- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методический семинар Проектная деятельность
Методический семинар Проектная деятельность
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мара-Новик О.Н. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность современного учителя русского языка и литературы.
Что мы понимаем под проектами?
Проект: «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени». Отличительными признаками проектной деятельности от других видов деятельности на уроке являются:
-
направленность на достижение конкретных целей,
-
координированное выполнение взаимосвязанных действий,
-
ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом,
-
в определенной степени неповторимость и уникальность.
По этим признакам я, как учитель русского языка и литературы, отличаю работу над проектами от других занятий.
Если классифицировать проекты по видам конечного результата, то получится следующая картина:
-
изделия: результат - изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
-
мероприятия: результат - само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
-
решения проблем: результат - решённая проблема,
-
исследования: результат - самостоятельно полученные новые знания.
Если результат проекта - обзор источников информации по какой-либо теме, то такой проект я называю информационно-аналитическим. Одни проекты могут быть составной частью других. Например, в работе над проектом «Спектакль» может быть выделен проект «Костюмы к спектаклю». В этом примере проекты названы по своему конечному результату.
Особый вид проекта - учебный проект. Его результат - новые знания, полученные участниками проекта. Чтобы стало понятно, что участники проекта как следует изучили какую-то тему, им предлагается включить в проект разного рода действия с этими знаниями:
-
решить какую-либо проблему по изучаемой теме,
-
провести исследования и получить какие-то новые знания по этой теме,
-
применить полученные знания при создании изделия (в т.ч. информационного) или при проведении мероприятия.
Обычно названием учебного проекта становится название изучаемой темы. Я предлагаю не ограничиваться только учебными проектами, а использовать в учебном процессе разные виды проектов.
Для чего нужны проекты?
Прежде всего я рассматриваю работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):
-
организационных (регулятивных),
-
интеллектуальных (познавательных),
-
оценочных (личностных),
-
коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:
-
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
-
научиться применять полученные знания,
-
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
Проекты имеют двухкомпонентную организацию в своей деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.
Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.
Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.
Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
Этапы проектной деятельности
-
Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.
-
Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.
-
Поиск информации по выбранным детьми темам.
-
Завершение работы над темой - оформление найденных сведений.
-
Выбор учениками проектов.
-
Работа над выбранными проектами.
-
Презентации проектов.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 110 Октябрьского района г.Ростова-на-Дону
«Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»
Учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Мара-Новик Ольга Николаевна