Конспект урока по литературе в 7 классе по произведению Л. Н. Толстого Бешеная собака

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассказ Л.Н.Толстого «Бешеная собака».

(Урок-заставка перед изучением рассказа Л.Андреева «Кусака».)

Цель: Подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий гуманность, сочувствие, сострадание, наполнение структуры Я эмоциональное.

I.Орг. момент.

II. Эмоциональная разминка.

Упражнение «Ценности».

Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Каждому предлагается выбрать карточки с ценностями:

- общественное признание;

- материальный достаток;

- любовь к близким;

- семья;

- удовольствия, развлечения;

- самосовершенствование;

- свобода;

- справедливость;

- честность;

- искренность;

- вера;

- целеустремлённость;

- любовь к животным.

Необходимо выбрать 5 главных ценностей - самых значимых, 2 - не очень значимые в данный момент. Обсуждаем варианты в группах.

-Для дальнейшей нашей работы разобьёмся на новые группы по максимальному совпадению ценностей.

III. Словарная работа. (Погружение в тему) .

- Как вы понимаете значение слова «нравственность».

Д: Нравственный человек - добрый, ответственный, порядочный. Нравственно, когда тебе стыдно за плохой поступок.

- Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами (из словаря Ожегова С.).

- Согласны ли вы с тем, что отношение к животным является критерием нравственности?

Д: Да, так как к животным нужно относиться хорошо, ласково, заботиться о них.

1.Поиск текстовой информации в словах предложения.

На доске:

Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.

- Что вам известно?

Д: Дружок - пес, а не кот, так как кошки не лижут ноги.

Барин - хозяин собаки, так как собаки не лижут чужим ноги.

Собака лижет ногу хозяину, значит, жалеет его.

Дружок просит прощение.

Он чего-то просит.

Дружок - друг - друг для хозяина.

1.Составление рассказа по предложению.

- Попытаемся составить рассказ из 3-4 предложений по этому предложению (работа в группах).

Д: В доме никого не было. Дружок стал играть с вещами хозяина. Когда хозяин вошёл, то увидел разорванные вещи. Чувствуя вину, Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.

Д: На охоте барин стрелял в уток. Одна утка упала среди коряг, а Дружок полез за уткой и поранился. Он не мог идти, кровь сочилась из его лапы. Дружок подполз к барину и стал лизать ему ногу.

IV. Знакомство с текстом.

1Извлечение текстовой информации из заголовка.

- Прочитайте название текста на доске:

Бешеная собака.

- Какие вопросы возникли?

Д: Почему бешеная?

Она ведёт себя как бешенная или больная?

Что случилось с собакой?

Что стало потом?

- Написал рассказ для детей Л.Н.Толстой. Какую информацию вам сообщили?

Д: Это поучительная история, так как все рассказы для детей Л.Н. Толстого.

- Толстой сам определил жанр - быль. Что это значит?

Д: Эта история записана с чьих-то слов.

2 Чтение текста (Раздаются печатные тексты, учащиеся молча читают).

3 Беседа по вопросам.

Смысловая обработка информации (работа по группам).

- Что мы узнаём о собаке с первых строк?

- Как выращивали Дружка?

- Зачем Дружок бросился навстречу бешеному псу?

- Почему Дружка заперли в пустую горницу?

- Какие признаки болезни проявились у собаки?

- Как повел себя больной пёс?

- Почему барин промахнулся, стреляя в Дружка, ведь он любил охотиться?

- Зачем Дружок лизал барину ногу?

V. Тренинговые упражнения на развитие личностной рефлексии при обработке текста на уровне смысла.

Задания для обсуждения.

1.Анализ поведения собаки, хозяина (дискуссия «Обсуждение истории»).

- Необходимо определить рейтинг персонажей рассказа по двум критериям:

А) Кто вызывает наибольшее сочувствие?

Б) Чьи действия были наиболее правильными?

- Обменяйтесь мнениями, желательно прийти к общей точке зрения.

(работа в группах)

-Таким образом, ключевыми понятиями становятся ответственность и гуманность.

2. Устное рисование. Создание рассказа - картины.

- Попробуем мысленно нарисовать картину «Собачья преданность», в которой главной сценой является попытка барина облегчить страдания Дружка. Каждый учащийся будет называть по одному слову- детали, например, двор, и все учащиеся мысленно представляют картину с нарисованным на ней двором. Следующий дополняет - удивлённые дети, другой - испуганная хозяйка и так до тех пор, пока картина не обрастёт деталями.

Повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно следить за тем, что уже названо. (Работа по цепочке).

- Определим у кого самая богатая фантазия (обсуждение).

- Что руководствовало вами при подборе слов - деталей? Какое чувство хотели вы передать?

3. Мысленный эксперимент.

- Предложите новый вариант движения сюжета, который приведёт к благополучному финалу.

Д: Хозяин позвал ветеринара, собаке сделали укол. Дружок пошёл на поправку.

Д: Дружок стал громко лаять. На лай выбежал хозяин с ружьём и застрелил чужого пса.

Д: Дружок понимал, что заболел. Отказался от пищи и вскоре умер.

(в течение эксперимента в любом случае дети приходят к выводу, что трагический финал произведения не избежен, так как бешенство не лечится).

4 Упражнение на понимание смысла.

«Точка зрения».

- Дан один вопрос. Сформулировав ответ, попытайтесь при публичном выступлении одного представителя из группы склонить всех остальных учащихся к своей точке зрения. Члены других групп могут задавать «компрометирующие» вопросы, сбивающие с толку при рассуждении.

Вопрос:

О ком Л.Н. Толстой рассуждает в рассказе: о собаке, о людях, о жизни или о чём-то другом?

Выступление групп.

5 Обыгрывание ситуаций.

Образно - рефлексивное упражнение «Подари себе имя».

- Вспомните конкретное событие, когда с вами рядом был четвероногий друг (собака, кошка и т.д.). Вспомните, где и когда произошло это событие. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите это событие. (1,5 мин.)

- Прошу желающих поделиться своими эмоциями, ощущениями, чувствами.

(3мин.)

- Придумаем новое имя выступавшим, в котором отразится суть полученного эмоционального состояния:

Я тот, который… (делает …) или Я уверен в себе, когда я (делаю…)

Я тот, который помог своей собаке, когда она упала в яму.

6 Обмен впечатлениями друг о друге.

Упражнение «Чемодан в дорогу».

- Завершаем наш урок. Сейчас каждый из вас по очереди будет садиться на этот стул (стул стоит перед классом). Все участники группы будут подходить к вам (порядок действия по вашему желанию) и будут называть те качества, которые проявились у вас в ходе работы в группе. Сначала одно хорошее, которое ярко проявилось, затем то качество, которое вам мешало.

VI. Рефлексия.

- Как бы вы поступили на месте барина, детей?

- Был бы ты благодарен животному, который спас бы тебе жизнь?

Упражнение «Ценности».

- На листочках, которые находятся перед вами, нарисуйте сердце. В центре сердца нарисуйте рамку. Подумайте, в чём состоят три важнейших ценности, которые вечны всегда. Запишите их в рамке внутри сердца.

(замечено, что учащиеся всегда включают ценность- любовь к близким, к животным)

VII.Домашнее задание.

Прочитать рассказ Л.Андреева «Кусака».


© 2010-2022