- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Ассоциативный орфографический словарь как средство организации учебной деятельности на уроках русского языка в 10-11 классах
Ассоциативный орфографический словарь как средство организации учебной деятельности на уроках русского языка в 10-11 классах
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Захарова Т.А. |
Дата | 18.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«АССОЦИАТИВНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»
КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ1
С введением ЕГЭ как основной формы государственной итоговой аттестации выпускников по русскому языку все чаще приходится слышать в учительской среде такое мнение: «Времени не хватает на выполнение основной программы, а тут еще и к ЕГЭ подготовиться необходимо». На это всегда хочется возразить: "А разве ЕГЭ проверяет не базовые знания по русскому языку? И что вообще подразумевает понятие "подготовиться к ЕГЭ?" Почему на эту подготовку учителю обязательно требуется дополнительное время?"
В данной ситуации ясно только одно: учителю следует перестраивать свою работу, искать продуктивные формы организации учебной деятельности учащихся. В далеком прошлом должны остаться уроки, когда большую часть времени занимают диктовки и списывание за учителем с доски. В настоящее время, безусловно, рационально распределить учебный материал позволяет использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Но и применение интерактивности требует от учителя определенных умений: только при условии грамотной организации учебного процесса с ИКТ можно ожидать положительный образовательный результат.
Именно ИКТ-составляющая лежит в основе электронного образовательного ресурса «Ассоциативный орфографический словарь», который эффективно использовать на уроках русского языка не только как средство работы со словарными словами, но и в качестве организующего начала учебного занятия с учащимися 10-11 классов.
Ассоциативный орфографический словарь представляет собой сборник электронных словарных статей (выполненных в среде PowerPoint), объясняющих правописание словарных слов ассоциативным способом: словарное слово запоминается на основе ассоциативной связи с другим словом: лимон - кислый, закат - багряный и т. д. Особенностью статей является то, что данный материал вводится не статично (словарное слово - слово ассоциация), а динамично, в форме интересного рассказа (анимация, звуковое сопровождение, видеоряд делают просмотр увлекательным).
Вот пример статьи, знакомящей с правописанием слова «абстрактный».
1. Это абрис (контур) яблока. Это абстрактный абрис (контур) яблока.
2. Абстрактный абрис.
3
. Абстрактный - отвлеченный, заключающийся в мысленном отделении главных свойств и признаков предмета от второстепенных.
4. Абстрактный абрис - главный признак.
Таким образом, ассоциативной опорой для запоминания правописания словарного слова «абстрактный» оказываются слова «абрис», «главный признак».
Для закрепления правописания изученного словарного слова разработан дидактический материал: это текст, в котором встречается слово с непроверяемым написанием, и тестовые задания к нему, позволяющие
повторить знания по разным разделам русского языка.
Следует отметить, что задания совпадают со спецификаций заданий ЕГЭ по русскому языку: это и задания с выбором ответа (часть А), и задания с записью ответа (часть В), и задания части С (сочинение-рассуждение). Следовательно, урок, проведенный на основе словарной статьи, позволит не только изучить словарное слово, но и организовать дальнейшую работу уже в рамках подготовки к ЕГЭ.
Так, на основе словарной статья «Абстрактный» учитель может работать над следующими темами: «Разряды имен существительных по значению. Абстрактная лексика», «Словообразование», «Простое и сложное предложение», «Морфология. Определение частей речи», «Пунктуация в простом и сложном предложениях», «Типы придаточных в сложноподчиненном предложении». Именно этот материал отражают задания, прилагаемые к статье.
Используя текст, учитель может самостоятельно спланировать учебный процесс в соответствии с задачами урока: повторение теоретических знаний по грамматике, формирование правописных умений и навыков,
обучение написанию сочинения-рассуждения.
Главное, что педагогу не надо ничего специально искать: комплекты заданий уже разработаны (более 100 словарных статей входят в ассоциативный словарь для учащихся 10-11 классов). К тому же само изучение словарных слов на ассоциативной основе гарантирует качественное усвоение материала.
Следует сказать, что в настоящее время изучение темы «Непроверяемые написания» в школе организовано крайне неэффективно. Вся методика на практике сводится к одной фразе: «К следующему уроку выучите словарные слова на такие-то буквы. Будет словарный диктант». А вопрос, как же все-таки надежно запомнить, чтобы потом не забыть, так и остается без пояснений.
Ассоциативный орфографический словарь восполняет этот методический пробел, так как демонстрирует именно механизмы запоминания словарного слова. Но не только в этом работа с ассоциативным словарем будет полезной: ассоциативные связи, предложенные для запоминания, соединены с наукой, искусством, различными сферами жизнедеятельности человека, что расширит знания и представления учащихся об окружающем мире, обогатит словарный запас школьников, сформирует интерес к слову, к родному языку.
В настоящее время издательством «Планета» изданы электронные словари для 5-11 классов (с методическим сопровождением для учителя).
Авторами данных методических пособий являются члены творческой группы «Наш орфографический словарь» (руководитель Т. А. Захарова), созданной на портале «Сеть творческих учителей» (it-n.ru ). Словарные статьи находятся в свободном доступе, ознакомиться с ними может любой пользователь.
1 Доклад, включенный в программу межрегиональной научной конференции «Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку», состоявшейся 15-17 декабря 2015 г. в Рязани