Методический семинар Проектная деятельность

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность современного учителя русского языка и литературы.

Что мы понимаем под проектами?

Проект: «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени». Отличительными признаками проектной деятельности от других видов деятельности на уроке являются:

  • направленность на достижение конкретных целей,

  • координированное выполнение взаимосвязанных действий,

  • ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом,

  • в определенной степени неповторимость и уникальность.

По этим признакам я, как учитель русского языка и литературы, отличаю работу над проектами от других занятий.

Если классифицировать проекты по видам конечного результата, то получится следующая картина:

  • изделия: результат - изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),

  • мероприятия: результат - само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),

  • решения проблем: результат - решённая проблема,

  • исследования: результат - самостоятельно полученные новые знания.

Если результат проекта - обзор источников информации по какой-либо теме, то такой проект я называю информационно-аналитическим. Одни проекты могут быть составной частью других. Например, в работе над проектом «Спектакль» может быть выделен проект «Костюмы к спектаклю». В этом примере проекты названы по своему конечному результату.

Особый вид проекта - учебный проект. Его результат - новые знания, полученные участниками проекта. Чтобы стало понятно, что участники проекта как следует изучили какую-то тему, им предлагается включить в проект разного рода действия с этими знаниями:

  • решить какую-либо проблему по изучаемой теме,

  • провести исследования и получить какие-то новые знания по этой теме,

  • применить полученные знания при создании изделия (в т.ч. информационного) или при проведении мероприятия.

Обычно названием учебного проекта становится название изучаемой темы. Я предлагаю не ограничиваться только учебными проектами, а использовать в учебном процессе разные виды проектов.

Для чего нужны проекты?

Прежде всего я рассматриваю работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):

  • организационных (регулятивных),

  • интеллектуальных (познавательных),

  • оценочных (личностных),

  • коммуникативных.

В соответствии с требованиями нового стандарта предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

  • научиться применять полученные знания,

  • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Проекты имеют двухкомпонентную организацию в своей деятельности: работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.

Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.

Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

Этапы проектной деятельности

  1. Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.

  2. Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.

  3. Поиск информации по выбранным детьми темам.

  4. Завершение работы над темой - оформление найденных сведений.

  5. Выбор учениками проектов.

  6. Работа над выбранными проектами.

  7. Презентации проектов.









Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 110 Октябрьского района г.Ростова-на-Дону

«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Мара-Новик Ольга Николаевна

© 2010-2022