- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 9 класс
Рабочая программа по литературе 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Декапольцева В.В. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе 9 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего и среднего образования, Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы , под ред. Т.Ф.Курдюмовой Москва Дрофа 2009
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Цели и задачи обучения:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком при создании собственных устных и письменных высказываний.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10-11 классах (литература второй половины XIX в. - литература XX в. - современная литература)
Рабочая программа рассчитана на 105 часов ( 3 часа в неделю).
Учебник: Литература 9 класс. учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, под ред. Т.Ф.Курдюмовой в 2-х частях Москва Дрофа 2011 г..
В содержание курса включены разделы:
- Литература как искусство слова --- 1
- Литература эпохи Средневековья -- 2
- Древнерусская литература --- 7
- Литература эпохи Возрождения --- 2
- Литература 18 века --- 16
- Литература 19 века --- 53
- Русская литература --- 16
- Русская литература 60-90 годов 20 века --- 6
- Лирика последних десятилетий --- 1
- Итоги --- 1
105 час.
Требования к уровню подготовки выпускников
знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Список учебников и учебных пособий:
-- Учебник: Литература 9 класс в 2-х частях.
Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. Москва «Дрофа» 2011
-- Поурочные разработки по литературе 9 класс.
Под ред. И.В.Золотаревой, Н.В.Егоровой
Москва «Вако» 2009
-- Комплект портретов для кабинета «Литературы» «Русские писатели 19 века», «Русские писатели 29 века».
-- Библиотека русской классики - 3 выпуска.
-- Тесты по литературе. Под ред. Л.Ю.Алиевой, Т.В.Торкуновой . Москва «Айрис» 2002
-- Цикл мультимедийных пособий по литературе «20 век глазами российских писателей».
-- Фотовыставки: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов, И.С.Тургенев и др.
Календарно-тематическое планирование 9 класс литература
№
Содержание
Общее количество часов
по разделу
Количество часов по теме
Дата проведения урока
Домашнее задание
Примечание
по программе
фактическая
Литература как искусство слова.
1
1
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и самобытность литературы.
1
1ч. С.3-5
Литература эпохи Средневековья.
2
2
Данте «Божественная комедия». Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине.
1
3
Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
1
Древнерусская литература.
7
4
Беседы о древнерусской литературе. Богатство жанров литературы (летописи, жития).
1
С.8-11
5
«Слово о полку Игореве» - высоко поэтическое патриотическое произведение.
1
С.11-12 чтение
6
Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…».
1
7
Образ Русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова…». Образы русских князей. Ярославны.
1
8
Художественные особенности памятника. Связь «Слова…» с устным народным творчеством.
1
9
Р.р. Подготовка к написанию сочинения на тему «Образ Русской земли на страницах «Слова…».
1
10
Р.р. Написание сочинения на тему «Образ Русской земли на страницах «Слова…».
1
Литература эпохи Возрождения.
2
11
У.Шекспир «Гамлет». Слово о драматурге. Гамлет - герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии.
1
чтение
12
«Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных образов».
1
Литература 18 века.
16
13
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм. Сентиментализм.
1
С.34-37,80
14
М.В.Ломоносов - ученый, реформатор русского языка, поэт.
1
С.39-41
15
«Ода на день восшествия…». Прославление родины, науки и просвещения. Безграничность мироздания.
1
С.42-46
16
Г.Р.Державин - крупнейший поэт 18 века. «Ода к Фелице», «Властителям и судиям».
1
С.47-53
17
Памятник!. Сочетание в произведениях классических и новаторских черт. Новое в жанре оды.
1
С.54-55
18
Д.И.Фонвизин Недоросль». Сатирическая направленность комедии..
1
Чтение, с55-56
19
Герои и события комедии.
1
образы
20
Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых, Правдина, Стародума.
1
21
Классицизм в драматическом произведении.
1
22
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в нем просветительских взглядов автора.
1
23
Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии…».
1
24
Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия…».
1
25
Н.М.Карамзин. Лирика и проза. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма.
1
с.81-83 чтение
26
Карамзин - историк
1
С.84-85
27
И.В.Гете «Фауст» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии. Неразрывность связи добра и зла.
1
28
Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
1
Литература 19 века.
53
29
Человек и его связи с национальной историей. Золотой век русской поэзии. Романтизм в русской литературе. Особенности романтизма.
1
С.94-95, 141-142
30
В.А.Жуковский. Краткий очерк жизни и творчества. Романтическая лирика. Жуковский - переводчик.
1
С.144-155
31
Дж.Байрон. Жизнь великого поэта. «Душа моя мрачна», «Стансы». Романтический настрой. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов.
1
32
Очерк жизни А.С.Грибоедова.
1
С.96-100
33
История создания комедии «Горе от ума». Смысл названия и проблема ума.
1
34
Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Своеобразие конфликта.
1
35
Система образов. «Фамусовская» Москва.
1
36
Герои и их судьбы. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Чацкий и Скалозуб.
1
37
Новаторство драматурга. «Открытость» финала пьесы.
1
38
Пьеса в восприятии критики (И.А,Гончаров «Мильон терзаний». Сценическая жизнь комедии.
1
Домашнее сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Век нынешний и век минувший».
39
Творческий путь А.С.Пушкина. Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года.
1
С 155-168
40
Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство форм.
1
41
Любовная лирика Пушкина. «Храни меня мой талисман», «Сожженное письмо». Любовь как источник вдохновения. Чувства лирического героя.
1
42
Философские размышления о жизни. «К Чаадаеву», «Если жизнь меня обманет», «Элегия». Оптимизм философской лирики.
1
43
Дружба в лирике Пушкина. Искренняя привязанность к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия.
1
44
Сущность творчества, тема поэта и поэзии. «Поэт», «Я памятник воздвиг нерукотворный». Поиски своего места в жизни. Философско-этические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике.
1
45
Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии («Гений и злодейство - две вещи несовместные»). Характер и поступки героев и позиция автора.
1
чтение
46
«Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала.
1
С.172-173 чтение
47
Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни.
1
48
Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека в русской литературе.
1
49
Татьяна как «милый идеал» Пушкина.
1
50
Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа.
1
51
Реализм романа А.С.Пушкина в русской критике (статьи В.Г.Белинского).
1
52
Р.р. Подготовка к написанию сочинения на тему «Татьяна - «милый идеал» Пушкина».
1
53
Р.р. Написание сочинения на тему «Татьяна - «милый идеал» Пушкина».
1
54
М.Ю.Лермонтов. Краткая биография. Трагичность судьбы поэта. Воспоминания детства («Ангел», «Ужасная судьба отца и сына»). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет я не Байрон, другой»).
1
С.197-210
55
Любовные стихи Лермонтова(«Нищий»). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума»). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта.
1
С.203, 208
56
Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
1
57
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет.
1
С.211
58
Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей».
1
59
Роль повести «Максим Максимыч».
1
чтение
60
Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести.
1
61
Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
1
62
Р.р. Подготовка к написанию сочинения на тему «Образ героя 30-х годов 19 века».
1
63
Р.р. Написание сочинения на тему «Образ героя 30-х годов 19 века».
1
64
Н.В.Гоголь. Краткий обзор творчества. Пьесы Гоголя. «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова.
1
С.226-229 чтение
65
Роль и место Чичикова в системе образов поэмы.
1
66
Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов.
1
67
«Живая Русь» и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой.
1
68
Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме.
чтение
69
Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма.
1
70
«Шинель». Судьба «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.
1
чтение
71
Р. р. Подготовка к написанию сочинения на тему «Помещики в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
1
72
Р.р. Написание сочинения на тему «Помещики в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
1
73
И.С.Тургенев. Краткая биография писателя. «Первая любовь» - любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.
1
2ч. С.11-13, чтение
74
Ф.И.Тютчев. Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.
1
1ч. С.263-268
75
А.А.Фет. Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.
1
76
Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…».Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
1
2ч. С.4-10
77
Л.Н.Толстой. Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия.
1
С.36-40
78
«Юность». Герой трилогии Н.Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести. Мастерство и сила нравственного воздействия автора.
1
С.41-53 чтение
79
А.П.Чехов. Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.
1
С.54-56
80
«Маленькие трилогии» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Жестокость мира, окружающего героя.
1
С.57-68 чтение
81
Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.
1
Русская литература 20 века.
16
82
Русская литература 20 века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.
1
С.72
83
И.А.Бунин. Бунин - поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями 19 века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе.
1
С.73-76
84
«Жизнь Арсеньева - автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.
1
чтение
85
М.Горький. Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия.
1
С.92-94
86
Главы из повести «Мои университеты». Герой повести - Алеша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
1
Чтение с.94-113
87
Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока. «Девушка пола в церковном хоре».
1
С.114-121
88
Слово о Есенине и его судьба. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
1
С.128-136
89
Слово о Маяковском. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся»..Поэт - публицист, поэт - новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
1
С.136-143
90
Слово об Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сероглазый король». Тема родной земли. Звучание темы родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкой психологизм лирики.
1
С.122-128
Домашнее сочинение «Тема Родины в лирике русских поэтов»
91
Г.Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!». Традиционная для Востока форма газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. Роль поэта в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.
1
92
М.А.Булгаков. Краткое описание творческого пути писателя. Классические произведения прозы и пьесы Булгакова. Комедия по арэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя.
1
С.143-163
93
«Собачье сердце». Поэтика Булгакова - сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
1
94
В.В.Набоков. «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий его мир. «Рождество» - тонкость и четкость характеристики человеческих чувств. Связь с образами. И традициями литературы разных народов («Сказка»).
1
95
М.А.Шолохов «Судьба человека» Сложность человеческих судеб в годы ВОВ, Андрей Соколов - образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Забота о судьбе детей. Роль пейзажа. Гуманизм рассказа.
1
С.163-188
96
А.Т.Твардовский «Василий Теркин» (главы). Военная тема в лирике поэта. Поэма и ее главный герой.
1
С.188-190
97
Эволюция образа В.Теркина в поэме : утраты и обретения («Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора («О себе»). Связь лирики поэта с фольклором.
1
С.190-206
Домашнее сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» «Русский человек на войне».
Русская литература 60-90 годов 20 века.
6
98
Произведения различных направлений писателей конца 20 столетия. Богатство жанров. Полемика писателей. Столкновение гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчесива писателя и как проблема творчества читателя.
1
99
В.П.Астафьев «Царь-рыба» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения - ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь - рыбы.
1
С.223-236
100
В.Г.Распутин - писатель-публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей. Тема семьи. Смысл открытого финала произведения.
1
С.236-256
101
А.В.Вампилов. Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Сложности человеческой судьбы.
1
С.256-166
102
А.И.Солженицын «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе.
1
С.206-213
103
В.М.Шукшин «Верую», «Алеша Бесконвойный», «Ванька Тепляшин». Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Осбенности повествовательной манеры Шукшина.
1
С.214-223
Лирика последних десятилетий 20 века.
1
104
Стихотворения и поэмы Н.Заболоцкого, Л.Мартынова, Н.Рубцова, Я.Смеляков, Е.Евтушенко, Н.Глазкова и других.
1
С.266-278
Итоги.
1
105
Пути развития литературы в 19-20 веках. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.
1
С.278-280
105 час.