- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ломакина Н.С. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Программы по русскому языку к учебникам для 5-9кл.. (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М,.Просвещение, 2009г.)
Предмет «Русский язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета. Программа рассчитана на 136 учебных часов. Федеральный компонент: 3 час. в неделю, региональный компонент: 1 час в неделю, итого 4 часа в неделю, в том числе 23 урока развития речи.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
Задачи обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Учебно-методический комплект.
- учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. М., Просвещение, 2010 г.
- книга для учителя: Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки 8 класс. М., Просвещение,2009 г.
- КИМы. Русский язык 8 класс / Сост. Н.Егорова. М.,ВАКО, 2011 г.
- Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку в 8 классе. М.. ТЦ Сфера,2008 г.
- Дидактические материалы. Русский язык 8 класс. Л.Н.Федосеева. М., Айрис-пресс, 2008 г.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс VIII класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VIII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Учебно-тематический план
-
Тема
Наименование
Количество часов
Сроки реализации
Диктанты, развитие речи
Введение
Русский язык в современном мире
1
1 ч.
0
Повторение изученного
Повторение пройденного в 5-7 кл.
13
1 ч.
1 д., 2р.р.
Синтаксис.Пунктуация.
Основные единицы синтаксиса. Виды словосочетаний. Связь слов в словосочетаниях.
8
1 ч.
1р.р.
Простое предложение
Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
3
1
1р.р.
Простое двусоставное предложение
Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых.
14
1-2ч.
1д,3р.р.
Второстепенные члены предложения
Виды второстепенных членов
9
2ч.
1д,1р.р.
Односоставные предложения
Группы односоставных предложений
16
2ч.
1д,4р.р.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения
18
3ч.
1д,4р.р.
Обособленные члены предложения
Обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены
19
3ч.
1д,1р.р.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращения, вводные слова, междометия
14
4ч.
1д,3р.р.
Чужая речь
Прямая и косвенная речь, цитата
9
4ч.
1д, 1р.р.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Повторение пройденного
12
4ч.
1д,2р.р.
Содержание программы учебного курса.
Повторение изученного в 5-7 классах. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Связь слов в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Виды второстепенных членов. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем. Простые односоставные предложения. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Однородные члены предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах, знаки препинания в таких предложениях. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. Уточняющие члены предложения. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, междометия. Текстообразующая роль обращений, вводных слов, междометий. Чужая речь. Прямая речь, косвенная речь, цитата. Знаки препинания. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.
Средства контроля.
- текущий, фронтальный опрос, диктанты, изложения с элементами сочинения, сжатые изложения, зачеты, тесты, к/р в форме ГИА, самостоятельные работы, проверочные работы
- диктантов - 9, развитие речи - 23, стартовая контрольная работа - 1, районная контрольная работа в форме ГИА - 1, тестовых работ - 8.
Подготовка к ГИА
В целях подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации в календарно-тематическое планирование введено больше уроков развития речи (подготовка к сжатому изложению и сочинению-рассуждению), уроки повторения по важным темам. Метод контроля, осуществляемого на уроках, выбран также с использованием тестовых заданий, приближенных к экзамену.
Учебно-методические средства обучения.
учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. М., Просвещение, 2010 г.
- книга для учителя: Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки 8 класс. М., Просвещение,2009 г.
- КИМы. Русский язык 8 класс / Сост. Н.Егорова. М.,ВАКО, 2011 г.
- Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку в 8 классе. М.. ТЦ Сфера,2008 г.
- Дидактические материалы. Русский язык 8 класс. Л.Н.Федосеева. М., Айрис-пресс, 2008 г.
- различные виды словарей.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Тема урока
К/ч
Раздел учебника
Тип урока
Знания, умения, навыки.
Индивидуал. работа
Домашнее задание
Дата
план
факт
Русский язык в современном мире.(1ч)
1
Русский язык в современном мире
1
§1
Вводный урок
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского языка в современном мире. Уметь объяснять термины, называющие функции языка; составлять опорные конспекты и пересказывать тексты; составлять сочинение-миниатюру «Что значит любить русский язык?»
Упр 3 стр.
Повторение изученного в 5-7 классах( 11ч+ 2)
2-3
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.
2
§2
Урок повторения
Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические); назначение знаков препинания. Уметь составлять вопросный план текста, расставлять пропущенные знаки препинания и графически обозначать синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания
упр 11 стр.
4-5
Знаки препинания в сложном предложении. Урок-практикум
2
§3
Урок повторения
Знать типы сложных предложений и средства связи в них; функции знаков препинания в сложном предложении. Уметь определять тип сложного предложения, границы простых предложений в составе сложного; расставлять пропущенные запятые, строить схемы сложных предложений
упр 20, стр.
6
Стартовая контрольная работа
1
7-8
Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Урок практикум.
2
§4
Урок повторения
Знать правописание н ~нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, условия выбора орфограммы. Уметь формулировать правило по схеме, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания
карточка
упр 25, стр.
9-10
Р/р Контрольное изложение по упр.26.
Р.р Написание изложения
2
Упр 26
Урок развития речи.
Знать определение темы, основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану
11-12
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Урок практикум
2
§5
Урок повторения
Знать и уметь объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, самостоятельно строить схемы предложений, расставлять пропущенные знаки препинания
Упр 36, стр.
13
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием.
1
Урок контроля
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
14
Тест Обобщающее повторение пройденного в5-7 кл.
1
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание ( 7ч+1ч)
15
Основные единицы синтаксиса.
1
§6
Урок усвоения новых знаний
Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами;
карточка
Упр 42
16
Р/Р Текст как единица синтаксиса.
1
§7
Урок усвоения новых знаний
Уметь отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль
Упр 42
Упр 48
17
Предложение как единица синтаксиса.
1
§8
Урок усвоения новых знаний
Знать особое свойство предложения (соотнесённость с фрагментами окружающей действительности), коммуникативную функцию предложения. Уметь отличать слова, словосочетания от предложения, обозначать границы предложений знаками завершения и расставлять знаки препинания внутри предложения; из отдельных слов составлять словосочетания, а из словосочетаний - предложения; сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение
Упр 49
Упр 50
18
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.
1
§9-10
Урок усвоения новых знаний
Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи
карточка
Упр 62, 63
19-20
Синтаксические связи слов в словосочетании.
Урок-практикум
2
§11
Урок усвоения новых знаний
Знать виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
Упр 70
21
Синтаксический разбор словосочетания.
1
§12
Урок усвоения новых знаний
Знать план синтаксического разбора словосочетания. Уметь делать разбор словосочетания; оценивать самостоятельную работу по словосочетаниям
Упр 72
22
Тест по теме «Словосочетание»
1
Урок контроля
Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетания от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности; составлять словосочетания по заданным схемам
Упр69
Простое предложение (2ч +1)
23
Грамматическая (предикативная) основа предложения.
1
§13
Урок усвоения новых знаний
Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложение как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; находить двусоставные и односоставные предложения в тексте; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений
Упр 75
24
Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.
1
§14-15
Урок усвоения новых знаний
Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст; использовать поэтические тексты, работать со стихотворениями
карточка
Упр 83
25
Р/р Описание памятника культуры.
1
§16
Урок развития речи
Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (11ч +3)
26
Главные члены предложения. Подлежащее Сказуемое
1
§17
Комбинированный урок
Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего
Упр 92
Упр 91
27-28
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.
2
§18-19
Комбинированный урок
Знать основные способы выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; находить сказуемое в тексте; грамотно согласовывать сказуемое с подлежащим
карточка
Упр101
29
Р/Р Написание сочинения на тему «Чудный собор»
1
Упр 102
Урок развития речи
Знать признаки текста, особенности сочинения-описания. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст
30
Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.
2
§20
Урок усвоения новых знаний
Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые;
карточка
Упр 106
31
Контрольный диктант
1
Урок контроля
32-33
Составное именное сказуемое. Урок-практикум.
2
§21
Урок усвоения новых знаний
Уметь определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых
карточка
Упр110
34-35
Тире между подлежащим и сказуемым. Самостоятельна работа по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»
2
§22
Комбинированный урок
Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические и пунктуационные). Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; составлять предложения с грамматическим заданием; писать сочинения-миниатюры с использованием тире (на тему «Наши великие соотечественники»)
Упр 119
Упр 116
36
Тестирование Главные члены предложения
1
37-38
Р.р. Контрольное изложение
Р.р. Написание изложения
2
Урок развития речи
Второстепенные члены предложения. (8ч +1)
39
Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.
1
§23-24
Урок усвоения новых знаний
Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль дополнения в предложении; завершать предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов; находить ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения
Упр 125
Упр 130
40
Определение.
1
§25
Комбинированный урок
Знать основные признаки согласованных и несогласованных определений. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи для характеристики предмета, явления
карточка
Упр139
41
Приложение. Знаки препинания при нем.
1
§26
Урок усвоения новых знаний
Знать понятие приложение. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложениях; выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений
карточка
Упр 142
42
Обстоятельство.
1
§27
Комбинированный урок
Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями (р/р); определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения)
Упр 154
Упр 152 159
43
Тест Второстепенные члены предложения
1
Урок контроля
44
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
1
§28
Урок усвоения новых знаний
Знать план разбора двусоставного предложения. Уметь выполнять синтаксический разбор предложения
карточка
Упр 160
45
Р/р Характеристика человека как вид текста.
1
Упр 166
Урок развития речи
Знать признаки текста, особенности создания описания группового портрета, языковые особенности. Знать и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, тёплые и холодные цвета); уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения;
46
Повторение по теме «Двусоставные предложения»
1
Урок повторения
Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные)
карточка
Упр 169
47
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Простые односоставные предложения. (12ч +4)
48
Главный член односоставного предложения.
1
§30
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений
Упр 172
49
Назывные предложения.
1
§31
Урок усвоения новых знаний
Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках; пользоваться ими в описании для обозначения места и времени
Упр 181
Упр 175
50-51
Определенно-личные предложения.
Урок-практикум
2
§32
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; признаки назывных предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений; находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе
карточка
Упр 187
52
Неопределенно-личные предложения.
1
§33
Урок усвоения новых знаний
Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; признаки неопределённо-личных предложений. Уметь находить неопределённо-личные предложения в тексте; использовать неопределённо-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения анало гичными односоставными определённо-личными и неопределённо-личными
карточка
Упр 191
53
Р/р Инструкция
1
§34
Урок развития речи
Знать особенности составления инструкции. Уметь составлять инструкцию, употребляя в ней односоставные предложения
Упр 198
54-55
Безличные предложения. Самостоятельная работа по теме «Безличные предложения»
2
§35
Урок усвоения новых знаний
Знать различие между типами односоставных предложений, признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.
Упр 201
Упр 205
56
Р.р. Рассуждение
1
Урок развития речи
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
19.12
57
Неполные предложения.
1
§37
Урок усвоения новых знаний
Знать особенности и функции неполных предложений. Уметь находить неполные предложения в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать неполные двусоставные предложения и односоставные назывные.
карточка
Упр 215
24.12
58-59
Р.р.Обучающее изложение
Р.р. Написание изложения
2
Урок развития речи
Уметь строить текст, готовиться к ГИА
60
Синтаксический разбор односоставного предложения.
1
§38
Урок усвоения новых знаний
Знать и уметь производить синтаксический разбор односоставного предложения
карточка
Упр 216
26.12
61
Урок - практикум Обобщение по теме «Односоставные предложения»
1
Урок повторения
Знать отличие между типами односоставных предложений, признаки каждого из них. Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам
Упр 219
28.12
62
Тест по теме «Односоставные предложения»
1
Урок контроля
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
14.01
63
Контрольный диктант (либо контрольная работа)
1
Урок контроля
Однородные члены предложения. (14ч +4)
64
Понятие об осложненном предложении.
1
§39
Урок усвоения новых знаний
Знать об осложнённом предложении. Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию.
Упр 222
16.01
65
Понятие об однородных членах предложения.
1
§40
Урок усвоения новых знаний
Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию.
Упр 232
18.01
66
Однородные члены предложения, связанные только пере-числительной интонацией, и пунктуация при них.
1
§41
Комбинированный урок
Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию и графически обозначать её, уместно употреблять предложения с однородными членами
карточка
Упр 241
21.01
67-68
Р.р. Изложение по упр. 242
Р.р. Написание изложения
2
Урок развития речи
Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств, излагать свободно и правильно свои мысли в письменной форме
69
Однородные и неоднородные определения.
1
§42
Комбинированный урок
Знать правило постановки знаков препинания при однородных определениях и отсутствия знаков при неоднородных определениях. Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения
Упр 243
Упр 244 (2)
70-71
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
2
§43
Комбинированный урок
Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами
Упр 253
Упр 260
72-73
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
2
§44
Комбинированный урок
Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым
Упр 269
Упр 272 274
74-75
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Урок-практикум
2
§45
Комбинированный урок
Знать, уметь и выполнять синтаксический разбор предложения с однородными членами
карточка
Упр 277 280
76
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами
1
Комбинированный урок
Уметь выполнять пунктуационный разбор предложения с однородными членами
77
Повторение по теме «Предложения с однородными членами».
1
Комбинированный урок
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами шуметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами
Карточ.
Упр 286
78
Тест по теме «Предложения с однородными членами».
1
Урок контроля
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
79
Контрольный диктант
1
Урок контроля
80-81
Р.р.Обучающее изложение
Р.р. Написание изложения
2
Урок развития речи
Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств, излагать свои мысли в свободной форме, уметь писать сжатое изложение
Обособленные члены предложения. (18ч +1)
82
Понятие об обособлении.
1
§47
Комбинированный урок
Знать, что такое обособление (термин). Уметь правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении;
Упр 290
83-84
Обособленные определения, выделительные знаки препинания при них.
2
§48
Комбинированный урок
Уметь заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте
Упр 292
Упр 294
85
Тестовая работа по теме «Обособленные определения»
1
Урок контроля
86
Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему
1
П.49
Урок развития речи
Знать о таком типе речи как рассуждение, отличительные признаки, особенности рассуждения
87-88
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.
2
§50
Урок усвоения новых знаний
Знать правила обособления приложений. Уметь находить приложения в тексте, определять условия их обособления; выразительно читать предложения с обособлением
карточка
Упр 309 310
89
Урок-зачет по теме Обособленные приложения
1
Урок контроля
90-91
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.
2
§51
Комбинированный урок
Знать правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и деепричастием. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; определять границы деепричастных оборотов; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.
карточка
Упр 319 322
92
Урок-зачет по теме Обособленные обстоятельства
1
Урок контроля
93-94
Обособленные уточняющие члены предложения. Выдели-тельные знаки препинания при уточняющих членах предложения.
2
§52
Урок усвоения новых знаний
Знать правило обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения на тему «Изобретения наших дней»
карточка
Упр 325 328
95
Урок-зачет по теме Обособленные уточняющие члены предложения
1
Урок контроля
96-97
Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Самостоятельная работа.
2
§53-54
Урок усвоения новых знаний
Знать и уметь производить синтаксический разбор предложений с обособленными членами
карточка
Упр 331 333
98
Пунктуационный разбор предложений с обособленными членами
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь производить пунктуационный разбор предложений с обособленными членами
99
Повторение по теме «Предложения с обособленными членами»
1
Урок повторения
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; составлять в научном стиле речи связный текст об обособленных обстоятельствах и уточняющих членах предложения
карточка
Упр 337 (1)
100
Диктант по теме «Предложения с обособленными членами»
1
Урок контроля
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.(3+1ч)
101-102
Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения.
2
§55-56
Комбинированный урок
Уметь находить обращения в тексте; употреблять их с учётом речевой ситуации; выразительно читать предложения с обращением.
Упр 345
Упр 347
103
Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
1
§57-58
Комбинированный урок
Уметь правильно ставить знаки препинания при обращении.
Упр 356
Упр 355
104
Р.р. Составление делового письма
1
Урок развития речи
Вводные и вставные конструкции.(9ч+1)
105
Вводные конструкции ,группы вводных слов по значению
1
§59
Урок усвоения новых знаний
Знать понятие вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и предложений;
Упр 363
106-107
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Урок-практикум
2
§61
Урок усвоения новых знаний
Знать выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Уметь находить ввод-ные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения в текстах художественных и публицистических произведений; выражать опреде-лённые отношения к высказываниям с помощью вводных слов и вставных конструкций; правиль-но ставить выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях
Упр 379
Упр 377 384
108
Вставные слова, словосочетания и предложения
1
Урок усвоения новых знаний
Уметь находить вставные слова, словосочетания и предложения, правильно ставить выделительные знаки препинания
109
Р.р. Публичное выступление
1
Урок развития речи
Умет ь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости, уметь составить публичное выступление
110
Междометия в предложении.
1
§63
Урок усвоения новых знаний
Знать выделительные знаки препинания при междометиях; особенности постановки запятой при условии употребления междометия вместе с обращением. Уметь различать вводные, встав-ные конструкции и междометия, правильно расставлять знаки препинания при них; осмыс-ливать нормы и сферу использования данных слов
Упр 393
111-112
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
2
§64
Урок усвоения новых знаний
Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения
карточка
Упр 395 398
113
Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении»
1
Комбинированный урок
Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения
карточка
Упр 400
114
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Прямая и косвенная речь (8ч +1)
115
Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь
1
§65-66
Урок усвоения новых знаний
Знать понятия чужая речь, комментирующая часть; место комментирующей части в предложении; глаголы, обозначающие чужую речь. Уметь распространять комментирующую часть предложений с чужой речью на основе данных схем
Упр 402
116-117
Прямая речь.
Знаки препинания при прямой речи
2
§67
Комбинированный урок
Знать об отличии прямой речи от косвенной; о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь находить предложения с косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; правильно ставить знаки препинания в предложениях с косвенной речью
карточка
Упр 406
118
Диалог.
1
§70
Комбинированный урок
Уметь составлять диалоги и записывать их; находить диалоги, соответствующие схемам; заменять глагол говорить глаголами, более точно обозначающими характер речи; выразительно читать диалоги, объяснять знаки препинания при них; перестраивать диалог в прямую речь
Упр 417
119
Р/р Районная контрольная работа в форме ГИА
1
§71
Урок контроля
120
Цитата.
1
§72
Урок усвоения новых знаний
Знать о способах передачи чужой речи. Уметь составлять и записывать предложения с цитатами; находить цитаты в тексте; определять основную мысль цитаты и вводить её в текст двумя способами: 1) как прямую речь и 2) как часть предложения
Упр 429
121
Тест по теме Чужая речь
1
Урок контроля
Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии
122
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.
1
Урок усвоения новых знаний
Знать и уметь выполнять устный и письменный разбор предложений с чужой речью
карточка
Упр 431
123
Контрольный диктант
1
Урок контроля
Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.( 10ч +2)
124-125
Синтаксис и морфология. Повторение изученного по темам «Синтаксис», «Морфология»
2
§73
Комбинированный урок
Знать, какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи. Уметь составлять предложения с данными словосочетаниями; определять в них роль инфинитива; выполнять полный и частичный разбор предложения; графически указывать члены предложения
карточка
Упр 435
126-127
Синтаксис и пунктуация. Повторение по темам «Синтаксис и пунктуация»
2
§74
Комбинированный урок
Знать изученные языковые явления; условия постановки знаков препинания, пользоваться графическим условным обозначением; выделять в тексте абзацы, составлять план текста. Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи
карточка
Упр 441
128-129
Р.р. Изложение по упр. 443
Р.р. Написание изложения
2
Урок развития речи
130
Синтаксис и культура речи.
1
Комбинированный урок
Знать, что основа культуры речи - соблюдение норм русского литературного языка. Уметь предупреждать синтаксические ошибки: в словосочетаниях с управлением, в употреблении деепричастных оборотов, в построении сложных пре
карточка
131
Контрольный диктант
Урок контроля
132-133-134
Синтаксис и орфография.
Повторение.
Урок-практикум
3
§76
Комбинированный урок
Знать основные нормы русского языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученные правила и приёмы; пользоваться определёнными способами их применения; делать вывод о связи синтаксиса и орфографии.
карточка
Упр 452
135
Повторение изученного. Самостоятельная работа
1
Комбинированный урок
Уметь применять изученный материал
136
Итоги года
1