- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытое занятие по подготовке к ГИА «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему. С2»
Открытое занятие по подготовке к ГИА «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему. С2»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плотникова А. . |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Анна Николаевна Плотникова,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»,
г. Каменск-Уральский, Свердловская область.
Формирование универсальных учебных действий как основа реализации ФГОС.
Подготовка к ГИА по русскому языку.
В связи с введением ФГОС второго поколения к выпускнику общеобразовательного учреждения предъявляются особые требования. К концу 9 класса выпускник должен обладать набором универсальных учебных действий (УУД). Эти умения проверяются в процессе прохождения ГИА. Каждый блок экзаменационных заданий проверяет сразу несколько УУД в комплексе, но одним из самых сложных заданий является С2 - написание сочинения на лингвистическую тему. Успешное выполнение этого задания позволяет выпускнику существенно увеличить количество полученных баллов. В данной статье я обобщила опыт своей работы по подготовке к заданию С2 ГИА. Применение данной методики позволило учащимся трех моих 9 классов успешно и без труда справиться с этим заданием и с экзаменом в целом.
1. Блок тем «Лексика»
Цель: формировать навык написания сочинения на лингвистическую тему.
Ход занятия.
-
Вступительное слово учителя.
2. Опрос.
- Что значит лингвистическое сочинение? В чем его особенность?
-Структура сочинения-рассуждения.
-Чем отличается структура лингвистического сочинения от структуры любого сочинения-рассуждения?(схема)
- Что такое тезис?
- Что такое довод?
-Всегда ли будет 2 довода?
-Где мы берем примеры?
- Каким должен быть вывод?
3. Целеполагание.
Сегодня мы увидим, как можно знания , полученные при работе над одним сочинением, применить в другой ситуации. Для того, чтобы перейти к работе, еще раз рассмотрим нашу схему.
Вы видите, что цитаты для сочинений распределены по группам (схема)
Мы будем работать с блоком цитат «Лексика». Работаем с 1 темой блока.
Тест 7
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский
1 этап. Перевод цитаты «с русского на русский». Выделение ключевых слов.
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Составляем полное простое предложение из ключевых слов - это и будет тезисом сочинения (Для любых звуков, красок, образов, мыслей всегда найдется точное выражение)
2 этап. Отбор лингвистического материала.
Поскольку тема по лексике, обратимся к тем лексическим явлениям, с помощью которых мы можем доказать наш тезис.
А теперь попробуем найти в тексте яркие примеры тех лексических явлений, которые мы рассмотрели.
Текстовыделителем обозначаем все лексические явления, которые помогут доказать тезис. Выбираем самые показательные примеры(2). Объясняем их роль в этом тексте. Если не получается, ищем другой.
3 этап. Берем шаблон-заготовку сочинения, начинаем оформлять текст рассуждения.
Шаблон сочинения на лингвистическую тему.
Z Я полностью согласен (-а) со словами К.Г.Паустовского, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратимся к тексту.
Z В предложении _____автор использует (лескическое явление 1)___________, для того, чтобы____________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________.
Z А в предложении ____ употреблен(-о) (лексическое явление2), чтобы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Z Таким образом, работа с текстом убедила меня в правильности слов К.Г.Паустовского.
4 этап. Групповая работа. Каждая группа получает высказывание о языке. Самостоятельно пишем сочинение, опираясь на полученные сегодня знания и умения.
5 этап. Чтение и анализ полученных текстов.
Тексты и цитаты берем из книги «ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов». Под ред. И П.Цыбулько.- М., Национальное образование, 2012.
Работа над другими блоками тем ведется по тому же алгоритму, что и работа над блоком тем «Лексика».