Конспект урок по русскому языку на тему По просторам фонетики ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « По просторам Фонетики»

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Фонетика»

Задачи урока :

Образовательная: закрепление материала о различиях между буквой и звуком, их роли в нашей речи, отработка навыка слушать и слышать звуки речи и отличать их от букв ;

Развивающая: развивать языковые и лингвистические компетенции, способствовать формированию компонентов информационной культуры;

Воспитательная: способствовать формированию грамотности, духовно-нравственных качеств и расширению кругозора.

Ход урока:

  1. Оргмомент:

1.(звучит песня «Дорогою добра»)

2. - подарите свою улыбку соседу.

3- Ребята, а вы любите играть? Ваши любимые игры?

  1. Слово учителя:

На этом уроке мы тоже будем играть, но все же это урок, где добывают знания. И вот сегодня вы узнаете о таких сторонах языка, которые вам не были известны. Вы будете учиться слушать и слышать волшебные звуки нашей речи, учиться чувствовать и понимать мысли, переданные ими.

  1. 1.Задание: Прочитайте пословицы, скажите, о чем в них говорится.

АЗ да БУКИ- начало науки.

Сперва АЗ да БУКИ- потом уж науки.

Без букв и грамматике не учатся математики.

Буквы кривые, да смысл прямой.

- как вы понимаете смысл этих пословиц?

2. Приведу еще одну пословицу, она отличается по содержанию от предыдущих:

АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, как медведи.

- знаете ли вы, почему так в старину говорили люди?

Обучение грамоте было очень трудным на Руси, давалось оно зубрёжкой. Вот как об этом написала Кончаловская в книге «Наша древняя столица»:

В старину учились дети-

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

- А да Б- АЗ да БУКИ,

В как ВЕДИ, Г- ГЛАГОЛ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

  1. Постановка цели занятия перед учащимися:

- какой раздел науки изучает звуковую сторону языка?

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.

- Как будет звучать наша тема урока?

- Какую цель мы должны достигнуть к концу урока?

V.Работа по теме.

- много ли звуков имеется в русском языке?

Ответить на этот вопрос непросто. Вот что пишет ученый Панов: «… чем внимательнее изучаешь язык, тем больше различных звуков в нем устанавливаешь. Сколько звуков в русском языке? Один ответит: 39, другой- 148, третий- 528 … Кто прав? Все правы: ответ зависит от точности нашего изучения. Звуков бесчисленное множество, но букв не может быть очень много: чем их меньше, тем лучше».

1. И все- таки сколько звуков названо в школьном учебнике? Гласных? Согласных?

(Выполняется упражнение 262)

2. - Определите, какова роль звуков в языке? (Выполняется упражнение 267)

3. Даны звуки [ а, к, ы, о, р, п ] назовите их. Определите, обозначают ли они какое- либо понятие, предмет, действие или обозначают просто звук.( звуки выводятся на экран)

- Из звуков составьте и запишите слова. Имеют ли теперь звуки смысл, обозначают ли они что- либо?

4. Что общего вы наблюдаете в словах мышка и камыш в стихотворении?

-Зверек, Зверек, куда бежишь?

Как звать тебя, малышка?

- Бегу в камыш, камыш.

Я мышка, мышка, мышка.

5. Физминутка.

6 -. Вам хорошо известно, что изменение лишь одного звука ведет к изменению смысла слова. Дано слово бочка, подберите к нему слова, которые бы начинались с разных согласных звуков (дается определенное время).

7. Объясните, одинаковы ли слова по смыслу, записанные справа и слева: что может их сделать разными.

Запах Запах

Замок Замок

Пропасть Пропасть

Выкупать Выкупать

8. Читая слова, вы по наличию согласных звуков быстрее прочитали слова, потому что согласные звуки несут в себе большую смысловую нагрузку, чем гласные. Они разнообразны по звучанию: они передают «серебро и медь» , они свистят, шипят, взрываются. Проверим, так ли это?

Узкая дорожка,

Низкие кусты.

Побежим гурьбою

К лодке у реки.

-Назовите слова, в которых происходит оглушение звуков. Что необходимо сделать, чтобы их написание и произношение совпали?

9. - А что гласные звуки, какова же их роль в речи? Но сначала уточним, сколько гласных звуков в русском языке?

Мы видим что гласных звуков 6, в 6 раз меньше , чем согласных, но роль их не снижается: именно гласные звуки делают нашу речь мелодичной, благозвучной, потому что «даны они … для пения». Этому же служат и такие согласные звуки, как [ м ,н, р, л, й], их называют «звучными» согласными.

- Прочитайте стихотворные строки С.А. Есенина:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

- не хочется ли вам их пропеть? Почему? Посчитайте, сколько здесь гласных звуков и «звучных »согласных ? А сколько всех звуков?

10.Знание законов фонетики важно и для читателя. Нужно понять стихи и прочитать их правильно, соблюдая ритм, громкость( любые отрывки из стихотворений).

11. Кто больше? Назовите как можно больше слов с гласной «о». Запишите, совпадает ли произношение и написание. Что нужно знать, чтобы правильно писать слова.

12. Послушайте миниатюру Кривина « Азбучные истины». На какое правило намекает автор?



  1. Итоги урока.

Сегодня мы закончили изучение фонетики, и надеюсь, что вы убедились, как важно знать законы этого раздела науки, потому что их знания необходимы в жизни человека.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…



© 2010-2022