Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

5 класс

«Подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям»

Учителя русского языка и литературы

Коломийцевой Ольги Михайловны

МБОУ СОШ № 26

с. Краснокумского

Георгиевского района

Ставропольского края

Задачи.

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-воспитывать любовь к родной природе,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно - творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Постановка

учебной задачи.

Организа

ционный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Вступительное слово учителя

- Найдите ответ к загадке:

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною голубой.

Он за ворот и в карманы залетает сам собой.

- Как вы определили, что речь идёт о снеге?

2. Вспомните загадку и догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать? (Слайд 1)

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

- Кто автор этих строк?

- Какая часть речи помогла вам отгадать загадку и помогла автору в описании?

3. Каковы цели нашего урока? (Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

- Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству зимы и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Отгадывают загадку. Снег.

Тема урока: Сочинение описание зимы, снега.

Определили роль глаголов и имён прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его.

Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

Личностные,

Мотивация

Регулятивные

Предметные

Регулятивные,

целеполагание

2. Учебная задача

Подготовка к сочинению-описанию

1. Работа с текстом.

2. Беседа по личным наблюдениям

3. Литературный монтаж о первом снеге

4. Работа с текстом

5.Словарная работа

(Анализ таблицы «Снежные слова»)

1. Работа с текстом. На фоне пьесы «Тройка»(Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 2) Учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б. Петрова:

…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста?

- Какие ощущения вызывают у него эти слова?

2. Беседа по личным наблюдениям

- По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

- Каков же снег?

- Всегда ли он одинаков?

- Отчего зависит состояние, вид снега? (Слайд 3)

3. Литературный монтаж о первом снеге

- Перевернём странички зимы назад и вспомним самое начало её. Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов. На фоне «Вальса» (музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 4) звучит литературный монтаж о первом снеге, заранее подготовленный учащимися.

- Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?

- Почему он робок и тих?

- Какие ещё слова и выражения вам показались интересными, необычными?

- Какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов?

- Так было в начале зимы. Мы с вами живём в её середине. Чем отличается снег сейчас от самого первого? Что же вы увидели, проводя по моей просьбе наблюдения за снегом? (Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу.) (Слайды 5,6)

4. Работа с текстом

- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов, чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» (Слайд7) мы сегодня уже слышали:

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото... (Слайд 8)

- Каким же увидел автор январский снег? Сравните с описаниями первого снега.

- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?

- Какие выразительные средства языка использовал автор?

- А каким становится снег весной? (Слайд 9)

5. Словарная работа

(Анализ таблицы «Снежные слова»)

Цвет, краски

Снежный покров на взгляд и на ощупь

Звуки

- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой. (Слайд 10)

На партах у каждого лежат таблицы.

По ходу урока заполняют ее словами и фразами для передачи

Цвета, красок снега

Снежный покров на взгляд и на ощупь

Звуки

Слушают товарищей, заполняют таблицу.

Утром кот

Принёс на лапках

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

лёгкий,новый

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой…

(Я. Аким)

Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его ещё не прочитали мы.

Но вот уже на первую

страницу

Вспорхнула пёстрой

буковкой синица.

Она звенит, как маленький звонок.

Как будто первый начался урок...

(А. Горбунова)

Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты - чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает... Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке...

(С. Иванов)

Слушают товарищей, заполняют таблицу.

Слушают текст, отбирают нужное.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

Зачитывают подобранные самими детьми отрывки художественных текстов.

Заполняют таблицу.

Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце…

Воздушно-лёгкие снега, воздушная пышность, глубокий, хрупкий, ноздреватый, рыхлый, пушистый, зернистый…

Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки, звенел, хрустел…

Личностные

Эстетические

Познавательные

Умение отбирать главное,

Заполнять таблицу

Умение работать с дополнительной литературой,

Подбирать материал по

Теме

Умение анализировать материал, заполнять таблицу

Регулятивные

Оценка своей работы, коррекция

3. Результат работы.

1. Составление плана сочинения.

2. Творческая работа.

Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. В группах обсудите с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу.

На листах составьте примерный план сочинения.

На черновиках составьте, запишите несколько предложений по теме.

Продумайте в какой части сочинения будет расположен ваш фрагмент.

Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.

Работа в группах, разработка плана сочинения.

Пишут индивидуальные творческие работы, зарисовки по теме.

Слушают работы товарищей, корректируют.

Коммуникативные

Умение работать в группе

Регулятивные

Учиться составлять план

Предметные

Составление плана текста описания природы

Личностные Мета

Предметные

Развитие речи учащихся

Регулятивные

4. Подведение итога. Рефлексия

Д.З.

-Напишите дома черновик сочинения.

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Чему научились?

- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?

-Достаточно ли вам материала для написания сочинения?

Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, самостоятельно работать с худ. литературой, работать в группах…

Регулятивные

Самоанализ

самооценка





© 2010-2022