «шагов»? -От чего зависит выбор разделительного знака? |
-Разделительный ь пишется в корне слова, а ъ-между приставкой и корнем.
Дети выдвигают предположения, рассуждают. -Один ученик работает за крылом доски. -Выделим нужные части слова, подчеркнем буквы ь и ъ одной чертой, а двумя чертами - буквы, перед которыми мы написали ь и ъ.
-Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила. -Пять. -От места в слове.
| Познавательные УУД общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения задач, вести целенаправленное наблюдение, извлекать информацию) постановка и решение проблем логические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и их доказательство) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, контроль) Личностные УУД (выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше)
Познавательные УУД общеучебные (информационный поиск) Логические (анализ, синтез)
Регулятивные УУД (составление плана и последовательности действий) Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других) |
(2 мин.)
| Организует проведение и выполнение физических упражнений. | Выполняют упражнения. | Личностные УУД ( осознают важность сохранения и укрепления здоровья)
|
| 1. Упр. 165. (Осложненное списывание с проговариванием вслух) (Алгоритм на доске)
2. Дифференциация по уровню трудности. (По группам - задание дети выполняют самостоятельно, выделяя изучаемую орфограмму) 1группа. Запиши слова в два столбика. С*язвил, солов*и, с*ёжился, бур*ян, ател*е, с*ехал, печен*е, раз*единить, в*юн, пред*явить. 2 группа. Исправьте ошибки. Шъет платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, падехал к подьезду, разярённая обезьяна. 3 группа. Выпиши только те предложения, в которых есть слова с разделительным ъ. Придумай свое предложение. Не учи бездел*ю, учи рукодел*ю. Чтобы рыбку с*есть, надо в воду лезть. Весел*е от всех бед спасен*е. Труд людей об*единяет.
| «Цепочкой» по алгоритму. - Зав_южить. В этом слове я слышу звук [й'] после согласного [в'] и перед гласным [у]. Значит, здесь орфограмма-разделительный знак. Определю, какую букву надо писать - ь или ъ. В слове корень вьюж-. Орфограмма в корне, значит, надо писать разделительный ь. Пишу, обозначаю: завьюжило.
Ученики выбирают уровень и работают самостоятельно. (Коллективная проверка)
| Регулятивные УУД (определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, планировать действия, оценивать результат) Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации) логические (определение смысловой роли, формулирование выводов) Познавательные УУД: постановка и решение проблемы логические ( анализ, синтез, выдвижение гипотез и их доказательство, классификация по заданным основаниям) Коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества) Регулятивные УУД (умение сохранять учебную задачу, планировать действия, оценивать результат, коррекция, действия самоконтроля) |
| Буквенный диктант «Ъ и Ь» Объявил, полозья, съезд. Объяснил, объедки, съест. Обезьяна, льет, подъезд. Вьюга, вьюн, семья, разъезд.
| (Взаимопроверка, ответы появляются на доске) (Ответ: ъ, ь, ъ, ъ, ъ, ъ, ь, ь, ъ, ь, ь, ь, ъ.)
| Познавательные УУД общеучебные ( применение необходимой информации) Регулятивные УУД (умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, действия самоконтроля) Коммуникативные УУД (умение оформлять свои мысли в письменной форме) |
(2 мин.)
| -Какую орфограмму вы обозначали в словах? -Назовите ключевые слова этой темы. -Отлично работали, молодцы! -Что понравилось на уроке? -Кому вы хотели бы сегодня поставить оценки? -Оцените свою работу на уроке. Изобразите собой шкалу успеха (сидя за партами - плохо, слабо; просто стоят - хорошо; стоят, руки вверх - отлично)
| -Разделительный ъ и ь. -корень -приставка - звук [й']
| Регулятивные УУД (рефлексия способов действия, их контроль и оценка, критичность, самооценка на основе критерия успешности . Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач) Личностные УУД (адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха))
|
(1 мин.) | Упр. 3, с. 118, выучить правило на с. 134 |
| Познавательные УУД общеучебные (читать и понимать информацию, принимать общие действия для решения конкретных практических задач) Регулятивные УУД (ставить, понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действие самоконтроля) |
Самоанализ урока
Выполнила: Чернова Е. Е., учитель МБОУ КСОШ № 1
№
п/п
Порядковый №
в схеме анализа урока
Параметр оценки
Балл (3, 2, 1)
Самооценка
Оценка преподавателя НИРО
1
1
Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся
3
2
2
Реализация компетентного подхода
3
3
3
Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность
2
4
4
Развивающая направленность заданий
2
5
6
Логика построения урока
3
6
7
Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора
3
7
8
Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора
3
8
9
Характер используемой наглядности
3
9
10
Целесообразность и функциональность используемых средств обучения
3
10
12
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей
3
11
13
Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
2
12
14
Постановка учебных задач. Организация целеполагания
3
13
15
Формирование познавательных УУД
3
14
16
Формирование регулятивных УУД
3
15
17
Формирование коммуникативных УУД
3
Всего баллов
42
Критерии самооценки и оценки проекта урока:
3 - соответствует требованиям ФГОС,
2 - частично требованиям ФГОС,
1 - не соответствует (отражает требования к традиционному уроку) или минимально соответствует требованиям ФГОС.
Максимальная сумма - 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФРОС), минимальная - 15 баллов (урок является традиционным).
№
п/п
Структурные части проекта и параметры их оценки
Балл (3, 2, 1)
Самооценка
Оценка преподавателя НИРО
1
Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы
3
2
Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока
3
3
Соблюдение требований к плану урока
3
4
Качество теоретического обоснования
2
Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)
2
Всего баллов
13
Оценка урока и структурных частей проекта в сумме составила 55 баллов.
Литература
-
Моронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС - В., 2013
-
Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под. ред. Н.Н Деменовой. Нижний Новгород: НИРО, 2014.
-
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеев, О. В. Пронина. Учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1,- БАЛАСС-20
-
Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011
-
Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва, 2013
-
Урок в развивающем обучении. Москва, 2010
-
Узоров О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку. Москва, 2007