Конспект урока литературы на тему: «Душа с душою говорит! (урок-мастерская по рассказу Распутина «Уроки французского»)»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»











Конспект урока литературы

на тему:

«Душа с душою говорит!

(урок-мастерская по рассказу Распутина

«Уроки французского»)»





Варшавчик Е.П.


Учитель русского языка

и литературы









Тема: Душа с душою говорит (урок-мастерская по рассказу Распутина

«Уроки французского»


Цель:

1. Научить анализу художественного произведения

Пробудить мысль о том, что для человека очень важна память детства

2. Подготовить к самостоятельной творческой деятельности.

3. Развивать талант читателя, уметь давать оценку и самооценку.

Ход урока

Учитель: Для меня этот урок особенный, я к нему готовилась с волнением, так как этот рассказ обнажает и мою, учительскую душу, заставляет посмотреть на себя глазами автора. Потому я и назвала урок «Душа с душою»

Как вы думаете, какова цель урока?

Дети:

Каждый из нас в анализе художественного произведения должен дать оценку поступкам героя, какие уроки жизни он прошел.

2. Каждый должен задуматься, кто я? Кем стану в будущем

3. Мы должны оценить достоинства рассказа.

Учитель: О чем этот рассказ?

Дети: В нем говорится об истории мальчика, который 11-летним ребенком познал самостоятельную жизнь, которому помог учитель.

Учитель: И который благодаря жизненному опыту приобрел духовные ценности, которые помогли ему стать хорошим человеком, писателем. А для становления человека как личности очень важна память детства.


  1. Музыка «Остров детства моего» исп. Боярский


  1. Звучит стихотворение «Родное детство»

Родное детство, с чем тебя сравнить?

Сравнений этих знать никто не знает.

Лишь памяти невидимая нить

Нас ненароком в детство возвращает

Домишко деревенский неказист

И мама в памяти святой осталась,

И воздух детства, помню, свеж и чист

И в Ангаре вода живой казалась.

Родное детство - ты живая нить,

Что с будущим людей соединяет

И надо Бога мне благодарить

За то, что память сердце сохраняет.

Ученик ( в роли писателя): Вот так и случилось, что спустя более, чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я писал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Учитель: Откуда эти слова?

Ученик: Из статьи Распутина «Уроки доброты»

Учитель:

  1. Почему же в названии статьи и рассказа употреблено одно и то же слово «уроки»?

  2. Сколько смыслов в слове уроки?

Ответы закончить: «С моей точки зрения уроки - это….»

  1. Учебные часы в расписании

  2. Опыт работы с учителем

  3. Выводы, жизненные наблюдения

  4. Изменения, духовный рост человека

  5. Итоги событий, раздумий, переживаний, поступков.

  6. Испытания в жизни человека

Какие же уроки преподнесла жизнь мальчику?


  1. Работа с текстом

1. Почему мальчик оказался в райцентре?

2. Какие испытания ожидали его? Найти ключевую фразу-признание. «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы)

- Это первое испытание, первый урок.

Вывод: Он первый из деревни поехал учиться и не мог с позором вернуться домой.

Учитель: Мы говорим об опыте ответственности героя перед всеми. Он сказал себе «надо выдержать», оправдать доверие матери и односельчан.

2. Картина. Бежит за матерью, которая уезжает на грузовике.

Ребята : (вывод) Приобрел опыт (голод, переживание одиночества, научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботиться о матери.

Голод: Деталь «Легче не станет»

Учитель: Почему герой рассказа начал играть в «чику»? Кака относится к этой игре герой и Вадим?

Стихотворение «Молоко»

В далеком детстве я всегда хотел

Хоть раз напиться вдоволь молока.

Поэтому с тоской всегда смотрел,

Как проплывают облака.

Мечтал, что когда вырасту большой

И стану в школе я детей учить.

Приду к ним в класс с открытою душой

И научу мечту парную пить.

Я повзрослел. И вот стихи пишу

И, кажется, напился молока.

Но все же иногда с тоской гляжу,

Как проплывают облака.

Учитель: Почему стихотворение называется «Молоко» и можно ли сказать, что оно написано об авторе? Почему?

Расскажите об игре в «чику», найдите ключевую фразу, передающую эмоциональное состояние мальчика после драки. Стр

«Не было в этот день человека и не могло быть несчастнее меня на всем белом свете»

Обращаемся к картине. Какой момент из жизни героя она передает.

Учитель: Какой жизненный опыт?

- Он понял, что унижение оскорбляет человека.

Ключевые фразы:

- горько-горько навзрыд заплакал

- Не было человека несчастнее меня

- Обида перехлестнула во мне страх

- Ничего на свете я больше не боялся

(Опыт душевных страданий)

Учитель Кто пришел на помощь и когда?

- Мастерство актерское

Какой сюжет вы хотели бы инсценировать? Стр 286

Ученики Когда мальчик во второй раз пришел в класс

Работа со схемой

ВКонспект урока литературы на тему: «Душа с душою говорит! (урок-мастерская по рассказу Распутина «Уроки французского»)»адик Учительница

Конспект урока литературы на тему: «Душа с душою говорит! (урок-мастерская по рассказу Распутина «Уроки французского»)»

ПКонспект урока литературы на тему: «Душа с душою говорит! (урок-мастерская по рассказу Распутина «Уроки французского»)»таха Мальчик

Конспект урока литературы на тему: «Душа с душою говорит! (урок-мастерская по рассказу Распутина «Уроки французского»)»Конспект урока литературы на тему: «Душа с душою говорит! (урок-мастерская по рассказу Распутина «Уроки французского»)»

Федя Мама

Вывод: Он научился преодолевать свои слабости. Ростки доброты, добра.

- Детали, которые были с детства и проросли. Роль матери

- Учительница и её роль. Работа с картиной

Обратить внимание на их портреты. Зачитаем в учебнике

-Учитель: Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом?

Дайте описание (портрет) мальчика и описание учительницы.


  1. Работа с текстом и информационными картами.

Ничто в произведении не бывает случайно. Наша задача найти говорящие детали.

Душевный мир главного героя

Лилия Михайловна - человек необыкновенный

  1. 11 лет - самостоятельная жизнь

  2. Самый старший

  3. башковитый

  4. способный мальчик

  5. тоска по дому

  6. крепился - не жаловался

  7. чужие люди

  8. постоянно не доедал

  9. хотелось есть даже во сне

  10. молчаливость, робость

  11. стал выигрывать

  12. не посмел обмануть

  13. тощий и диковатый

  14. пугался и терялся

  15. злость помогала держаться увереннее

  16. скованность отступала

Привычка внимательно осматривать

Остановили Тишкина

Мелкий и легкий голос

Аккуратная, умная и красивая

Внимательные глаза

Рассматривала меня

Иная жизнь, много книг, радиоприемник

Не было в лице жесткости

Покраснела, хотела как лучше

Для учителя важно понимать

Была отчаянной девчонкой

Спокойно ответила

Творческая работа:

(Отмечают слова, которые несут положительный заряд +, и отрицательный -

Поменяемся и проверим заджание

Вывод:

Теперь нам в полной мере раскрывается смысл В.Распутина, которые мы взяли эпиграфом.

Слов, характеризующих и Л.М. и мальчика, положительно значительно больше. Поэтому они и тянутся друг к другу.

Наш урок - это отправная точка отчета только добрых дел.

«На свете нет чужой беды,

Запомним, дети

Хочу, что б стали вы добрей и человечней.

В своей душе, как в алтаре, зажгите свечи!

Звучит музыка «Дорожка в сад»

На доске вопрос: Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал добро людям?

Расскажите о нем, и его делах.

Помните, что ваш рассказ не просто сочиняется, он рождается, строится из наблюдений, из пережитого, передуманного, накопленного уже вашим опытом.

Дети пишут работу.

Зачитывается работа

Вывод: Каждый выбирает «свой» нужный ему в жизни угол, угол тихого, неслышного обогащения своего духовного опыта мыслями писателя. Урок добролюбия.

Вопрос:
Какие главные уроки преподала жизнь главному герою (жизнелюбия, доброты, деятельности)

Оформление урока, оборудование.


  1. Эпиграф с портретом писателя В.Распутина

«Добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе»


  1. План урока

-сбор языкового материала

- анализ словаря писателя

- определение качества содержания информации

- творческая работа


  1. Пом. Слов

- бескорыстная

- деятельная

Доброта

- нравственность

- духовность

- деликатность


  1. Картины, нарисованные детьми + таблица


  1. Магнитофон с музыкальными записями

Еще вопросы:

  1. Какие чувства испытывает тот, от чьего лица ведется повествование? Найти слова, которые передают динамику чувств.


  1. Найти слова, которые могут служить речевой характеристикой участников эпизода.


  1. С чего начались уроки? Как распределены силы?


  1. Когда остановилась драка? Какое неписаное правило сработало? Справедливо ли это правило? Почему?


  1. Трудно ли во время драки применять подобное правило? Что мешает и что может способствовать их примирению? Что бывает в ситуации, когда дерущиеся не соблюдают правила? Какими могут быть последствия.



© 2010-2022