- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Прикладной курс по русскому языку Стилистика русского языка для 10-11 классов
Прикладной курс по русскому языку Стилистика русского языка для 10-11 классов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каримова А.К. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено «Утверждаю»
На заседании МО ГЦ решением педагогического совета средней школы имени Естая Средней школы имени Естая
Протокол №1 Протокол №1
« »______2014г « »______2014г
_____________ ______________
Тема прикладного курса:
«Синтаксис русского языка»
Программа предназначена для 10 классов
Автор программы: Марденова Айнур Кайыровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Цель прикладного курса практической стилистики русского языка заключается в ознакомлении учащихся с основами этой учебной дисциплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах.
Учащиеся должны уметь создавать тексты различных стилей и жанров, осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Учащиеся должны научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка, осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Теоретической основой формирования умений является описание особенностей каждой функциональной разновидности языка, видов речевой деятельности.
Велика необходимость в данном курсе, так как анализ ошибок, допущенных учащимися в заданиях части В и части С на ЕНТ, подтверждает слабую подготовку учащихся именно по стилистике. Потребность введения данного элективного курса вызвана ещё и тем, что на уроках русского языка практически нет времени для отработки знаний, умений и навыков по стилистике.
Курс рассчитан на два года обучения, и его практическая направленность состоит в отработке литературных норм языка, в редактировании письменной и устной речи, текстов школьных сочинений, в стилистическом анализе текстов. Он призван помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления.
Данная программа не претендует на всесторонний анализ основных видов практической стилистики. Она дает лишь общие представления о ней как самостоятельном предмете и предоставляет возможность отработать практически основные стилистические нормы лексики, морфологии, синтаксиса, в основе 2х-годичного курса лежит концентрический принцип: в 10 классе идет первичное знакомство с понятиями, в 11 классе их практическая отработка, рассматриваются вопросы тенденции и развития.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по практической стилистике русского языка (прикладной курс):
-
Учащиеся должны ЗНАТЬ основные понятия курса (в программе выделены), обосновывая свои примеры.
-
К концу изучения краткого курса практической стилистики ОВЛАДЕТЬ следующими УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ:
-
определять стиль текста, создавать тексты разных стилей, определять стилевые особенности русских классиков;
-
соблюдать основные нормы литературного языка;
-
свободно, грамотно высказываться на заданные темы, добиваясь выразительности речи за счет тропов и стилистических фигур;
-
соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет, следить за чистотой, точностью речи;
-
уметь находить и исправлять в тексте различные языковые ошибки, овладеть навыками правки и редактирования.
Тематическое планирование
10 класс (34 час)
№
Тема
Кол-во часов
1.
Общее понятие о практической стилистике. Виды стилистики
1 час
2.
Понятие о функциональных стилях.
1 час
3.
Основные черты художественного, разговорного, научного, официально- делового и публицистического стилей. Работа с текстами.
1 час
4.
Основные черты художественного, разговорного, научного, официально- делового и публицистического стилей. Работа с текстами.
1 час
5.
Лексическая стилистика. Работа с текстами.
1 час
6.
Стилистическая правка текстов.
1 час
7.
Стилистическая правка предложений, текстов, определение характера ошибок, выбор и мотивация выбора подходящих слов. Отметить данные лексические явления в тексте, объяснить их стилистические функции.
1 час
8.
Плеоназм. Тавтология. Стилистическая окраска слова. Редактирование школьных сочинений.
1 час
9.
Историзмы, архаизмы, неологизмы, советизмы, иноязычная лексика, канцеляризмы и речевые штампы. Редактирование школьных сочинений.
1 час
10.
Фразеологизмы, диалектизмы, профессионализмы и стилистические ошибки, связанные с их употреблением. Редактирование школьных сочинений.
1 час
11.
Синонимы, градация, антонимы, оксюмороны, антитеза, омонимы, каламбуры, омографы, омофоны, паронимы и стилистические ошибки, связанные с их употреблением.
1 час
12.
Лексические образные средства речи: тропы (сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза). Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.
1 час
13.
Сравнение, метафора, олицетворение, аллегория.
1 час
14.
Метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза.
1 час
15.
Стилистическая правка предложений, текстов, определение характера ошибок, выбор и мотивация выбора подходящих слов.
1 час
16.
Стилистическое использование форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола.
1 час
17.
Род имен существительных. Особенности склонения имен и фамилий. Варианты окончаний существительных Р.п., мн.ч.
1 час
18.
Употребление краткой формы прилагательных, притяжательных прилагательных.
1 час
19.
Варианты сочетаний числительного с существительным.
Употребление форм глагола, варианты форм причастий, деепричастий.
1 час
20.
Формы Т.п.числительных оба - обе, счётное слово «пара, полтора, полтораста».
1 час
21.
Употребление местоимений.
1 час
22.
Употребление форм глагола, варианты форм причастий, деепричастий.
1 час
23.
Грамматические ошибки. Словообразование.
1 час
24.
Ошибочное формообразование.
1 час
25.
Нарушение согласования и управления.
1 час
26.
Стилистический синтаксис
1 час
27.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
1 час
28.
Построение предложений с однородными членами.
1 час
29.
Построение предложений с обособленными членами. Редактирование школьных сочинений.
1 час
30.
Нарушение границ предложения.
1 час
31.
Смешение прямой и косвенной речи. Редактирование школьных сочинений.
1 час
32.
Синтаксис сложного предложения.
1 час
33.
Ошибки при построении сложных предложений. Редактирование школьных сочинений.
1 час
34.
Анализ текстов различных стилей. Итоговое занятие.
1 час
Тематическое планирование.
11 класс (34 часа)
№
Тема
Кол-во часов
1.
Культура речи как лингвистическая дисциплина. Различные аспекты культуры речи.
1 час
2.
Правильность речи как основное коммуникативное качество хорошей речи.
1 час
3.
Норма как центральное понятие культуры
1 час
4.
Орфоэпия. Акцентологические нормы литературного языка.
1 час
5.
Орфоэпический и акцентологический тренинги.
1 час
6.
Морфологические нормы русского литературного языка и тенденции их развития.
1 час
7.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Корректирование предложений.
1 час
8.
Нарушение лексической сочетаемости слов.
1 час
9.
Синтаксические нормы современного русского литературного языка.
1 час
10.
Нарушение видо- временной соотнесённости глагольных форм. Редактирование сочинений.
1 час
11.
Неудачное употребление местоимений. Редактирование текста.
1 час
12.
Построение простых предложений. Инверсия.
1 час
13.
Построение сложных предложений различных конструкций. Редактирование текста.
1 час
14.
Точность речи. Лексические нормы современного русского литературного языка.
1 час
15.
Употребление слов сниженной стилевой окраски
( просторечного или жаргонного).
1 час
16.
Многозначность слова в отношении к точности речи
1 час
17.
Плеоназм, тавтология. Построение предложений.
1 час
18.
Выразительность речи как коммуникативное средство хорошей речи
1 час
19.
Соблюдение речевых норм. Анализ сочинений.
1 час
20.
Соблюдение этических норм. Построение сочинения- рассуждения.
1 час
21.
Чистота речи как коммуникативное качество хорошей речи. Иностранные слова, диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, слова-паразиты, канцеляризмы, сленг, арго в аспекте чистоты речи.
1 час
22.
Соблюдение языковых норм. Анализ сочинений.
1 час
23.
Проблема текста. Способы выявления проблем.
1 час
24.
Типы проблем. Философские, социальные, политические проблемы. Анализ текста.
1 час
25.
Типы проблем. Нравственные, экологические, эстетические. Анализ текста. Способы выявления проблемы.
1 час
26.
Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы.
1 час
27.
Комментарий к проблеме. Текстуальный, концептуальный.
1 час
28.
Введение цитат в сочинение. Оформление цитат.
1 час
29.
Авторская позиция в тексте. Способы оформления авторской позиции в сочинении.
1 час
30.
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.
1 час
31.
Композиция сочинения. Виды и формы вступления и заключения.
1 час
32.
Речевое оформление сочинения.
1 час
33.
Написание сочинений- рассуждений по прочитанному тексту.
1 час
34.
Редактирование ученических сочинений. Итоговое занятие
1 час
Библиография
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2003.
Черников И.Н., Петровская С.С, Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.
«Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».
«ЕНТ: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».