Подготовка к написанию сжатого изложения Колдовская сила оргаадая (женьшеня)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи по русскому языку

в 9-м классе.

(обучение сжатому изложению)

Урок рассчитан на 30 минут

Тема урока: «Обучение сжатому изложению по рассказу Монгуша Кенин-Лопсана Бораховича «Колдовская сила оргаадая»

Тип урока: урок развития речи.

Основные дидактические цели урока.

  1. Основная образовательная:

- способствовать формированию представления обучающихся о способах сжатия исходного текста,

- способствовать формированию умений обучающихся формулировать основную мысль текста, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста, писать сжатое изложение.



  1. Воспитательная:

- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся на уроке,

- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности,

- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, к традиционной культуре,

- создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков самоконтроля,

- обеспечить условия для воспитания любви к природе родного края.



  1. Развивающая:

- способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы,

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Формы и методы работы на уроке.

  1. Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная; сочетание этих форм.

  2. Методы:

- речевая деятельность: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо;

- метод монологического изложения;

- метод эвристической беседы (эвристический метод);

- метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

- работа с текстом и презентацией;

- словарно-лексическая работа.

Оснащение занятия.

  1. Учебно-методическое: учебник, таблица-алгоритм.

  2. ЭОР: презентация.

  3. ТСО: компьютер, проектор.

Краткая технологическая карта урока.

Этап урока

Время проведения

Формы и методы работы

Оснащение

1

Организационный момент

1 мин

Фронтальная

2

Актуализация знаний учащихся

3мин

Фронтальная форма.

ЭОР: презентация, фонограмма песни «Бай-Тайга».

ТСО: компьютер, проектор

3

Усвоение новых знаний

15

мин

Методы:

- речевая деятельность: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо;

- метод монологического изложения;

- метод эвристической беседы (эвристический метод);

- метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

- работа с учебником;

- словарно-лексическая работа.

Формы:

фронтальная, индивидуальная; сочетание этих форм

Учебно-методическое: учебник, таблица-алгоритм.

ЭОР: презентация.

ТСО: компьютер, проектор

Физкультминутка

5 мин.

Фронтальная

ЭОР: презентация.

ТСО: компьютер, проектор

4

Подведение итогов урока

5 мин

Фронтальная.

ЭОР: презентация.

ТСО: компьютер, проектор

5

Информация о домашнем задании

1 мин

Фронтальная

ЭОР: презентация.

ТСО: компьютер, проектор




Ход проведения урока.

  1. Организационный момент.

  1. Предварительная организация класса (проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания).

  2. Готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, состояние классной доски, мел, освещение и т.д.

  3. Психологический настрой учащихся.



  1. Актуализация знаний учащихся.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес).

Учитель:

Посмотрите вокруг: вас окружают друзья. Посмотрите на слайд: перед вами изображение леса и рюкзак. *(Презентация слайд 1- проецируются иллюстрация леса и рюкзак.)

Как вы уже догадались, у нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Все помнят, что прилагательное классная пишется с удвоенной -сс-. Прежде чем перейти к теме урока посмотрите на экран. *(Слайд 2- проецируются изображение женьшеня)

- Известен ли вам данный цветок?

- Как он называется? Где он растет? (Ответы учащихся.)

*(Слайды 3-4)

Женьшень является одним из самых популярных лекарственных растений, повсеместно используемых в традиционной и современной медицине. В мире насчитывается 11 видов женьшеня, произрастающих преимущественно в Азии и Северной Америки. На территории России встречаются дикие виды. Женьшень обыкновенный сейчас занесен в красную книгу.

Женьшень является многолетним растением, в благоприятных условиях он может прожить более века. Растение любит темные и теплые места. Цветет растение ближе к середине лета, а плоды дает лишь в середине сентября. Размножается семенным способом. Для того чтобы взойти, семенам нужно от 1 года до 3 лет.

О колдовской силе женьшеня сочинили множество легенд и историй. Одну из таких историй записал со слов Сата Сотпа Ойдуевича Монгуш Кенин-Лопсан Борахович, доктор исторических наук, народный писатель Республики Тыва, пожизненный Президент тувинских шаманов, обладатель почетного звания американского Фонда шаманских исследований "Живое сокровище шаманизма", действительный член Нью-Йоркской Академии наук. (Слайд 5)

III. Усвоение новых знаний.

a. Вводная беседа.

Учитель:

Итак, на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту Монгуша Кенина-Лопсана «Колдовская сила оргаадая».

(Сообщить тему и цели урока) (Слайд 6).

- Как вы понимаете термин «сжатое изложение»? (ответы учащихся).

- Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

- Какие же кратко, а какие - подробно? (ответы учащихся).

Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

б. Работа с текстом.

  1. прослушивание текста Монгуша К.-Л. « Колдовская сила оргаадая» (выразительное чтение текста учителем или хорошо читающим учеником)

(текст на карточках у каждого учащегося)

Колдовская сила оргаадая

Корень женьшеня можно найти только ночью, так говорят. Когда ночью человек найдет место, где растет оргаадай, он должен оставить здесь либо плоский камень, либо какое-то дерево, и сразу же уйти отсюда.

Лишь с восходом солнца нужно вернуться на это место, и по оставленной ночью примете узнав его, выкопать корень женьшеня, так говорят. Положено выкапывать оргаадай только в одиночку. Выкапывая землю, надо тихо произносить имя близкого человека, которому суждено стать жертвой. После того, как будет выкопан оргаадай, способный вызвать молнию, тот близкий человек, чье имя было названа тихим голосом, умрет, так говорят. Жизнь того, кто заболел от гнева оргаадай, спасет только шаман небесного происхождения, так говорят. (105 слов) (Слайд 7)

  1. осмысление текста.

Беседа:

- Понравилась ли вам легенда?

- Докажите, что данный отрывок является текстом?

(учащиеся называют признаки текста, затем на экране появляются признаки текста в виде плана. Текст - это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Важнейшие признаки текста: стилевое и смысловое единство, членимость, завершенность, связность и логическая связь частей).

*(презентация слайд 8 - Докажите, что это текст)

Учитель:

- Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

Чтобы больше узнать об этом чудесном цветке, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в лес. Чтобы добраться до загадочного цветка, мы используем маршрутную карту. (Слайды 9).

Прежде чем отправиться в этот опасный и сложный путь, в котором нам предстоит научиться писать сжатое изложение, найти женьшень, мы должны выстроить план наших действий. (Памятки у каждого учащегося)

«План действий» или памятка №1 (Слайд 10 )

1. Внимательно прослушайте или прочитайте текст.
2. Определите тему (о ком, о чём говорится в тексте?) и запишите её.
3. Вспомните и запишите ключевые слова темы.
4. Определите и сформулируйте основную мысль (для чего создан текст?)
5. Сохраняйте тип речи (в повествовании - начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании - предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
6. Выделите микротемы и составьте план.

7. Отметьте существенное в каждой части.

8. Определите способ сокращения.
9. Напишите черновой вариант изложения. Проверьте написанное изложение.
- нет ли у вас грамматических ошибок,
- не нарушена ли связь слов,
- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей.
Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Учитель:

- Вам предстоит создать текст изложения этой легенды. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Конечно же, основной момент при написании сжатого изложения - это умение его сжать. Поэтому мы с вами должны определить, что положить в рюкзак? Что нам может пригодиться в пути? Что нам поможет справиться с задачей? Какие приемы сжатия вы знаете? (обобщение, исключение, упрощение).(Слайд 11)

Способы сжатия текста

  1. На уровне содержания:


  • Разделение информации на главную и второстепенную - исключение подробностей, деталей

  • Свертывание исходной информации - обобщение единичных явлений

  • Сочетание исключения и обобщения


  1. На уровне языка:

А) Слияние нескольких предложений в одно

Б) Исключение

  • повторов,

  • фрагментов предложений,

  • одного или нескольких синонимов

В) Замена

  • простого предложения второстепенным членом предложения

  • части предложения местоимением

  • однородных членов обобщающим словом

  • фрагмента предложения синонимом

  • сложного предложения простым

  • прямой речи обычным предложением (Слайд12)

- О чем эта легенда?*(презентация слайд 13- Какова тема…)

Учитель:

- Какой урок можно извлечь из данного текста? (ответы учащихся)

4) словарно-лексическая работа.

*(презентация слайд 14 - Какое слово…)

Женьшень - оргаадай.

Колдовская - магическая, таинственная, имеющая целью воздействовать на людей, исцелять их или наводить болезни, беды.

Плоский - ровный, с прямой и гладкой поверхностью.

Жертва - приносимый в дар божеству предмет или живое существо.

Молния - мгновенный искровой разряд в воздухе скопившегося атмосферного электричества.

Шаман - служитель культа (у народов, сохранивших веру в духов и в возможность ритуального общения с ними).

- Какое слово в этом тексте является ключевым? (уч-ся отвечают: корень женьшеня).

- Подберите синонимы к словам колдовская сила (страшная сила, целебная сила).

Учитель:

- Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

- Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

- Что мы составили для рассказа? (План. 1. Место, где растет женьшень. 2.Выкапывание растения. 3.Страшная цена. 4. Гнев оргаадая.)

(слайд 15)

Ребята, вы усердно готовились к путешествию. Наверное, вы устали. Давайте отдохнем, сделаем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

Чтобы лучше вам шагать,

Сделайте зарядку:

Помашите топором,

Ноги в стороны поставьте,

Вниз и вверх взмахни руками.

Итак, мы в лесу в начале пути. Мы вооружены знаниями и готовы их применить.

Первое препятствие - речка. (слайд 16)

Подготовка к написанию сжатого изложения Колдовская сила оргаадая (женьшеня)

Чтобы перейти ее, нужно применить один из приемов сжатия - исключение. Разделимся на 3 группы, каждая из которой должна преодолеть препятствие. Используйте памятку №2. (Команды показывают, что именно они исключили из текста)

Учитель:

- Прочитайте текст. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

Почему мы исключили слова «так говорят»? Скажите, почему именно этот прием сжатия здесь уместен? (ответ учащихся: вводные слова. Их исключение не мешает пониманию текста. Например: Говорят, корень женьшеня можно найти только ночью. Также можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2-го абзаца, которое мы объединили в одну часть: Лишь на рассвете нужно вернуться на отмеченное место и выкопать корень женьшеня. В 6 предложении можно убрать повторяющуюся информацию: После того, как будет выкопан оргаадай, способный вызвать молнию, названная жертва умрет).

Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения.

(Слайд 17)

Корень женьшеня можно найти только ночью, так говорят

Говорят, корень женьшеня можно найти только ночью.

Лишь с восходом солнца нужно вернуться на это место, и по оставленной ночью примете узнав его, выкопать корень женьшеня, так говорят.

Лишь на рассвете нужно вернуться на отмеченное место и выкопать корень женьшеня

После того, как будет выкопан оргаадай, способный вызвать молнию, тот близкий человек, чье имя было названа тихим голосом, умрет, так говорят.

После того, как будет выкопан оргаадай, способный вызвать молнию, названная жертва умрет.

Вы успешно справились с первым препятствием. Мы пришли на место. Нам нужно разбить лагерь. (слайд 18)

Подготовка к написанию сжатого изложения Колдовская сила оргаадая (женьшеня)

Это второе задание. Для выполнения этого задания применим второй прием - обобщение.

- Как вы думаете, следует ли оставить 2 предложение 1-го абзаца полным или его можно упростить?

- Верно, его можно сделать короче.

(например: когда ночью человек найдет место произрастания женьшеня, он должен отметить его чем-то приметным, и уйти)

*(презентация слайд 19)

- Как вы думаете, важно ли для раскрытия темы 4 предложение? Подумайте.

(учащиеся оставляют его, т.к. оно важно для раскрытия темы). Молодцы, вы справились со вторым заданием.

Когда ночью человек найдет место, где растет оргаадай, он должен оставить здесь либо плоский камень, либо какое-то дерево, и сразу же уйти отсюда.

Когда ночью человек найдет место произрастания женьшеня, он должен отметить его чем-то приметным, и уйти

Наступила ночь, но мы отдыхать не будем, потому что именно ночью надо искать женьшень. Мы отправляемся на поиски. В его поисках нам поможет третий прием - сжатие.

- Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить последнее предложение и предлагают свои варианты:

От гнева оргаадай спасет только шаман небесного происхождения).

(Слайд 20)

Жизнь того, кто заболел от гнева оргаадай, спасет только шаман небесного происхождения, так говорят.

От гнева оргаадай спасет только шаман небесного происхождения

Мы нашли цветок, можно и отдохнуть. (Слайд 21)

Подготовка к написанию сжатого изложения Колдовская сила оргаадая (женьшеня)

Физминутка. Упражнение для глаз.

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты, в стороны (выдох)

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

- Давайте теперь прочтем то, что у нас осталось после сжатия текста. (Команды представляют свои варианты текстов) (Слайд 22)

Говорят, корень женьшеня можно найти только ночью.

Когда ночью человек найдет место произрастания женьшеня, он должен отметить его чем-то приметным, и уйти.

Лишь на рассвете нужно вернуться на отмеченное место и выкопать корень женьшеня. Положено выкапывать оргаадай только в одиночку.

Выкапывая землю, надо тихо произносить имя близкого человека, которому суждено стать жертвой. После того, как будет выкопан оргаадай, способный вызвать молнию, названная жертва умрет.

От гнева оргаадая спасет только шаман небесного происхождения.(72 слова)

- А теперь попробуем пересказать (ученики пересказывают текст).

  1. Подведение итогов урока.



  1. Чему мы учились на сегодняшнем уроке?

  2. По какому произведению работали. Кто его автор?

  3. Что вы понимаете под понятием «сжатое изложение»?

  4. Что вы не поняли из материала сегодняшнего урока?

Оцените свою работу. Если вы поняли тему урока, покажите веселый смайлик, если нет - грустный.



  1. Информация о домашнем задании.

*(презентация слайд 23)

1. Вам нужно изложить то, что вы пересказали письменно (учащиеся оформляют сжатое изложение письменно).

*(презентация слайд 24) заканчиваем урок.

Литература:

  1. Баранов М.Т. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М.Шанского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.

  2. Драгоценности Тувы. По итогам специального проекта «Тос эртине». Фотоальбом. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2011. - 112 с.: ил.

  3. Монгуш Кенин-Лопсан. Мифы тувинских шаманов - Тыва хамнарнын торулгалары. Научно-популярное издание. Кызыл: «Новости Тувы», 2002, 544 с.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 1997.



© 2010-2022