Урок русского языка в 6 классе по теме: Роль личных местоимений в речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Роль личных местоимений в речи"

Цель урока: формирование умения выявлять и обосновывать роль личных местоимений в речи.

Задачи урока:

- формировать умение применять ранее полученные знания в новой ситуации; осмыслить правильность использования личных местоимений;

- развивать аналитические способности учащихся (умение выделять, обобщать), умение владеть языковыми навыками; умение практического применения полученных знаний;

- способствовать воспитанию культуры речи, уважения к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов, знакомить с общепринятыми нормами общения.

Методы и приемы: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение над языком, анализ языковых явлений, самостоятельная дифференцированная работа, работа в парах, анализ поэтического текста.

Ход урока:

1. Организация начала урока (создается атмосфера доброжелательности и творческой активности).

-- Здравствуйте. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,

сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

2. Мотивирование к учебной деятельности (Слайд 2)

Со школьных лет чу..ствовал я кр..соту р..дного языка. В нем меня привл..кала его звучность, б..гатство слов и выражений.

- Прочитайте предложения.

- Найдите местоимения. К какому разряду они относятся?

- Вместо какого слова употреблено во втором предложении местоимение в НЕМ? Для чего?

3. Сообщение темы урока. Формулирование цели.

- Сформулируйте тему урока. (Роль личных местоимений в речи)

- Отталкиваясь от темы и учитывая, что с теоретическим материалом по личному местоимению мы уже познакомились, сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова. (Запись на доске)

Повторить изученное о личном местоимении; уточнить их роль в речи; совершенствовать умение использовать личные местоимения в устной и письменной речи

-Обратите внимание на предложения. Какое задание нужно еще выполнить? (Вставить пропущенные буквы)

4.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Приступим к реализации поставленной цели. Фронтальный опрос-беседа

- Назовите личные местоимения? Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

-По соотношению с другими частями речи, какие это местоимения? (Это местоимения существительные)

- Почему они называются личными? (Они называют лицо человека или животного)

- Как изменяются личные местоимения? (По падежам) Приведите примеры из домашнего задания. (Слайд 3)

Приготовить для (я), приблизился ко (я), видишь (я), соревновался со (я), думай обо (я)

Спеть для (мы), поручили (мы), не видит (мы), гордится (мы), беспокоится о (мы)

Нарисовал (кого?) (он), написал (кому?) (он), вижу(он), доволен(он), мечтаю о (он)

Проверка

Приготовить для меня, приблизился ко мне, видишь меня, соревновался со мной, думай обо мне

Спеть для нас, поручили нам, не видит нас, гордится нами, беспокоится о нас

Нарисовал его, написал ему, вижу его, доволен им, мечтаю о нем

Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно, при склонении личного местоимения меняется всё слово.

5. Первичное закрепление в знакомой ситуации. Прочитайте предложения и сформулируйте задание.( Отредактируйте высказывания, устраняя недочеты, связанные с употреблением местоимений.) Работа в парах (Слайд 4)

Сестра поступила в артистическую труппу; она скоро уезжает на гастроли ( а) Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли; б) Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли.)

Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. ( Когда Оля заболела, мама стала очень нервной.)

Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он не явился (К начальнику цеха вызвали монтера, но он не явился.)

Вывод: Устранить двусмысленность можно, правильно конструируя предложения.

6.Работа с поэтическим текстом.

- Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?

- Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:

1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)

2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)

3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)

Ответ: В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии

- Вы заметили, что чаще всего в лирике используется местоимение я. Как уже сказали для выражения личных чувств поэтов, поэтому повествование ведется от первого лица. А в повседневной речи всегда ли уместно частое употребление местоимения я? (Ответы детей).

Вывод: человек часто употребляющий местоимение я: хвастлив, выставляется напоказ.

Другие свойства личных местоимений понаблюдаем, читая стихотворение А.С.Пушкина "Ты и вы" (СЛАЙД 5)

Пустое вы, сердечным ты

она обмолвясь заменила

и все счастливые мечты

в душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с неё нет силы;

и говорю ей: как вы милы!

и мыслю: как тебя люблю!

- Обратите внимание Пушкин выделил местоимения ты и вы, также они вынесены в название. Почему? (Эти местоимения являются главными героями стихотворения).

- Чем еще интересны эти местоимения?(Личное местоимение ед.ч вы - вежливое, но отдаляющее людей друг от друга. Местоимение ты - дружеское, тёплое. Замена местоимений друг другом помогает тонко и очень деликатно передать изменение личных отношений.)

- Скажите мне, а как вы в своей жизни используете местоимения ты и вы?

Какой можно сделать вывод?

Вывод: в русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку. (Сообщение о местоимении ВЫ)

Использование уважительного «Вы» в единственном числе впервые отмечено в латыни для обращения к императору. В прошлом к одному лицу, даже князю или царю на Руси обращались исключительно на «ты». Обращения на «Вы» в единственном числе не существовало. Так, в летописи «Повесть временных лет» дружина обращается к своему князю: «поиди княже съ нами въ Древляны на дань: и ты добудеши и мы».

В Россию ВЫ пришло относительно недавно. В 1722 году Пётр I ввёл в России Табель о рангах, по которой ко всем вышестоящим (по рангу) надлежало обращаться на Вы. За нарушение этого правила полагался штраф в размере двухмесячного жалования.

- Составьте предложения, употребив вежливое ВЫ.

«Уважаемая, Татьяна Петровна! Мы Вас очень любим», - говорили выпускники.

7. Физкультминутка

Учитель: Нужно понять руки вверх и немного потянуться, если услышите личное местоимение.

Цветы. Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты И деревья, и кусты.

И не будет красоты, и не будет доброты,

Если только я и вы -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

- Почему нельзя рвать цветы? Учитель: Какие местоимения встретились нам в физкультминутке?

8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (Слайд 6)

Чтение текста

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Ласточка кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у ласточки птенца, и ласточка просила отдать его обратно. Я не понимал, что ласточке нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.

-Определите тему текста и основную мысль.

- Вам понравился рассказ?

- Какой частью речи является слово ласточка?( Имя существительное)

- Как это исправить? Сформулируйте задание. Дифференцированное задание.

( Отредактировать текст, убрав неоправданный повтор существительного ласточка) (2 группа)

( Отредактировать текст, убрав неоправданный повтор существительного ласточка и определить синтаксическую роль местоимений) (1 группа)

- Ребята этот текст из произведения К Г Паустовского. (Слайд 7)

(Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету К.Г.Паустовский)

Учитель.Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него

Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Дифференцированное домашнее задание.

1 группа. Напишите сочинение - миниатюру о местах, которые вы любите.

2 группа. Упр.637 (Запишите предложения, выбирая из скобок нужный вариант написания местоимения)

.

10. Рефлексия (Подведение итогов занятия) (Слайд 8)

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что личные местоимения….

Я вспомнил(а) о том, что …

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

Отгадай загадку!

В каком местоимении одна буква, но два звука? ( Я)

Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? ( ЯМЫ)

Сколько личных местоимений в слове семья? ( СЕМЬ)

Первый слог - личное местоимение, второй - звук, который издает лягушка, вместе - овощ. (ТЫКВА)

Когда тарелки чистые, о них говорят, что они ВЫ-МЫ-ТЫ

© 2010-2022