- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Образование форм времени от неопределённой формы глагола (УМК «Школа 2100»)
Образование форм времени от неопределённой формы глагола (УМК «Школа 2100»)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жевлакова Н.Г. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Жевлакова Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №17» ГО Краснотурьинск
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: Образование форм времени от неопределённой формы глагола
(УМК «Школа 2100»).
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель:
- развитие умений определять форму глагола, образовывать разные формы времени, устанавливать зависимость количества форм времени от вопроса (вида глагола).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.
Ход урока:
Ι. Актуализация знаний.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Словарно-орфографическая работа.
Выпишите первые буквы из слов, которые я продиктую.
Учитель один раз читает слова, дети на слух выписывают.
Гладить, лить, анализировать, грести, острить, лезть.
- Какое слово получилось? (глагол)
- На какой вопрос отвечают все эти слова (глаголы)? (что делать?)
- Какая это форма глагола? (неопределённая форма)
- Что вы знаете о неопределённой форме глагола? Как отличить глаголы в неопределённой форме от других форм глаголов? (Повторяем знания изученного правила на стр. 122)
III. Ситуация успеха
- Глагол обозначает действие предмета. Время, в которое происходит это действие, может быть разным: событие может совершаться сейчас, или оно уже завершилось, или произойдет в будущем. Поэтому у глагола есть три временные формы.
Задания в пары:
Укажите время глагола
Придумайте свои примеры и запишите вопросы
Укажите время глагола
Придумайте свои примеры и запишите вопросы
Укажите время глагола
Придумайте свои примеры и запишите вопросы
Вывод:
- Какие глаголы в форме настоящего (прошедшего и будущего) времени нашли?
- В разных временных формах стоят одни и те же глаголы, то есть глаголы изменяются по временам. Время - это признак, которого нет у других частей речи: существительных, прилагательных и местоимений.
IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Упражнение 377 (стр. 124)- устно
Развитие умения находить в тексте глаголы, определять их форму
- В чём особенность данного текста? (Нет действующего лица, то, о чём говорит автор, как бы относится ко всем людям вообще.)
«Узелок на память»! Форма прошедшего времени глагола обычно образуется от основы глаголов неопределённой формы при помощи суффикса -л-.
Задание по рядам:
- Образуйте от глаголов (из упр. 377) плавать, нырять, загорать все возможные формы времени. Запишите.
- Сколько глаголов у вас получилось от каждого глагола в неопределённой форме? (3)
- Запишите глаголы плыть, нырнуть, загореть и образуйте от них все возможные формы времени. Запишите их.
- Сколько глаголов у вас получилось в каждой группе? (2)
- Сформулируйте основной вопрос урока.
- Почему у глаголов может быть разное количество форм?
Вывод:
- Давайте рассмотрим, как образуются временные формы. Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Это неопределённа форма глагола, у неё время определить нельзя. А вот от неопределённой формы можно образовывать разные формы времени глагола. В зависимости от того, на какой вопрос отвечает глагол в неопределённой форме, у него разное количество временных форм. Этот вопрос мы сейчас подробно и разберём.
V. Открытие нового знания. Поиск решения.
Упражнение 378 - 1 вариант (ученик у доски)
Упражнение 379 - 2 вариант (ученик у доски)
Запись на доске:
Бежать Подбежать
(что делать?) (что сделать?)
Н.в. бежит Н.в. -
П.в. бежал П.в. подбежал
Б.в. будет бежать Б.в. подбежит
Вывод:
- Какой вывод вы можете сделать? Какие формы могут отсутствовать у глаголов и отчего это зависит? (У некоторых глаголов могут отсутствовать формы настоящего времени. Это зависит от того, на какой вопрос отвечает глагол: что делать? Или что сделать? Если вопрос что сделать?, то настоящего времени у глагола нет.
VI. Физминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют "купол ракеты")
Три, четыре - (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
VII. Развитие умений - применение знания.
1) Самостоятельная работа (коллективная).
Прочитайте отрывок из песни: «Знаете, каким он парнем был», о Ю.А. Гагарине. Глагол, данный в скобках, поставьте в нужную фору, запишите отрывок и определите время.
Знаете каким он парнем (быть)
Нет (не быть) ведь смерть он (победить)
(Слышать) дальний гром
(Видеть) это он.
Вновь (идти) на космодром
(Говорить) поехали
И живой звездой
Словно вдоль по Питерской Питерской
(Нестись) над Землей...
Дети читают ответ, сверяют свою работу с образцом на интерактивной доске.
- Ребята, кто был первым космонавтом в мире? (первым космонавтом в мире был Ю.А. Гагарин).
- В каком году он полетел в космос? (12 апреля 1961 года).
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать космонавт?
- Был ли он героем?
2) Работа с текстом
- Прочитайте рассказ о Ю.А. Гагарине (вслух выразительно читает ученик).
«Первым полететь в космос, - сказал Гагарин перед стартом, - вступить один на один в небывалый поединок с природой, - можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня... первым проложить дорогу человечеству в космос... Это ответственность не перед одним, не перед десятком людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим..."
- Как вы понимаете высказывание: «один на один в небывалый поединок с природой»(«ответственность»)?
- Найдите глаголы, поставьте к ним вопросы, определите вид и напишите все возможные формы по порядку: н.ф, Пр. в., Н. в., Б.в.
- Прочитайте, что у вас получилось.
Дети читают ответ, сверяют свою работу с образцом на интерактивной доске.
3) Упражнение 380 (стр. 125)- самостоятельная работа
Развитие умения образовывать формы времени и отличать глаголы, имеющие 2 и 3 формы времени.
Что делать? Что сделать?
показывать рассказать
жужжать вычислить
уточнять подвернуть
VIII. Итог урока.
- Как от неопределённой формы глаголов можно образовать все три формы времени?
- А две? Какие это формы времени?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
IХ. Домашнее задание (на выбор).
-
Творческий уровень.
Придумать задание по теме урока «Образование форм времени от неопределённой формы глагола». Оформить на альбомном листе.
-
Базовый уровень
Стр. 132 упражнение 5
Использованы интернет-ресурсы:
-
znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Obrazovanie-form-vremeni-
-
festival.1september.ru/articles/632817/