Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены пр

данная технологическая карта урока  обеспечивает формирование    умения узнавать и отличать распространённые предложения  от нераспространённых, учит характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов. В технологической карте урока прописаны все универсальные действия учащегося, в виде приложения есть маршрутный лист для учащихся и лист индивидуальных достижений, который позволяет самостоятельно оценить свои знания по теме. В конце темы учащиеся выставляют оценки себе самос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены прТехнологическая карта урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены прТехнологическая карта урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены прТехнологическая карта урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены прТема урока: «Второстепенные члены предложений»

Класс: 5 класс

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской

Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (распространённые, нераспространённые)

Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Личностные результаты:

УУД личностные: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности;

Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

Р4 - контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 - проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

П2 - выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними;

П3 - определяют основную и второстепенную информацию;

П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

П5 - представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

УУД коммуникативные: К1 - приобретают опыт работы в группе;

К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;

К3 - действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

п/п

Этап урока

Деятельность учащихся

(формируемые УУД)

Деятельность

учителя

Результат

Оценка

1.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой на учебную деятельность

Объясняют смысл приветствия.

Волевая саморегуляция

(Л)ориентирование в системе моральных норм и ценностей

(Р) осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

(П) выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними

(П) строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

(К )практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества

Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Я буду этому очень рада! Предлагаю сегодня поработать в группах. Сигналом о выполнении вами задания будут смайлики разного цвета.

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощрение учителя

2.

Актуализация

Знаний.

Приём ТРКМЧП:

«Мозговой штурм»

«Веришь ли ты, что…»

Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Групповая работа.

Разбирают своё предложение, находят на доске соответствующую схему, прикрепляют предложение, объясняют свой выбор.

Делят предложен-ные предложения на группы.

(Л) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

(Р)принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; - контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

(П)проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

- выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними;

-строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

(К) приобретают опыт работы в группе;

- действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

На партах у групп по одному предложению:

1. Выпал снег.

2. Ты радуешься снегу?

3. Зимние дни проходят быстро.

4. Красива зима!

На доске - схемы этих предложений.

Выберите, какой схеме соответствует оно, объясните, почему. Прикрепите на доску.

«Веришь ли ты, что…»

- эти предложения можно объединить в группы по цели высказывания?

- эти предложения можно объединить в группы по интонации?

- эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?

Кто сможет распределить по этому признаку?

А кто знает, как называются эти предложения?

Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.

3.

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Уметь узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых.

Формулируют тему и цель урока

(Р) целеполагание и планирование своей деятельности;

- контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

( Л) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

(П) строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Мотивация к формулированию темы и цели урока:

Вы хотите это узнать? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?

Запишите, пожалуйста, число и тему урока.

Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока. Давайте, посмотрим, как я их сформулировала?

Готовность к восприятию новых знаний

Словесная оценка учителя

4.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Приём ТРКМЧП:

«Инсерт» (маркировка текста)

Открытие новых знаний:

- работа с информацией в учебнике

Выполняют задание №1

(индивидуальная работа)

Читают текст на стр. 127, перерабатывают информацию

Распределяют предложения на доске в группы по наличию второстепенных членов предложения

(групповая работа)

(Л)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

- ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

(Р) принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

(П)- определяют основную и второстепенную информацию;

- строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

(К)- приобретают опыт работы в группе;

- практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;

V

+

!

?



Ребята, возьмите маршрутный лист (Приложение №1) на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?

Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. (Приложение №2)

Назовите критерии оценки:

- цель достигнута

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены пр- справляюсь, но есть ошибки

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены пр- ещё нужно над этим работать

Оценивать работу групп сегодня буду я.

Предлагаю выполнить

задание № 1 из маршрутного листа:

- Прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов - с.127

- Читая информацию, поставить карандашом знаки: («Инсерт»)

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

Теперь вы можете выполнить это задание: распределить в группы предложения по наличию второстепенных членов предложения?

Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.

5.



Закрепление изученного материала

Организация деятельности для отработки навыков

Выполняют задание № 2

Стр.128 упр. 281 (2),

Проверяют по образцу

(Л) - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

(Р) - контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

(П)- проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

- выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними;

- строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

(К) - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;

- действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.

Задание № 2

С.128 упр.281 (2)

Спишите под пунктом 2) предложения, распределив их в группы, выделите грамматические основы.

Самопроверка по образцу.

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.

6.

Физминутка.

7.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Приём ТРКМЧП:

«Синквейн»

Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний.

Выполняют Задание № 3

Групповая работа Пример синквейна:

Предложения Распространённые, нераспространённые

Бывают, состоят, делятся

По наличию второстепенных членов

Виды

(Л) - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

(Р) - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

(П) - определяют основную и второстепенную информацию;

- представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

(К) - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;

- действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Предлагаю выполнить следующее задание из маршрутного листа.

Задание № 3

Составление синквейна (алгоритма изученного правила)

со словом «Предложения»:

1 строка - существительное

2 строка - 2 прилагательных

3 строка - 3 глагола

4 строка - фраза из 4 слов

5 строка - существительное - синоним первому

Объяснить.

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.

8.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Приём ТРКМЧП: «Веришь ли ты, что…»

Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы

(Л) - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- ориентирование в системе моральных норм и ценностей

(Р) - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; - контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

(П)- проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям

- строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

(К) - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества;

Предлагаю ответить на вопросы:

- какова тема урока?

- какую цель ставили?

- достигли ли цели?

- какое правило использовали?

Предлагаю вернуться к приёму

«Веришь ли ты, что…»

- эти предложения можно распределить в группы по наличию второстепенных членов предложения?

- что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку.

Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

Оцените работу своей группы.

Даю свою оценку работе групп.

Сегодня конец рабочей недели. Поднимите руку, у кого в листках достижений просматривается продвижение вперёд! В чём?

Ценностное отношение к деятельности и её оценка

Самооценка в маршрутном листе.

9.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Закрепить полученные знания.

Самостоятельная домашняя работа

Развить творческие способности

(Л) - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

(П) - представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

Предлагаю выполнить по выбору:

Стр. упр.282

Стр. упр. 284

Лингвистическая сказка « Два предложения».

Кто выполнит второе упражнение?

Кто напишет сказку?

Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово - что дать напиться…

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей

Оценка учителя

Приложение №1

Маршрутный лист 23.11.13 г.

Задания

Задание № 1

- стр. 127

прочитать информацию в учебнике о видах предложений по наличию второстепенных членов предложения

- «Инсерт»:

v знаю

+ новое

! интересное

? не понимаю

Задание № 2

С.128 упр.281 (2)

- Спишите предложения

под пунктом 2) распределив их в группы, выделите грамматические основы.

Самомопроверка

по образцу

Задание № 3

Составление синквейна (алгоритма изученного правила)

со словом «Предложения»:

1 строка - существительное

2 строка - 2 прилагательных

3 строка - 3 глагола

4 строка - фраза из 4 слов

5 строка - существительное - синоним первому

Домашнее задание:

По выбору:

- Стр. упр.282

- Стр. упр. 284

- Написать лингвистическую сказку « Два предложения»






Приложение №2

Лист индивидуальных достижений: _________________________________________________________________ 5 класс

Тема «Синтаксис». Уроки 62 - 67

№ урока/ Дата

Урок

62

Урок

63

Урок

64

Урок

65

Урок

66

Урок

67

Оценка за неделю

цель достигнута -

справляюсь, но есть ошибки -

ещё нужно над этим поработать -

1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока


2. Умею работать самостоятельно с текстом («Инсерт»)


3. Умею составлять схему, модель правила


4. Умею применять правило при выполнении заданий


5. Умею составлять «Синквейн»


6. Умею быть внимательным


7. Умею работать в группе: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других, не подводить группу


8. Умею оценивать свою деятельность


9. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)



Самоанализ урока

Урок на тему: «Второстепенные члены предложения» продолжает знакомство учащихся с главой «Синтаксис». Его место после изучения главных членов предложения. Он является первым уроком в блоке: «Второстепенные члены». Но так как учащиеся с этой темой знакомятся ещё в начальной школе, то главная цель урока - обобщить уже имеющиеся знания и немного их углубить.

Урок проведен в классе с учащимися, имеющими средний уровень знаний, умений и навыков. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:

- потребность в познавательной деятельности,

- готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся.

Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме: «Второстепенные члены предложения», развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся, способствовать развитию интереса к предмету русского языка.

Основная цель этого урока - обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.

Благодаря использованию презентации на уроке у детей наблюдается повышение концентрации внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета, возрастает мотивация к учебе.

В начале урока основной задачей являлось привлечение учащихся к занятию познавательной деятельностью и поддержка этого интереса в течение всего урока.

Если говорить о мотивационной основе, то с неё следует начать урок. Мотивация - это установка на деятельность. Поэтому я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебных заданий, заинтересовать своим предметом, сделать плавный переход от одного вида деятельности (отдыха на перемене) к другому (учебному занятию).

Беседа о том, что русский язык очень многогранен, последовательно перетекает в этап - повторение раннее изученного. Здесь чтобы не потерять интереса детей проводится игра. При проведении игры ученик не зажат принципом «ни шагу в сторону», не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все раннее накопленные знания.

Далее работал принцип регулярного повторения - возвращение к пройденному материала, т.е. повторение изученного.

На этапе объявления темы урока происходил процесс взаимообучения - дети учат - принцип оптимального психического напряжения. Т.е.желательно передать ученику как можно больше полномочий на уроке (все, что может делать уч-ся не должен делать учитель).

Одной из задач преследуемых мной является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации. Следствием их работы являются сообщения, представленные ими в ходе урока. В 5 классе ребята еще только привыкают ко мне, моим методам работы и подготавливают небольшие сообщения, занимающие 1-2 минуты урока. В основном эти сообщения носят опережающий характер, то есть учащийся заранее узнает тему урока и получает достаточно времени для самоподготовки.

Раньше считалось, что цели урока должен ставить учитель. Но сегодняшний день требует воспитывать учеников творцами, поэтому функцию постановки задач урока я отдаю ученикам. Самостоятельно сформулировав цели, они четко и ясно увидят, что должны освоить в течении урока и к какому возможному результату прийти. В начале ребята осуществляют указанные учителем мыслительные операции ( решают поставленную проблему, определяют тему урока, выслушивают сообщение) и в результате приходят к формулированию целей урока. В тех случаях, когда учащиеся не готовы самостоятельно определить цели (располагая необходимым материалом и опираясь на помощь учителя), я выбираю доступную форму их предъявления: «На этом уроке постарайтесь научиться …», «Изучение этой темы необходимо для того, чтобы…».

Также на уроке использовалась провокация, которая формирует умения учеников оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать её.

Каждая новая поисковая операция помогает открыть новую грань изучаемого объекта, оттачивает умственные способности учащегося в ходе поисковой деятельности.

Пятиклассники уже научились определять планку своих возможностей. И при разноуровневых заданиях самостоятельно решают, какой сложности задание им выбрать. Хотя никто не мешает слабоуспевающим детям выбрать это задание и попытаться с ним справиться. «Творец», по мнению психологов, появляется в тот момент, когда человек пытается самостоятельно определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности. И тогда его активность приобретает характер безграничного самосовершенства. Поэтому на уроках я постоянно использую разноуровневые задания. Решающее слово в выборе вида задания принадлежит самому ребенку, я могу, в отдельных случаях, лишь посоветовать. Главное, я считаю, не само задание, а выбор, который делает ребенок. Поскольку в этом случае он производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться. И как следствие меняется активность на уроке ( конечно не в 100 % случаев) .

Учащиеся должны иметь четкое представление о том, какие формы контроля им будут предложены по итогам изучения темы. Такая установка активизирует детей в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению контрольных работ и получению необходимых для этого знаний.

При распределении материала по этапам урока стараюсь учитывать психофизиологические возможности пятиклассников: во второй половине урока наступает спад ученической активности. Поэтому предлагаю им возможность физиологической разгрузки. Учащиеся с удовольствием повторяют, что предлагает им презентация и все это проходит в шутливой форме так, что ребята получают и эмоциональную разгрузку.

На этапе подведения итогов обращаем внимание на результат учебной деятельности, возвращаемся к целям, поставленным вначале урока. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится все больше учащихся, которые осознанно относятся к результатам своего труда. А это сказывается на активности познавательной деятельности.

Недочеты в работе :

Урок направлен на совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. План урока был выполнен не полностью, вследствие того, что много времени использовала для повторения теоретического материала(нужно было дифференцировать материал, отобрать самый сложный из параграфа).

Много времени было дано ученикам на выполнение самостоятельной работы.

Ввиду нехватки времени письменное выполнение задания мною было заменено устным. Стараюсь на уроке пользоваться принципом педагогической мастерской - создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Включаю эмоциональную сферу ребенка, обращаюсь к его чувствам.


© 2010-2022