Классный час на тему: Цена ему-жизнь 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цена ему - жизнь.

Цель: показать значение хлеба во время войны и в мирное время.

Задачи:

1. Подобрать и обобщить материал о роли хлеба в жизни русского человека.

2. Развивать умение работать в группах и самостоятельно, делать выводы, находить в своем сообщении главные слова, приобрести навыки по оформлению отчетных материалов и презентаций.

3. Вызвать эмоциональный отклик на услышанную информацию, напомнить о бережном отношении к хлебу.

4. Показать цену военного хлеба, что без хлеба нет жизни на земле, хлеб - всему голова.

Объект исследования: хлеб войны.
Предмет исследования: состав и значение хлеба войны.

Ход урока.

22 июня 1941 года

Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
Стих написан: 1943

- Ребята, что произошло 27 января 1944 года? (день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады). Во время блокады главной ценностью был хлеб. Каков он, хлеб мира и хлеб войны? Он бывает вкусным и горьким, жарким и честным, холодным и горячим, очень разным… Хлеб - это создание человека, без которого немыслима его жизнь. Сегодня мы с вами воспеваем оду хлебу. Хлеб-воин, хлеб мирной поры. Что - то величественное в этом широчайшем понятии. Хлеб всегда сражается…

- Сейчас о снабжении хлебом во время войны расскажут и покажут презентацию Колобов Семен и Назаров Данил.

1 слайд

Партийные органы называли вопрос снабжения хлебом "политическим". Дело в том, что наличие либо отсутствие в магазинах хлебобулочных изделий являлось для граждан своеобразным показателем ситуации в стране. Перебои с поставками хлеба начались уже в конце июля 1941 г. Это сразу же повлияло на настроения населения, началась паника, некоторые рабочие даже отказывались выходить на работу.

2 слайд

В 30-е годы в СССР продовольствие никогда не было в избытке, как впрочем, и в другие времена, а с началом Великой Отечественной войны ситуация стала еще более ухудшаться. Поэтому постепенно была введена карточная система распределения.

На председателей исполкомов райсоветов возлагалась задача "разъяснить трудящимся значение карточной системы для организации бесперебойного снабжения населения".

3 слайд

Из продуктов питания карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, масло, мясо, рыбу, кондитерские изделия; а из промтоваров - на мыло, обувь, ткани, швейные, трикотажные и чулочно-носочные товары. Нормы снабжения устанавливались в зависимости от характера и важности выполняемой работы. Но были и исключения. Попав в категорию "ударников" и "стахановцев", можно было получить дополнительные талоны. Их также получали рабочие горячих цехов, доноры, больные и беременные женщины.

В Ленинграде каждый день гремели взрывы и полыхали пожары, выли сирены воздушной тревоги. При утере карточек районные бюро должны были выдавать новые. Но "мода" на потерянные карточки стала расти, как снежный ком. "Спасаясь от обстрела, утерял", "Карточки остались в квартире, а дом разрушен", "Украли в суматохе"- это причины, которые указывали граждане в заявлениях. В итоге государство повторную выдачу карточек запретило.

4 слайд

1 сентября постановлением правительства карточная система распределения продуктов была введена повсеместно. Правда, пока это касалось только хлеба, сахара и кондитерских изделий. Нормы и карточки на другие товары появились позднее. Все население делилось на две категории. В 1-ю вошли рабочие военной, нефтяной, металлургической, машиностроительной, химической промышленности, работники электростанций, железнодорожного и морского транспорта и др. Во 2-ю группу - рабочие и ИТР, служащие других отраслей промышленности и все остальные, не вошедшие в первую категорию. Им были установлены следующие дневные нормы отпуска хлеба и сахара: в среднем - с 800 до 600 граммов для 1-й категории граждан.


5 слайд


Несмотря на все принятые меры, избежать голода не удалось. Он, конечно, не везде имел трагические черты блокадного Ленинграда, но все же ощущался как в крупных городах, так и в сельской местности. В первую очередь люди недополучали хлеба, что усугублялось нехваткой и других продуктов. Постоянная нехватка продовольствия заставила горожан "по совместительству" стать крестьянами. Все газоны и клумбы возле домов весной 1942 г. были засеяны картошкой и капустой. Кто не успел захватить участок в городе, получал официально или занимал сам плантации в пригородах. Можно было также арендовать землю у граничащих с городом колхозов. Некоторые граждане нанимались в колхозы на сезонную работу за хлеб. В общем, выживали, как могли. Всё это, конечно, не могло не сказаться на здоровье людей…

6 слайд

Наиболее голодными в СССР стали 1944-1946 гг. Это потом в художественных фильмах и литературе весну победного 45-го года будут изображать оптимистическим и счастливым временем.

- Спасибо, ребята. Много песен, стихов, рассказов посвящено хлебу. Настя Гусевская прочтет нам стихотворение Владимира Лившица « Баллада о черством куске», в которой говорится, как самоотверженно люди, преодолевая все тяготы войны, везли продукты, не щадили себя.

По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.
Леденистый брезент прикрывал ее кузов -
Драгоценные тонны замечательных грузов.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло, вез консервы и водку,
И махорку он вез, проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему, что водителя нету,
Что забрел грузовик на другую планету.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам
Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука,- плавно, медленно, сыто...

- Стоп! - сказал лейтенант.- Погодите, водитель.
Я,- сказал лейтенант,- здешний все-таки житель.
И шофер осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.
И вошел. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки... Бледные губки...
Старичок семилетний в потрепанной шубке...

- Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана!..
- И достал лейтенант свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка,-
И шагнул он туда, где дымила «буржуйка».

Там - поверх одеяла - распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку: -
Приезжай! - закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито.
Он летел, как мука,- плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже многие версты
Освещали ракеты неба черного купол
Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему подложила.
Потому что была настоящей женою.
Потому что ждала. Потому что любила

Грузовик по местам проносился горбатым
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому что солдатом он был настоящим
1942

Хлеб - мерило жизни. Он помог выстоять и выжить нашим соотечественникам в Великую Отечественную войну. Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием и сухарями.

Давайте посмотрим видеофильм о хлебе. Как хлеб пекли во время войны, из чего его делали? (просмотр видео)

Из просмотренного фильма мы увидели, что хлеб был разный, но такой вкусный, желанный, потому что это была жизнь.

- Давайте, ребята, мы с вами разобьемся на группы, каждой группе дано задание, в котором мы рассмотрим разные виды хлеба. Ответьте на вопросы, и представитель от группы выступит с ответами.

О сухарях.
В военное время были только черные сухари - белые были, но в виде исключения. Для блокадного Ленинграда на одном из вологодских хлебозаводов были изобретены специальные «мясные сухари», но делать их стали только для фронта. Суточный паек сухарей у солдат разных дивизий был от 200 гр. Некоторые не получали паек неделями.

1.О каком хлебе говорится в вашем тексте? ( о сухарях)

2.Где изготавливались «мясные сухари»? (на Вологодском хлебозаводе)

3.Каков суточный паек сухарей у солдат? (200 гр)

Тыловой
Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт «рабочего хлеба», который специальными приказами доводился до руководителей предприятий общепита.
В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.

1. Назовите название вашего хлеба. (тыловой)

2.Каково название рецепта этого хлеба? ( рецепт «рабочего хлеба»)

3.Что добавляли в тыловой хлеб? (картофель)


Фронтовой хлеб
В 1941 г. неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные (в основном они устанавливались в грунте) хлебопекарные печи. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.
Ветераны московских сражений рассказывали, как в овраге старшина раздавал солдатам горячий хлеб, который привез на лодке (вроде саней, только без полозьев), запряженной собаками. Старшина торопился, над оврагом низко проносились зеленые, синие, фиолетовые трассирующие ракеты. Неподалеку рвались мины. Солдаты, на «скорую руку» покушав хлеба и запив его чаем, приготовились к повторному наступлению...

1.Как называется ваш хлеб? (фронтовой)

2.Где устанавливались земляные хлебопекарни? (в грунте)

3.Какой хлеб выпекался в этих пекарнях? (формовой и подовый)

«Сталинградский»
Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному.
Приготовление хлеба из обойной муки с примесью ячменной существенных изменений технологического процесса не требовало. Тесто с добавлением ячменной муки получалось более плотным и дольше выпекалось.

1.О каком хлебе говорится в вашем тексте? ( сталинградский)

2.Из какой муки получался этот хлеб? (ячменная мука)

3.Сколько процентов этой муки добавлялось в хлеб? ( 30%)

Хлеб оккупированных районов
О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорусские матери страдали сами, но еще больше - видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели - за пределами понимания нынешних поколений.
Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки - все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам вместо хлеба давали по две ложки пшенной каши в день.

1.О каком хлебе говорится в вашем тексте? (оккупированных районов)

2.Чем жили, что ели на оккупированных территориях? (Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки - все шло в дело).

3.Чем кормили раненых вместо хлеба? (по две ложки пшенной каши в день).


Хлеб концлагерей
Из воспоминаний бывшего участника антифашистского Сопротивления, инвалида I группы Д.И. Иванищева: « Уж мы-то, заключенные концлагерей, знаем цену хлеба и преклоняемся перед ним. Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных хлеб по особому рецепту. Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».
Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы - 40%, отруби - 30%, древесные опилки - 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы - 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».

1.Как называется ваш хлеб? (хлеб концлагерей)

2.Как назывался хлеб, выпекаемый «только для русских»? («остен-брот»)

3.Назовите состав этого хлеба. (отжимки сахарной свеклы - 40%, отруби - 30%, древесные опилки - 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы - 10%)

Блокадный хлеб
В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни».
А.Н. Юхневич - старейшая работница ленинградского хлебозавода делится составом блокадных буханок: 10-12% - это мука ржаная обойная, остальное - жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г - дневная норма святого черного блокадного хлеба.

1.Как называется ваш хлеб? (блокадный хлеб)

2.Когда немецко-фашистские захватчики взяли многомиллионный город в кольцо блокады? (В июле-сентябре 1941 г.)

3.Назовите состав блокадных буханок. (10-12% - это мука ржаная обойная, остальное - жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г - дневная норма святого черного блокадного хлеба).

Хлеб войны… Хлеб солдатского поля… Это особый хлеб, хлеб, впитавший кровь защитников легендарного города на земле России. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Когда вы берете в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нем заключен.

О тяжелых военных и послевоенных годах очень много написано произведений. Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу Юрия Яковлева «Цветок хлеба».

Анализ произведения:

1. Кто главный герой рассказа?

2. Опишите мальчика.

3. Расскажите, когда Коля во время войны наелся хлеба вдосталь?

4. Почему мальчик не почувствовал хлебного вкуса во всходах пшеницы?

5. На что были похожи коржи хлеба, которые испекла бабушка?

6. Зачитайте отрывок, где Коля ел корж.

7.Сравните с тем эпизодом, когда Коля наелся хлеба во время войны.

8.Кому бабушка велела отнести корж?

9.Почему дедушка вернул корж?

10.Куда спрятал Коля корж и почему?

11. Почему рассказ называется «Цветок хлеба»?

Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может. Меняются времена и представления о началах. Но началом всех начал был и остается Хлеб! Берегите его!

Ведь ничего дороже нет на свете,

Чем теплый хлеб, лежащий на столе!

- А сейчас, ребята, возьмите листочки желтого цвета и продолжите фразу (одним словом) :

Хлеб - это…

Из листочков на доске складываем колосок пшеницы, читаем высказывания ребят, что такое хлеб.

© 2010-2022