Урок по русскому языку на тему: Падежные окончание имен существительных второго склонения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Падежные окончание имен существительных второго склонения».

Цель урока:

познакомить учащихся с существительным второго склонения.

Задачи:

-научить распознавать признаки определения имен существительных,

падежные окончание 2 склонения;

- закрепить знание падежных окончаний имен существительных 1 склонения;

- сформировать умение распозновать безударные и ударные окончания.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, тетрадь рабочая, дневник, пенал.









Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анастасия Игоревна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

Поздоровались, сели.

Актуализация знаний





















Ребята, откройте свои тетради. Давайте запишим число и классная работа.

Чистописание и словарная работа.

Ребята, нам нужно угадать ключевое слово.

Вопросы:

  1. Назовите звук парный звуку [д]. Какой буквой этот звук обозначается на письме?

  2. Какая буква стоит первая в алфавите?

  3. Назовите звук парный звуку [г]. Какой буквой этот звук обозначается на письме?


  1. Соседи у этой буквы П и С. Какая стоит между ними?

  2. Безударная гласная в словах: земля, лесок.

  3. Назовите звук с которого начинается слово лестница.

Какой буквой на письме обозначает этот звук.

Таакрел (буквы записываете на доске вместе с детьми)

А теперь подумайте, какое слово у нас с вами получилось? Запишите это слово. Разделите на слоги. Поставьте ударение. Какую безударную гласную нужно запомнить?

Какая это часть речи?

Докажите, что это имя существительное.

К какому склонению относится это слово?

Как вы определили, что это первое склонение?

Правило

Напишите сверху род и склонение.

Просклоняйте слово тарелка.

И.п (что?) тарелка

Р.п (чего?) тарелки

Д.п (чему?) тарелке

В.п (что?) тарелку

Т.п (чем?) тарелкой

П.п (о чем?) о тарелке

Молодцы ребята!

Физминутка на глаза.

Какую тему вы прошли на прошлом уроке?

Ребята, какие сущ. относ-ся ко 2 скл.

Второе декабря.

Классная работа.



Т


А

К


Р (эр)

Е

Л (эль)



Тарелка.

Та-рел-ка

На второй слог.

Букву а.

Имя существительное.

Имя существительное -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? «что?».

1 склонение. Ж.р

Имена жен. и муж. рода с окончанием -а-, -я- отн-ся к первому склонению.


Один ученик на доске, а все остальные в тетради.


Имя существительное 2 скл.


М.р с нулевое и ср.р -о, -е.

Работа по теме урока.

Откройте тет. на печатной основе с 55. №128.

Прочитайте считалку. Найдите имена существительные 1-го и 2-го склонения. Укажите над ним склонение.

Солнце и луна,

Ветер и волна,

Вода и огонь,

Теплая ладонь

К замку прикоснется,

Замок отомкнётся,

Раздастся звон.

Ты выйдешь вон!

Какие имена сущ.относятся ко 2скл.?

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о падежных окончаниях имен существительных 2 склонения

Давайте откроем свои учебники на стр. 95 и посмотрим на таблицу.

С.96 прочитаем правило.

Есть ли различие в написание ударных и безударных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

На доске орел, заяц.

Просклоняйте имена существительные орел и заяц. Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите окончание и поставьте ударение.

Какие имена сущ.относятся ко 2 скл.?


Как же пишутся безударные окон.

Имени сущ. 2скл.?



Солнце- с.р. 2 скл.

Луна- ж.р. 1 скл.

Ветер - м.р. 2 скл.

Огонь- м.р. 2 скл.

Замок- м.р 2 скл.

Ладонь- ж.р 3 скл.

Вода-1 скл.

Волна-1скл.

Звон-2 скл.







И.п (кто?) орел

Р.п (кого?) орла

Д.п (кому?) орлу

В.п (кого?) орла

Т.п (кем?) орлом

П.п (о ком?) об орле

И.п (кто?) заяц

Р.п( кого?) зайца

Д.п ( кому?) зайцу

В.п ( кого?) зайца

Т.п (кем?) зайцем

П.п ( о ком?) 0 зайце

Так же как и ударные

Физминутка.

А теперь, мы немножко отдохнем.

Делаем небольшую разминку.

Смотрят и повторяют.

Закрепление темы.

Хочу посмотреть, как вы поняли тему нашего урока.

Просклоняйте существительные самостоятельно.

Солнце, облако.

-Какое склонение у этих слов?

-Какой род?

-Как вы определили, что это ср.р?

И.п (что?) солнце, облако

Р.п (чего?) солнца, облака

Д.п (чему?) солнцу, облаку

В.п (что?) солнце, облако

Т.п (чем?) солнцем, облаком

П.п (о чем?) о солнце, о облаке.

Подведем итоги. Как же пишутся без окон.им сущ.2скл.?



2 скл.

Ср.р

По окончанием.




Ответы ребят.

Итог

Какие падежные окончания имеют имена существительных 2 склонения?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Д.з. р.н.ош., слов.11, стр.95 выуч.оконч. упр.168

Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием, среднего и мужского рода с окончанием -о-, -е- в ед.ч. и.п, относятся ко 2 склонению.

Записывают д.з в дневник.


© 2010-2022