Урок-лекция по русской литературе по теме «Мой гений веки пролетит»

Урок-лекция «Мой гений веки пролетит» по творчеству М.Ю. Лермонтова проведен учителем русского языка и литературы Гузеевой Т.В. в коррекционной школе для детей с нарушением слуха. Данная форма урока позволяет учителю поставить в центр обучения ученика, развитие его творческих способностей. Элементы театрализации, фотовыставка к биографии поэта, эвристическая беседа, составление «смыслового навигатора» по ходу лекции - все способствует максимальной занятости учащихся на уроке, решению коррекцион...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей с нарушением слуха и речи»


Урок-лекция


«Мой гений веки пролетит»


(Штрихи к портрету М.Ю.Лермонтова с элементами театрализации)


Урок-лекция по русской литературе по теме «Мой гений веки пролетит»



Урок подготовила и провела

Гузеева Т.В., учитель русского языка и литературы

Урок-лекция «Мой гений веки пролетит…»

Штрихи к портрету М.Ю. Лермонтова.

Т.В.Гузеева, учитель русского языка и литературы

ГУ «Коррекционная школа -интернат № 2 для детей

с нарушением слуха и речи»

г.Зыряновска Восточно-Казахстанской области


Цель: привитие интереса к творчеству поэта, расширение кругозора, развитие эмоциональной сферы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, портреты и автопортреты М.Ю. Лермонтова, портреты друзей и современников поэта; репродукции картин Лермонтова (виды Кавказа); фотографии с видами музея в Тар­ханах; музыкальное сопровождение.

Ход лекции:

Вступление.

Учитель: (1-3 слайды)

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин, - признавался на склоне лет И. Бунин. - Нет, это был Лер­монтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати шести лет».

Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь

В уме моем. Желанье и тоска

Тревожат беспрестанно эту грудь.

Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка

И все боюсь, что не успею я

Свершить чего-то!..

Он не успел допеть свою песнь, сказать свое по­следнее слово. Но с годами все слышнее его голос.

4 слайд

Если с Пушкиным мы знакомимся очень рано, он приходит к нам со сказками, то с Лермонтовым чаще всего знакомство начинается со стихотворения «Парус».

Давайте все вместе прочитаем первые его строчки:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Образ паруса остается с нами навсегда…Его паруса то наполняются щемящей грустью, то пронзительным чувством одиночества, то призывным ветром надежды.

Поговорим о биографии поэта.

Вас 3 группы. У вас в руках смысловой навигатор. Вы должны быть внимательными и по ходу моего рассказа отвечать на вопросы и задания лекции. В конце подведем итог и назовем команду-победителя.

5,6,7 слайды

На северо-западе Пензенской области, в прекрасном уголке России, среди мягких зеленых холмов, цветущих лугов, расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли из Москвы по­пу годовалым ребенком. Первые птицы, пение которых он услыхал, первые цветы, к которым потянулся, - все было здесь.

Есть на свете сказочные страны…
Всех земель вовек не обойти,
Но нельзя не заглянуть в Тарханы,
Даже если вам не по пути.
Там шумит ромашковое лето,
Рожь бежит дорогой полевой,
А в ограде вечный сон поэта
Стережет зеленый часовой…

Барский дом был похож на все усадьбы: дере­вянный, с мезонином. В этом доме прожил Лермонтов много лет, пестуемый горячо любящей его бабушкой.

Когда мальчику было 3 года, умерла его мать. Отец, отставной капитан, не имел средств, необходимых для воспитания сына. Он вынужден был согласиться на условия Арсеньевой, после смерти жены навсегда покинул Тарханы.

Так он стал воспитываться у бабушки.

Слайд 8,9,10,11

В Тарханах Лермонтов получил блестящее домашнее образование. У него была няня - немка, гувернер- француз, а позднее преподаватель-англичанин. Он с детства прекрасно говорил на французском и немецком языках. Лермонтов обучался музыке и живописи. Если бы он не стал поэтом, он мог бы стать великим художником.

Слайд 12

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 - март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 - июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении.

В 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834.

За годы учебы им написано 300 стихотворений, 16 поэм и 3 драмы. Но ничего не печаталось - Лермонтов смотрел на свои произведения как ученические. Нельзя сказать, что жизнь Лермонтова, если смот­реть на нее со стороны, была полна невзгод. Он, конечно, рано осиротел, но детство его прошло под крылом беззаветно любящей и богатой бабушки. Многочисленная просвещенная родня, блестя­щее общество, полная материальная обеспеченность. Благородный Университетский пансион, Московский университет, школа гвар­дейских юнкеров, лейб-гвардии гусарский полк, юнкерские кутежи, великосветские балы, ослепительно красивые, утонченные женщи­ны, благородные, умные друзья - во всех перечисленных атрибутах светской жизни юный поэт не испытывал недостатка. Лермонтов не голодал в молодости, как Некрасов, не ссылался на каторгу, как Достоевский, не был разжалован в солдаты, как Полежаев, не жил в вынужденной эмиграции, как Герцен, не чах от туберкулеза, как Белинский. Но он с ранних лет ощущал внутренний конфликт с окружающей средой, он с его характером, душой и талантом, не вписывался ни в школу юнкеров, ни в светские балы с их дежурными разговорами,

Слайд 13-14

28 января 1837 г. Лермонтов написал первую часть стихотворения «Смерть Поэта». Это стихотворение - поступок Лермонтова и восход его на русском поэтическом небосклоне. И не только на поэтическом. Это, если хотите, было его 14 декабря, на которое он вышел один, с ним не было восставших полков. Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им.

(Чтец декламирует первую часть стихотворения «Смерть поэта».)

2-й ведущий: Николай I отвечал: «Приятные стихи, нечего ска­зать: я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермон­това и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а за­тем мы поступим с ним согласно закону».

Чтец: Высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение... известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк».

Слайд 15-16

Оставшаяся в Петербурге бабушка Е.А. Арсеньева, используя связи, хлопотала «о всемилостивейшем прощении внука». Хлопоты увенчались успехом.

Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нем заметную роль; за ним ухаживают многие салонные дамы.

Период творческой зрелости поэта.

Самые удачные фрагменты из свои ранних произведений Лермонтов включал в избранные произведения 1837 -1841 гг.

Слайд 17,18,19

В любовной лирике Лермонтова, включающей в себя более трети всех стихотворений, исследователи выде­ляют четыре цикла:

"ивановский" - свыше тридцати стихотворений, написанных в 1830-1832 годах и обращённых к Ната­лье Фёдоровне Ивановой (1813-1875): «Н.Ф.И...вой», «1831-го июня 11 дня», «К Н.И...», «К*» «<Я не уни­жусь пред тобою... ») и другие;

"сушковский" - около десяти стихотворений, со­зданных в основном в 1830 году и посвящённых Ека­терине Александровне Сушковой (1812-1868): «К Суш­ковой», «Нищий», «Стансы», «Ночь» и другие;

стихотворения, посвящённые Варваре Александ­ровне Лопухиной (1815-1851), младшей сестре друга поэта Алексея Лопухина (понятие "лопухинский цикл" в лермонтоведении не привилось): «К*» («Мы случай­но сведены судьбою...»), «Она не гордой красотою... », «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою... »), «Расстались мы, но твой портрет...» и другие;

Чтение стихов:

И скучно и грустно

Отчего

Благодарность

Слайд -20-22

В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, поэт был легко ранен в руку.

Лермонтова снова ссылают на Кавказ.

1840-1841 годы в творчестве Лермонтова отмечены большим подъемом.

В октябре 1840 вышел единственный прижизненный сборник поэта «Стихотворения М. Лермонтова».

Ему наскучила служба, он мечтает об отставке, но единственное, чего удается добиться - это отпуск в Петербурге.

С февраля по апрель Лермонтов в Питере. 14 апреля 1841 г. Лермонтов выехал из Петербурга в 8 часов утра. Перед этим он получил предписание покинуть столицу в 48 часов и отправиться в Тенгинский полк. Вновь Кавказ, Пятигорск. Бои, ранения, награды, карты, вечера, ссоры. Все, как обычно. 13 июня на одном из вечеров происходят столкновение и ссора Лермонтова с майором Мартыновым, бывшим однокашником по юнкерской шко­ле, сослуживцем Ж. Дантеса, убийцы Пушкина. Мартынова давно звали человеком свирепым. Однако до поры до времени он держался в рамках, но сорвался, понимая, что царь, в случае чего, особенно преследовать его не будет. Все знали, что двор Лермонтова не любил. 15 Июля, между 6 и 7 часами вечера, во время грозы, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, закончившаяся трагически.

Слайд 23- 27

Из письма бабушке. 24

«Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял по его злобному взгляду».

Что ты сделал, Мартынов?

Где твой друг, как же так?

Расстоянье прикинув…

Быстрый глаз, беглый шаг.

В мире словно ни звука,

Ни строки - онемел.

Ты идёшь. Поднял руку.

Поднял руку! Посмел.

Но навеки - иначе ­голоса, голоса.

Ты идёшь по России

и отводишь глаза.

Пол в московских гостиных

под ногами разверст.

В лоб,

и сбоку, и в спину

указующий перст...

У державы не нашлось привета,

огонька - у друга и родни,

чтоб душа ранимого поэта

отогрелась в ледяные дни.

Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,

Но преждевременно, противника рукой

Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни лебединой!..

Разразилась гроза, дождь хлестал, а ни врача, ни коляски не было. Пошли за людьми. Комендант Ильяшенко, узнав о смерти поэта, заплакал: «Мальчишки, мальчишки, убей меня бог! Что вы наделали, кого вы убили!»

«Мертвый Лермонтов лежал под дождем. Много еще чего было гад­кого и глумливого: и хоронить по христианскому обычаю не хотели, и царь сказал: «Собаке собачья смерть». Ну а как были наказаны повинные в гибели поэта? Вот строки из документа: «Майора Мар­тынова посадить в крепость на гауптвахту на 3 месяца и передать церковному покаянию, а князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго из ува­жения к полученной им в сражении тяжелой ране».

Слайд 29

Е.А. Арсеньева, узнав о гибели внука, упала, как срубленная. А когда пришла в себя, велела вынести прочь из дома, в сельскую церковь икону: «Как же я живу еще?.. Разве я имею право жить? Ответь, Господи! Что ты все молчишь? Зачем ты отнял у земли Лермонтова, господи, лучшее твое создание, твой самый драгоценный дар людям?

Неужто ты так скуп, Боже? Ты не меня одну, ты всю Россию осиротил, отнял ее звонкий голос. Зачем ты так мучаешь детей своих? Или сам не ведаешь, что творишь?.. Я ли не молила тебя?.. Нету у меня больше Бога, умер мой Бог!..»

Слайд 30

Через 9 месяцев бабушке удалось перевезти тело внука из да­лекой кавказской стороны в Тарханы.

Над могилой поэта воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841".

Елизавета Алексеевна Арсеньева

Внука своего пережила...

И четыре черных года тень его

Душу ей страдальческую жгла,

Как она за Мишеньку молилась!

Чтоб здоров был и преуспевал.

Только бог не оказал ей милость

И молитв ее не услыхал.

И она на бога возроптала,

Повелев убрать из комнат Спас.

А душа ее над Машуком витала:

«Господи, почто его не спас?!»

Во гробу свинцовом, во тяжелом

Возвращался Лермонтов домой.

По российским побелевшим селам

Он катился черною слезой.

И откуда ей достало силы -

Выйти за порог его встречать...

Возле гроба бабы голосили.

«Господи, дай сил не закричать...»

Сколько лет он вдалеке томился,

Забывал между забот и дел.

А теперь навек к ней возвратился.

Напоследок бабку пожалел.

Слайд 31-32

Шумит Тарханский парк, склоняется над часовней старый дуб, посаженный

М. Ю. Лермонтовым. И нескончаемым потоком идут и идут сюда люди. Исполнилось желание поэта:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мною вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Слайд 33-34

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделённого мучительными страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Проверка заполнения карт «Навигатор»

Инсценирование.

8 класс: стихотворение «Морская царевна»,

9 класс: отрывок из повести «Бэла»,

10 класс: отрывок из поэмы «Демон».








Литература:

1.С.В.Чекалин. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта. Москва. Издательство «Знание» 1991г.

2. tarhani.narod.ru/

3. http: lermontov.info











Самоанализ урока-лекции

«Мой гений веки пролетит»

Данный урок был проведен в рамках методического месячника, в котором была запланирована неделя, посвященная творчеству М.Ю. Лермонтова. Наряду с конкурсом чтецов по произведениям поэта, выставкой его книг, выставкой рисунков по прочитанным произведениям, был дан урок по биографии и творческому пути поэта.

Урок - учебная встреча, где принимали участие учащиеся 3-х классов: 8,9,10, организованные в 3 группы.

Цель: привитие интереса к творчеству поэта, расширение знаний о биографии поэта, углубление в содержание произведений, развитие эмоциональной сферы.

Учитывая сложности проведения урока-лекции для слабослышащих, были предусмотрены интерактивные формы восприятия: эвристическая беседа, поддержка рассказа учителя слайдовым сопровождением, иллюстрации по теме высказывания, элементы театрализации. Применение элементов билингвистической технологии также помогало учащимся в полном объеме воспринять излагаемый материал.

Урок начался с эмоционального организационного этапа: чтение стихотворения о Лермонтове подкреплялось сладами, спроецированными на экран.

Далее учащиеся были включены в групповую работу с «навигатором» по творчеству поэта. С помощью данного метода быстро и объективно отслежены знания учащихся по классам, а дети показали умение работать в группе. Данный «навигатор» предусматривает постепенное заполнение граф по мере рассказа учителя и с опорой на слайды.

Для погружения в творчество поэта была задействована группа чтецов. Учащиеся были заранее подготовлены. Акцент сделан на произведения, которые наиболее значимы для определения личности поэта. По завершении лекции была проведена проверка заполнения «навигаторов»: все группы справились успешно.

В заключение урока каждая группа показала инсценировку произведения, изучаемого в школе:

8 класс: стихотворение «Морская царевна»,

9 класс: отрывок из повести «Бэла»,

10 класс: отрывок из поэмы «Демон».

Урок получился эмоционально насыщенным, театрализация развивала творческие способности учащихся, интонационную сторону речи, эмоциональную сферу. Прием «навигатора» способствовал развитию слухового восприятия: чтобы заполнить графы карты, нужно было внимательно слушать, соотносить услышанное со слайдами.

Поставленные цели реализованы.


705101915



© 2010-2022