Классный час: интеллектуальная игра Эрудит

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра «Эрудит»

Цель: прививать любовь к русскому языку; активизировать интеллектуальные способности учащихся; стимулировать стремление учащихся к непрерывному познанию.

«Человек думает, чувствует и живёт только в языке…»

В. Гумбольт, (немецкий филолог, философ, языковед.)

«Знание и только знание делает человека свободным и великим»

Д.Писарев.(Русский публицист, литературный критик)

Ход:

1.Вступительное слово ведущего.

- Добро пожаловать на турнир эрудитов!

Сегодня наша игра посвящается русскому языку. Для нас русский язык является родным.

На русском языке мы думаем, общаемся, творим.

- А как называется наука, изучающая язык? (лингвистика)

2 . Интеллектуальная игра «Эрудит»

Ребята делятся на 2 команды и выбирают капитанов.

Ведущий: Ваша задача - получить как можно больше ключей - слов и составить из них пословицу. Выигрывает команда, сделавшая это первой. Ключи вручаются команде в конце каждого этапа или не вручаются, если команда с заданием не справилась. За игру вы можете выиграть 6 ключей. Но если вы додумались раньше, о какой пословице идёт речь, вы можете выиграть первыми.

1 этап: «Разминка»

Задания 1-ой команде:

  1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другим, чем тобой? (Имя)

  2. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

  3. Что общего между рабыней и барыней, помимо того, что они женщины? (состоят из одних и тех же букв, только в ином расположении)

Ключ - слово тому.

Задания 2-ой команде:

  1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы. (азбука)

  2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

  3. Чего нет ни в капусте, ни в свёкле, ни в реке, но есть в помидорах и огурцах(буквы О)

Ключ - слово птица.

2-ой этап: «Четвёртый лишний»

Ведущий:

- В каждом ряду из четырёх элементов нужно называть лишний - тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.

Задание 1 -ой команде

Крик, кричать, квакать, кукарекать (крик)

Ключ - горазд

Задание 2-ой команде.

- Золото, ураган, молоко, болото (ураган)

Ключ - союз а

3. Этап: «Литературный»

1. - Назовите по пантомиме произведение , его автора и вспомните знаменитые строчки

Задание 1- ой команде

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица,проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

Ключ - частица не

Задание 2-ой команде:

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно
Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком свои

И вымолвить хочет: «Давай улетим!...»

(А.С.Пушкин «Узник») Ключ - человек

4 - ый этап «Шарады»

- Составные части шарады - отдельные маленькие слова, из которых в сумме складывается слово побольше. Для загадки-шарады дается описание каждой ее части, а потом - смысл всего слова.

Задание 1-ой команде:

Первое - предлог, второе - летний дом;

А целое - порой решается с трудом

(за - дача)

Ключ -кто

Задание 2-ой команде:

Первый слог найдешь средь нот,

А второе - бык несет.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути. (до - рога)

Ключ -красна

5 -ый этап: «Анаграмма»

Слово «анаграмма» произошло от греческого выражения «перестановка букв». И само задание анаграммы означает, что надо отыскать новое слово или словосочетание, образованное перестановкой букв

Задание 1-ой команде

Могу зимой тепло доставить

И дать прохладу в летний зной.

Но если букву переставишь -

Футбольный мяч надуешь мной

(сосна - насос)

Ключ - грамоте

Задание 2-ой команде:

Ты на лице моём найдёшь -

И у себя и у другого

Когда с конца меня прочтёшь,

Я превращусь в другое слово,

Заставлю я тебя зевать

И прикажу идти в кровать

(нос - сон)

Ключ - перьем

6-ой этап. «Догадливые и смекалистые»

Задание 2-ум командам.

- Может ли в одном слове быть сто одинаковых букв?

Ответы: (сто - л), (сто - к), (сто - г)

1 команда: Ключ - пропасть

2 команда: Ключ - ученьем

3. Подведение итогов игры.

- Итак, какие же пословицы у нас получились? Из набранных ключей?

- Кто быстрее составит пословицу?

1-ая команда «Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

2-ая команда «Красна птица перьем, а человек ученьем»

- А кто объяснит смысл пословиц?

4. Ведущий:

-Пока жюри подводит итоги конкурса, мы хотим вам показать маленький концерт.

А) - А теперь посмотрим сценку «Несуразные вещи»

(После просмотра сценки вопрос детям)Вопрос командам

- Почему сценка получилась смешная? Почему Марья Ивановна не понимала Петю?

Б) - Ребята, знаете ли вы бальные танцы?

- Может быть, кто-то знает «Собачий вальс? Сейчас вы его послушаете и посмотрите, как наши девочки танцуют под эту музыку. (Девочки исполняют танец)

5.Награждение команд.

6. Итог. Поздравление победителям. Благодарность детям за игру.

Несуразные вещи.

Она: Здравствуй, Петя.

Он: Здравствуйте, Марь Вановна.

Она: Чего это ты несёшь?

Он: Несу разные вещи.

Она: Несуразные? Почему они несуразные-то?

Он: Сами Вы несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понятно? Вот, несу мел.

Она: Что не сумел?

Он: ( Машет рукой.)

Она: Да ведь ты говоришь "не сумел". Что не сумел-то?

Он: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?

Он: Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах Вы, шутница! Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.

Она: Вон оно что!

Он: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.

Она: Тамарка?

Он: Ага.

Она: И ничего? Симпатичная?

Он: Красивая. Зелёная такая.

Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные что ли?

Он: У кого волосы?

Она: Да у Тамарки!

Он: У какой Тамарки?

Она: Ну, ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка..."

Он: Та! Марка! Марка, понимаете, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!

Она: Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.

Он: Да отстаньте Вы со своей Тамаркой! Арка там нарисована! Арка! Неужели Вы даже этого понять не можете. Некогда мне!

Она: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

Он: Да ну Вас!

Она: Да! Стой, стой!

Он: Ну, что ещё?

Она: Привет передавай.

Он: Кому?

Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.



© 2010-2022