Проект урока в 5 классе по литературе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение Бородино. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(Проект урока по теме:

«М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения»)

Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цели урока:

1.Заинтересовать учащихся личностью поэта, представить М.Ю. Лермонтова как живого современника, близкого нам своей искренней любовью к родине и народу;

2.Раскрыть значение событий 1812года для формирования национального самосознания Лермонтова;

3. Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

4.Сравнить художественное произведение и реальное историческое событие;

5. Определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русской армии, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту лермонтовских описаний;

6. Воспитывать чувство гордости за славное историческое прошлое России;

7. Развивать устные речевые навыки, умение анализировать стихотворный текст;

7.Совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения художественных произведений.

Тип урока: изучение нового материала, метод: частично-поисковый

Планируемые результаты:

Предметные:

Читать и находить в тексте слова, позволяющие определить чувства автора, настроение героев;

Рассказывать о героях произведения (их характеры и поступки);

Выразительно читать текст.

Метапредметные:

Определять учебные задачи по анализу художественного текста, выполнять эти задачи в ходе урока;

Анализировать произведение, на основе анализа определять главную мысль, описывать героев произведения, их поступки, характеры, давать речевую характеристику.

Личностные:

Проявлять интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова;

Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять интерес и уважение к другим народам; признавать общепринятые морально-этические нормы.

Межпредметные связи: литература, история, география, изобразительное искусство, музыкальное искусство.

Ресурсы: Учебник «Литература» 5 класс, часть 1, /В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, издательство «Просвещение»; исторические источники, живопись, текст на электронном носителе, ПК, проектор, экран.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя.

Форма организации.

1.Приветствие. Орг.момент.

- Добрый день, ребята!

Прозвенел звонок, начинается урок.

Много интересного узнаете сейчас.

Желаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

2.Мотивация к деятельности.

- Я предлагаю вам небольшое путешествие в Московский Музей-панораму. (слайды: здание Музея-панорамы «Бородинская битва», панорама «Бородино» Ф.А.Рубо.)

-Панорама какого события открылась перед вами?

-Вам что- либо известно о Бородинской битве?

-А знаете ли вы, кто из поэтов и писателей рассказал о Бородинском сражении в литературных произведениях?

(Формулирование темы, цели урока и задач учитель записывает план работы на доске)

- Так о каком историческом событии пойдет речь на уроке? А кто из поэтов первой половины 19 века описал эти события в художественном произведении?

-Запишите тему урока в тетрадь. (учитель записывает тему урока на доске)

-О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (запись на доске плана работы на уроке)

1.Когда произошло Бородинское сражение?

2.Почему историческое событие получило название Бородинская битва?

3.Кто был полководцем русской армии?

4.Какова судьба русского поэта М.Ю.Лермонтова?

4.Почему М.Ю.Лермонтов обратился к теме «Бородинская битва»?

5. Познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». Как М.Ю.Лермонтов описал в стихотворении Бородинский бой, русских солдат, солдат французской армии?

6.В каких произведениях искусства нашло отражение это событие?

презентация «Историческая справка о Бородинской битве»

-Посмотрите презентацию и ответьте на вопросы:

1.Когда произошло Бородинское сражение?

2.Почему получило название Бородинская битва?

3.Кто был полководцем русской армии?

-Интересно вам было узнать о событии, которое в истории названо «Отечественная война»?

- Можно ли гордиться русским народом? Почему?

-Исчерпывающую информацию по исторической справке о Бородинской битве вы получили? Какие источники помогут вам подробнее узнать об этих событиях?

Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова

(на экране презентация)

Краткие сообщения подготовленных детей:

1.Детские годы М.Ю.Лермонтова.

2. О периоде обучения М.Ю.Лермонтова в Московском благородном пансионе, в Московском университете.

3.О ссылке поэта на Кавказ.

4.О гибели поэта на дуэли.

-Мы познакомились с некоторыми эпизодами биографии поэта, в старших классах, конечно, вы познакомитесь с его жизнью и творчеством более подробно.

Подготовка к восприятию текста стихотворения «Бородино»

-«Бородино»- это первое стихотворение М.Ю.Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Оно было откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. В основе этого стихотворения- раннее стихотворение поэта «Поле Бородина». «Бородино», по мнению литературоведов, является открытием в истории русской реалистической поэзии. Вместо торжественных звуков и победных одах Ломоносова, Державина, других поэтов звучит тихий голос бывалого солдата, грустное сознание «невозвратимых утрат и жертв». Впервые в отечественной литературе событие увидено глазами рядового воина.

Работа с учебником (отслеживание текста)

Прослушивание текста стихотворения (читает учитель)

Словарная работа

(презентация)

редут- квадратное земляное укрепление на поле боя

мусью- господин

картечь- артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями

лафет- боевой станок пушки

бивак - стоянка войск под открытым небом

кивер - высокий военный головной убор из твёрдой кожи

булат - оружие из стали особой закалки

улан, драгун - солдаты конных полков

бусурманы - люди другой веры, враги

Работа с учебником, текстом стихотворения.

Размышляем над прочитанным







Работа по группам





1. Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

2.Какой мыслью и какими настроениями пронизано стихотворение?

3.От чьего лица ведется рассказ? Что этим достигается?

4.О чем сожалеет поэт и что его радует?

5.Как вы понимаете строки?

-Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!...

-Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!...

-Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

5.Перечитайте внимательно текст и расскажите:

1 группа - какие картины природы,

2 группа - картины боя

- проходят перед мысленным взором читателя (работа в группах).

6.Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

7. Благодаря каким качествам русского народа победа была за нами?

Выборочное чтение

- Прочитайте строки, в которых звучит горечь и сожаление о погибших в сражении воинах.

- Как интонационно подчеркнуты эти строки?

Групповая работа

(из предложенных вариантов уч-ся выбирают ту формулировку, которая соответствует заданию, отвечает 1 ученик из группы)

Определите, что является темой и идеей этого стихотворения?

1 группа: Вспомните, что такое тема? Выберите из предложенных вариантов ту формулировку, которая относится к стихотворению «Бородино».

2 группа: Вспомните, что такое идея? Выберите из предложенных вариантов ту формулировку, которая относится к стихотворению «Бородино».

Физкультминутка

Слушаем актерское чтение

-Стихотворение построено в форме диалога юноши и воина-ветерана. Как вы объясните, почему этот рассказ был доверен рядовому солдату, ветерану войны? - Кто главный герой этого стихотворения? - Почему Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями? - Какими вы представляете участников разговора? Опишите их внешность, манеру говорить. Что вы можете сказать об их характерах? - Проследите, как меняется тональность речи старого воина от описания отступления до подготовки к бою «..за родину свою». - Какие чувства переживает рассказчик, вспоминая о своем погибшем командире? Как эти чувства передают автор и актер? - Какие чувства старого воина выразил актер в заключительных строках стихотворения?

Выразительное чтение стихотворения (читают строфы по цепочке)

-Сравните чтение ваших товарищей с чтением актера. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение?

Контроль (предложен кроссворд/ в выделенном столбце создается слово, определяющее жанр произведения)

Тест- кроссворд «Баллада»:

-Решив кроссворд, вы узнаете жанр этого произведения.

-А что такое баллада? И почему «Бородино» - баллада? (дети читают определение из книги, делают запись в тетрадь)

Обобщение по стихотворению

- События 1812 года получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве. Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляли и вдохновляют поэтов, писателей, художников, музыкантов.

И сегодня нас волнуют чувства людей, живших 200 лет назад, потому что автор говорит нам о вещах, которые никогда не перестанут волновать человека: о любви к родине, о чувстве товарищества, о верности долгу, об ответственности каждого за судьбу своих потомков. Пока мы будем стремиться быть похожими на героев Бородина, наш народ непобедим.

Рефлексия

-Сегодня на уроке я узнал (а)…

-Научился (лась)…

-Я мог (могла) научиться…

-Самым полезным и интересным для меня было … - В жизни могут знания, полученные на уроке, пригодиться? Где?

Домашнее задание

(комментарий учителя)

1.Вопрос 8 на стр. 155 учебника: подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».

2.Задание на выбор:

1) Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата. План может быть цитатным.

2) Назвать имена художников и картины о Бородинском сражении.

3)Создать рисунок к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».



© 2010-2022