Конспект урока по русскому языку на тему Указательные местоимения (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Большеключищенская СШ им. В.Н.Каштанкина

Учитель русского языка и литературы

Мурсалова С.И.



Урок русского языка

6 класс

Тема урока: «Указательные местоимения»

Цели: познакомить учащихся с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи;

развивать навыки работы с текстом;

воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Задачи: формировать умение находить указательные местоимения в тексте; развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом; воспитывать любовь к книгам.

Ход урока.

  1. Организационный момент (5 мин.)

  1. Подготовка класса к уроку.

  2. Эмоциональный настрой класса.

Слайд. (картина весенний пейзаж)

Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, что вы видите на этом слайде? (ответы детей)

Сейчас какое время года?

Любите ли вы весну? (ответы детей)

Я тоже очень люблю весну.

Весна-утро года. Это самое прекрасное время года. Вся природа просыпается после долгой зимней спячки. «Весна, весна!» -журчат ручьи. «Весна, весна!» -кричат грачи.

Весна-волшебная музыка природы.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Вы должны быть старательными и внимательными.

Вам предстоит узнать много нового и закрепить полученные знания.

  1. Актуализация знаний.

Проверка пройденного материала.

  1. Фронтальный опрос.

  1. Какую часть речи мы изучаем?

  2. Что такое местоимение?

  3. Какие разряды местоимений вы знаете? (приведите примеры)

А теперь проверим, научились ли вы правильно указывать разряды местоимений. Перед вами задание.

Заполните квадрат знаками указывая разряды местоимений. (3 мин)

  1. Следить за собой-В

  2. Подготовить кое-что-Н

  3. Кто здесь? -?

  4. Остановиться у них-Л

  5. Сколько-нибудь книг-Н

  6. У кого спросить? -?

  7. Никаких трудностей- --

  8. Сколько сделал? -?

  9. Сходить к вам-Л

  10. Ничего не знать- --

  11. Дом, который стоит у дороги-О

  12. Кое с кем посоветоваться-Н

  13. Узнать, кто сделал -О

  14. Сходить ко мне-Л

  15. Не с кем поговорить- --

  16. Возьми себе-В

1

5

9

13

1

В

5

Н

9

Л

13

О

2

6

10

14

2

Н

6

?

10

--

14

Л

3

7

11

15

3

?

7

--

11

О

15

--

4

8

12

16

4

Л

8

?

12

Н

16

В

Л-личные. Взаимопроверка:

В-вопросительные. 0 ошибок - «5»

?- относительные. 1-4 ошибки - «4»

Н-неопределенные. 5-8 ошибки - «3»

-- -отрицательные.

Передаем свои квадраты соседу по парте и проводим взаимопроверку. Обратно возвращаем квадратики и каждый ставит оценку в свой лист самоконтроля, напротив задания.

  1. Формулирование темы и цели урока.

Ребята, посмотрите на слайд.

Что случилось с природой? Все вокруг ожило, словно кто-то ее раскрасил. Потрудилась Художница-Весна! У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым зеленым она раскрасила растущую травку. Таким же цветом покрыла весь лес. Голубым она раскрасила небо, а белым - те далекие облака. Будто по голубому озеру плывут белые лебеди-облака. Но впереди у Весны ещё столько работы. Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

Что вы видите? (ответы детей)

Прочитайте выразительно.

  1. Почему вы так думаете?

  2. Докажите, что это текст.

  3. Определите тип речи, основную мысль, тему.

(Описание, как весна раскрасила природу, тема весны)

  1. Как автор называет весну?

  2. Почему же весна-художница?

  3. Как можно озаглавить текст?

Словарная работа.

- Ребята, какое слово из этого текста вам мало знакомо? (орнамент)

- Что оно обозначает?

Если мы затрудняемся ответить на этот вопрос, что мы должны сделать?

Куда мы должны обратиться?

Где можно более точно узнать значение этого слова? (словари, энциклопедии, интернет, можно спросить)

Итак, что такое орнамент?

Орнамент:

1) живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов

2) в музыке: украшение вокальных инструментальных мелодий, н/р трель.

Трель-в музыке быстрое и многократное повторение звуков, близких по тону, а также вообще переливчатый дрожащий звук.

Выпишите из текста словосочетание со словарным словом. Произведите морфологический разбор.

(1 ученик работает у доски)

  1. Орнамент-сущ.(предмет)

Н. Ф.-орнамент

  1. Пост. пр. нариц., неодуш, м.р., 2 скл.,

непост. пр., В.п, ед.ч.

  1. Создать что? Орнамент. (проверяем и ставим оценки)

А теперь поработаем с текстом.

(работа в группах)

Из текста выписываем все изученные вами местоимения и заполняем таблицу (3 мин)

Что-вопросительное.

Кто-то-неопределённое.

Свои-притяжательное.

Она-личное.

Ей-личное.

Которые-относительное.

Какие разряды местоимений отсутствуют в этом тексте? (возвратные, отрицательные)

(проверяем и выставляем оценки самоконтроля, напротив задания)

Изучение нового материала.

- Обратите внимание на выделенные слова в тексте. (этой, таким, те, столько)

- Они что-то обозначают? (нет, только указывают)

- На что указывают? (на предмет, признак, количество)

- Вы произнесли слово указывают. И местоимения - указательные.

Значит, сегодняшняя наша тема:

Указательные местоимения

- Какую цель мы поставим перед собой сегодня?

(Познакомиться с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи).

  1. Работа по учебнику.

Первичное закрепление.

(учебник) правило.

- Итак, с каким местоимением мы познакомились?

- Перечислите их? (тот, этот, такой, таков, столько).

- Как они изменяются?

Тот, этот, такой - изменяются по родам и числам.

Местоимение таков изменяется по родам и числам.

Указательное местоимение столько изменяется по падежам. Склоняется так же, как вопросительное местоимение сколько.

И. сколько, столько.

Р. скольких, стольких.

Д. скольким, стольким.

В. скольких, стольких.

Т. сколькими, столькими.

П. о скольких, о стольких.

  1. Работа в тетрадях.

- выписать из текста указательные местоимения и определить морфологические признаки. (род, число, падеж)

у этой - (ж.р., Р. п., ед.ч.)

таким - (м.р., Т. п., ед. ч.)

те - ( И. п., мн. ч.)

столько - ( В.п.)

IV.Физкультминутка.

V. Закрепление.

1. Физкультминутка.

(хорошо работали, пришло время немного расслабиться)

2.Работа по учебнику (Упр.484 - самостоятельная работа.)

(один ученик работает у доски, выполняет синтаксический разбор предложения)

3.Работа в парах (проверка на слайде) (оценка в лист)

Разряд.

Слова-мест.

Значение

Отвеч. на вопрос

Пост. пр.

Изменяются

Синтак. роль.



VI. Рефлексия (выставление оценок)

VII. Итог урока

Интерес- что интересного было на уроке?

Творчество- какие творческие работы вы выполняли?

Обучение- чему вы научились?

Главное- чем для вас был полезен сегодняшний урок?

Домашняя работа

Написать мини-сочинение «Весна в нашем краю» с использованием указательных местоимений.





© 2010-2022