- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе в 7 классе по произведению Л. Н. Толстого Бешеная собака
Конспект урока по литературе в 7 классе по произведению Л. Н. Толстого Бешеная собака
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воротилина Т.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассказ Л.Н.Толстого «Бешеная собака».
(Урок-заставка перед изучением рассказа Л.Андреева «Кусака».)
Цель: Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий гуманность, сочувствие, сострадание, наполнение структуры Я эмоциональное.
I.Орг. момент.
II. Эмоциональная разминка.
Упражнение «Ценности».
Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждому предлагается выбрать карточки с ценностями:
- общественное признание;
- материальный достаток;
- любовь к близким;
- семья;
- удовольствия, развлечения;
- самосовершенствование;
- свобода;
- справедливость;
- честность;
- искренность;
- вера;
- целеустремлённость;
- любовь к животным.
Необходимо выбрать 5 главных ценностей - самых значимых, 2 - не очень значимые в данный момент. Обсуждаем варианты в группах.
-Для дальнейшей нашей работы разобьёмся на новые группы по максимальному совпадению ценностей.
III. Словарная работа. (Погружение в тему) .
- Как вы понимаете значение слова «нравственность».
Д: Нравственный человек - добрый, ответственный, порядочный. Нравственно, когда тебе стыдно за плохой поступок.
- Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами (из словаря Ожегова С.).
- Согласны ли вы с тем, что отношение к животным является критерием нравственности?
Д: Да, так как к животным нужно относиться хорошо, ласково, заботиться о них.
1.Поиск текстовой информации в словах предложения.
На доске:
Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.
- Что вам известно?
Д: Дружок - пес, а не кот, так как кошки не лижут ноги.
Барин - хозяин собаки, так как собаки не лижут чужим ноги.
Собака лижет ногу хозяину, значит, жалеет его.
Дружок просит прощение.
Он чего-то просит.
Дружок - друг - друг для хозяина.
1.Составление рассказа по предложению.
- Попытаемся составить рассказ из 3-4 предложений по этому предложению (работа в группах).
Д: В доме никого не было. Дружок стал играть с вещами хозяина. Когда хозяин вошёл, то увидел разорванные вещи. Чувствуя вину, Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.
Д: На охоте барин стрелял в уток. Одна утка упала среди коряг, а Дружок полез за уткой и поранился. Он не мог идти, кровь сочилась из его лапы. Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.
IV. Знакомство с текстом.
1Извлечение текстовой информации из заголовка.
- Прочитайте название текста на доске:
Бешеная собака.
- Какие вопросы возникли?
Д: Почему бешеная?
Она ведёт себя как бешенная или больная?
Что случилось с собакой?
Что стало потом?
- Написал рассказ для детей Л.Н.Толстой. Какую информацию вам сообщили?
Д: Это поучительная история, так как все рассказы для детей Л.Н. Толстого.
- Толстой сам определил жанр - быль. Что это значит?
Д: Эта история записана с чьих-то слов.
2 Чтение текста (Раздаются печатные тексты, учащиеся молча читают).
3 Беседа по вопросам.
Смысловая обработка информации (работа по группам).
- Что мы узнаём о собаке с первых строк?
- Как выращивали Дружка?
- Зачем Дружок бросился навстречу бешеному псу?
- Почему Дружка заперли в пустую горницу?
- Какие признаки болезни проявились у собаки?
- Как повел себя больной пёс?
- Почему барин промахнулся, стреляя в Дружка, ведь он любил охотиться?
- Зачем Дружок лизал барину ногу?
V. Тренинговые упражнения на развитие личностной рефлексии при обработке текста на уровне смысла.
Задания для обсуждения.
1.Анализ поведения собаки, хозяина (дискуссия «Обсуждение истории»).
- Необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:
А) Кто вызывает наибольшее сочувствие?
Б) Чьи действия были наиболее правильными?
- Обменяйтесь мнениями, желательно прийти к общей точке зрения.
(работа в группах)
-Таким образом, ключевыми понятиями становятся ответственность и гуманность.
2. Устное рисование. Создание рассказа - картины.
- Попробуем мысленно нарисовать картину «Собачья преданность», в которой главной сценой является попытка барина облегчить страдания Дружка. Каждый учащийся будет называть по одному слову- детали, например, двор, и все учащиеся мысленно представляют картину с нарисованным на ней двором. Следующий дополняет - удивлённые дети, другой - испуганная хозяйка и так до тех пор, пока картина не обрастёт деталями.
Повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно следить за тем, что уже названо. (Работа по цепочке).
- Определим у кого самая богатая фантазия (обсуждение).
- Что руководствовало вами при подборе слов - деталей? Какое чувство хотели вы передать?
3. Мысленный эксперимент.
- Предложите новый вариант движения сюжета, который приведёт к благополучному финалу.
Д: Хозяин позвал ветеринара, собаке сделали укол. Дружок пошёл на поправку.
Д: Дружок стал громко лаять. На лай выбежал хозяин с ружьём и застрелил чужого пса.
Д: Дружок понимал, что заболел. Отказался от пищи и вскоре умер.
(в течение эксперимента в любом случае дети приходят к выводу, что трагический финал произведения не избежен, так как бешенство не лечится).
4 Упражнение на понимание смысла.
«Точка зрения».
- Дан один вопрос. Сформулировав ответ, попытайтесь при публичном выступлении одного представителя из группы склонить всех остальных учащихся к своей точке зрения. Члены других групп могут задавать «компрометирующие» вопросы, сбивающие с толку при рассуждении.
Вопрос:
О ком Л.Н. Толстой рассуждает в рассказе: о собаке, о людях, о жизни или о чём-то другом?
Выступление групп.
5 Обыгрывание ситуаций.
Образно - рефлексивное упражнение «Подари себе имя».
- Вспомните конкретное событие, когда с вами рядом был четвероногий друг (собака, кошка и т.д.). Вспомните, где и когда произошло это событие. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите это событие. (1,5 мин.)
- Прошу желающих поделиться своими эмоциями, ощущениями, чувствами.
(3мин.)
- Придумаем новое имя выступавшим, в котором отразится суть полученного эмоционального состояния:
Я тот, который… (делает …) или Я уверен в себе, когда я (делаю…)
Я тот, который помог своей собаке, когда она упала в яму.
6 Обмен впечатлениями друг о друге.
Упражнение «Чемодан в дорогу».
- Завершаем наш урок. Сейчас каждый из вас по очереди будет садиться на этот стул (стул стоит перед классом). Все участники группы будут подходить к вам (порядок действия по вашему желанию) и будут называть те качества, которые проявились у вас в ходе работы в группе. Сначала одно хорошее, которое ярко проявилось, затем то качество, которое вам мешало.
VI. Рефлексия.
- Как бы вы поступили на месте барина, детей?
- Был бы ты благодарен животному, который спас бы тебе жизнь?
Упражнение «Ценности».
- На листочках, которые находятся перед вами, нарисуйте сердце. В центре сердца нарисуйте рамку. Подумайте, в чём состоят три важнейших ценности, которые вечны всегда. Запишите их в рамке внутри сердца.
(замечено, что учащиеся всегда включают ценность- любовь к близким, к животным)
VII.Домашнее задание.
Прочитать рассказ Л.Андреева «Кусака».