Урок на тему: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯУрок на тему: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Кибекбаева Жанар Умирзаковна

Преподаватель русского языка и литературы

Казалинский аграрно - технический колледж

Цель: формирование знаний учащихся о видах второстепенных членов предложения.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с видами второстепенных членов предложения и их отличительными особенностями.

Развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Метод урока: коммуникативный, мозговой штурм, рефлексия, лингвистический эксперимент

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, тетради.

Ход урока:

I.Организационный момент

Психологический настрой.

Учитель: Дети, давайте возьмемся за руки и передадим мысленно друг другу хорошие мысли и пожелания..
II.Проверка и опрос домашнего задания

  1. Главные члены предложения

Решение кроссворда.

Вопросы:

1.Как называется предложение, если его грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.

2.Главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? что?

3.Главный член предложения, который связан с подлежащим.

4.Чем выражено подлежащее в предложении: «Подснежник-первая песня весны»

5.Чем выражено сказуемое в предложении: «От подснежников пахнет весною, свежим запахом земли»

III.Новый материал

Учитель:

В школе вы уже проходили второстепенные члены. А стоило ли изучать второстепенные члены предложения? Нужны ли они в речи , в жизни? Напишите на чистых листочках, которые лежат у вас на партах своё мнение: «Нужны ли второстепенные члены предложения - да или нет? И почему?»

Есть те, кто считает, что нужны второстепенные члены предложения? А те, кто считает, что не нужны? Мы видим, что мнения по данному вопросу разделились. (Если мнение у всех одинаковое, то можно задать другой вопрос: кто может дать полный ответ, зачем нужны второстепенные члены предложения?)

1. Лингвистический эксперимент.

- Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент.

Вот перед нами вариант стихотворения

Еще в белеет снег,

А воды уж шумят-

Бегут и будят брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят:

Весна идет,весна идет!

Мы гонцы,

Она выслала!

Весна идет,весна идет!

Хоровод толпится.

Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Весенние воды»Ф.И.Тютчева )

- Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?

Прочитаем текст, который создал Ф.И.Тютчев

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут,и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет,весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет,весна идет!

И тихих,теплых майских дней

Румяный,светлый хоровод

Толпится весело за ней.


- Что изменилось? А какое впечатление производит этот текст? Правильно, возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств.

Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?

2.Теоретический материал

Члены предложения

Главные члены Второстепенные члены

Второстепенные члены предложения

Отвечает на вопросы

обозначает

является

подчеркивается

дополнение


определение


обстоятельство


ДОПОЛНЕНИЕ

1.Отвечает на вопросы косвенных падежей.

2.Обозначает предмет

3.Выражается существительным или местоимением в косвенном падеже

4.Подчеркивается пунктиром.

Падежи

Вопросы

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дательный падеж

Кому? Чему?

Винительный падеж

Кого? Что?

Творительный падеж

Кем? Чем?

Предложный падеж

О ком? О чем?

Повар чистит ( что?) рыбу (в. п.).

Кондитер печет из ( чего? Р. П.) муки торты.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ


  1. Отвечает на вопросы какой? Чей?

  2. Обозначает признак.

  3. Выражается прилагательным, местоимением.

  4. Подчеркивается волнистой линией.

Руки у повара ( какие?) умелые.

Халат ( чей?) ее ( местоимение)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Отвечает на вопросы Где? куда? откуда? Зачем? Когда? как? Почему?

2. Обозначает место, образ, время, действие и др.

3. Выражается наречием или существительным в косвенном падеже.

4.Подчеркивается пунктиром с точкой.

Повар работает ( где? Место) на кухне.

Повар готовит еду (как? Образ действия) быстро и вкусно.

С утра до вечера ( когда? Времени)

Повара работают без устали, (несмотря на что? Уступки )несмотря на душное помещение.

Второстепенные члены предложения

Отвечает на вопросы

обозначает

является

подчеркивается

дополнение

Косвенных падежей

предмет

Существительным

Местоимением

------------------

определение

Какой? чей?

признак

Прилагательное

существительное

~~~~~~~~~~

обстоятельство

Где? Куда? Когда? Как? Откуда? Зачем? Почему?

Место

Время

Способ действия

Наречие

существительное

-.-.-.-.-.-.-.-.

IV. Закрепление нового материала.

  1. Задания

а) Разберите предложение синтаксически

Студентки первого курса учатся мастерству повара в колледже города Казалинска.

б) Вставьте член предложения.

1. Для приготовления ….. используют ….. . ( салаты, терка)

2.К празднованию Наурыза люди готовятся ….. . ( рано, за)

3. В столовой колледжа готовят …… обеды. ( вкусно)

В) Укажите предложение , в котором есть дополнение .

Булочник работает с мукой.

Кухня должна быть чистой.

В пищу по вкусу добавляют специй.

-Укажите предложение , в котором есть определение .

Хороший повар любит свое дело.

Рано утром в магазины поступает свежий хлеб.

В колледже организовывают курсы на повара.

-Укажите предложение , котором есть обстоятельство

Торт очень сладкий - можно поправиться .

В кондитерском отделе магазина всегда очередь .

И ночью работает хлебопекарня города .

Г) Опираясь на рисунки , составьте предложения , используя второстепенные члены.

V. Словарная работа

Подснежник - бәйшешек

Брег( берег) - жағалау

Гонцы- хабаршылар

Хлебопекарня- наубайхана

Кондитерская- кондитер бөлімі

Специй- қоспалар, тұздықтар

ҮІ Рефлексия . Проводится беседа по вопросам:

  1. Что мы делали на уроке ?

  2. Для чего нужно знать их?

ҮІІ . Домашнее задание : упражнение № 150 страница 71

-Переведите на русский язык . Выделите в русских предложениях второстепенные члены предложения , подчеркните их.

ҮІІІ. Выставление оценок за урок .



© 2010-2022