Закрепление и Урок русского языка Обобщение материала по теме «Второстепенные члены предложения»

Класс: 8  Тема. Закрепление и обобщение материала по теме «Второстепенные члены предложения» Цель: обобщение и закрепление знаний о второстепенных членах предложения. Задачи урока: Обучающие: совершенствование навыка различения второсте­пенных членов и их видов (прямые /косвенные дополнения, согласованные/несогласованные опре­деления, приложения, виды обстоятельств). Развивающие: ·  совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков (подготовка к ГИА); ·  развитие критического м...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 8 г

Тема. Закрепление и обобщение материала по теме «Второстепенные члены предложения»

Цель: обобщение и закрепление знаний о второстепенных членах предложения.

Задачи урока:

Обучающие:

совершенствование навыка различения второстепенных членов и их видов (прямые /косвенные дополнения, согласованные/несогласованные определения, приложения, виды обстоятельств).

Развивающие:

· совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков (подготовка к ГИА);

· развитие критического мышления, памяти, коммуникативных способностей.

Воспитательные

формирование умений общаться, демонстрируя озабоченность неудачами товарищей, радость их успехами, культуру внутренних нравственных отношений; развитие интереса и потребности изучения предмета, взаимоответственности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Технологии обучения: технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: тесты, модель Фрейера, таблицы-презентации, упражнения.

Структура урока:

  1. Организация учащихся к занятиям (психологический настрой) -1мин.

  2. Цель и задачи урока - 1 мин.

  3. Актуализация знаний - 3мин.

  4. Проверка домашнего задания - 5 мин.

  5. Модель Фрейера- 10 мин.

  6. Работа с текстом стихотворения - 5 мин.

  7. Физминутка - 1-2 мин.

  8. Упражнения по нахождению второстепенных членов предложения - 10 мин.

  9. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике (подготовка к ОГЭ) - 5 мин.

  10. Объяснение домашнего задания - 1 мин.

  11. Рефлексия - 2 мин.

Ход урока.

1. Организация учащихся к занятиям (психологический настрой)

- Добрый день дорогие ребята, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим заключительный урок по теме «Второстепенные члены предложения».

Надеюсь, что у всех хорошее настроение, а плохое можно мысленно спрятать в мусорное ведро!

- Обратите внимание на афоризм римского поэта Горация, он будет эпиграфом к нашему уроку: «Если знаешь что-нибудь получше, поделись; если нет, у меня поучись".

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- А, значит, цель нашего урока ……. ( поделиться своим знаниями и помочь своим товарищам).

2. Актуализация знаний.

Запись числа, классной работы, темы урока.

Приём «Верные и неверные утверждения» (верно - поднимают обе руки вверх; нет - опускают обе руки вниз):

- Верно ли, что подлежащее - главный член предложения? (верно) - поднимают обе руки вверх

- Верно ли, что дополнение - это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений? (нет) - опускают обе руки вниз

- Верно ли, что определение отвечает на вопросы косвенных падежей? (нет)

- Верно ли, что сказуемое - это второстепенный член предложения? (нет)

- Верно ли, что обстоятельство отвечает на вопросы: куда, где, зачем? (верно)

- Верно ли, что приложение - это особая группа определений, выраженных именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже? (верно)

- Верно ли, что дополнения бывают прямыми и косвенными? (верно)

- Верно ли, что определение - это второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели? (нет)

- Верно ли, что определения бывают согласованными и несогласованными? (верно)

- Верно ли, что подлежащее может быть составным глагольным, составным именным? (нет)

- Верно ли, что в предложении «Курить - здоровью вредить» ставится тире? (верно)

3. Проверка домашнего задания.

При подготовке к уроку мы разделили класс на группы. Каждая группа представит материал по одному из второстепенных членов ( синквейны).

4. Модель Фрейера.

Запись по модели Фрейера каждым учеником определения понятий (определение, дополнение, обстоятельство, приложение). Сотрудничество в команде.

5. Лингвистический эксперимент.

- Я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент.

Вот перед нами вариант стихотворения :

Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался
И плачет он.

Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)

- Почему я обратилась к стихотворению М. Ю. Лермонтова? ( 2014 год - юбилейный год великого русского поэта, 200 лет со дня рождения).

- Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?

Прочитаем текст, который создал М.Ю.Лермонтов

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

- Что изменилось? А какое впечатление производит этот текст? Правильно, возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств.

- Задания по группам. Найти и подчеркнуть как члены предложения определения, дополнения, обстоятельства, приложения.

- Вывод. Какого стиля текст мы проанализировали? Какова роль в нём второстепенных членов предложения? (Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ).

6. Физминутка (1-2 мин.)

7. Упражнения по нахождению второстепенных членов предложения.

1) Цифровой диктант.

Обозначьте согласованные определения цифрой 1, несогласованные - 2, приложения - 3.

Газета «Комсомольская правда», солдат-пехотинец, разбитая ваза, Москва-река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, врач-стоматолог, карие глаза, мальчик лет шести, отдыхающие туристы, портфель отца, мой дом.

2) Найди обстоятельство.

- Прочитай предложения, подчеркни обстоятельства, определи их вид.

Громадные тучи нависли широк над морем . И звуки полетят, красуясь и играя . Она ходила без цели по набережной , пряча лицо от ветра.

3) Найдите дополнения, укажите их вид.

1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер . 3. Весну объявили грачи. 4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами . 5. Я тоже не переношу зла . 6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля .

9. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Подготовка к ОГЭ- 15 мин.

В-2 Замените согласованные определения несогласованными и наоборот. ( Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление ).

Мальчик из деревни, клубничное варенье, крыша из соломы, листва берез, городские ребята, птичий домик.

В-3. Выпиши номер предложения и само предложение с приложением, подчеркни его.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг - художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она -
помощник художника. (5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

В-3. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения, само предложение, подчеркните обособленное обстоятельство.




  1. Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки, наблюдая за тем, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)

10. Домашнее задание.

Составить свой тест по теме «Второстепенные члены предложения» или выписать из художественного произведения 10 распространенных предложений и подчеркнуть второстепенные члены.

11. Рефлексия.

Продолжи предложенную фразу:

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне понравилось … »

«Мне кажется, сегодня на уроке у меня отлично получилось … »

«Я себе ставлю оценку …»

- Наш урок на этом заканчивается. Спасибо! Успехов вам во всех начинаниях!



© 2010-2022