- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Лингвостилистический анализ стихотворения В. Ходасевича Вечер
Лингвостилистический анализ стихотворения В. Ходасевича Вечер
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ярушина Н.Н. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Лингвостилистический анализ стихотворения В.Ходасевича «Вечер».
Вечер
Под ногами скользь и хруст.
Ветер дунул, снег пошел.
Боже мой, какая грусть!
Господи, какая боль!
Тяжек Твой подлунный мир,
Да и Ты немилосерд,
И к чему такая ширь,
Если есть на свете смерть?
И никто не объяснит,
Отчего на склоне лет
Хочется еще бродить,
Верить, коченеть и петь.
«Вечер» - это лирическое стихотворение, т.к. в центре - образ лирического героя, его чувства и переживания, субъективная картина мира. Жанр данного стихотворения - элегия, т.к. оно проникнуто грустью. Тема стихотворения - вечная тема жизни и смерти; лирический герой размышляет об отношениях между человеком и Богом, смысле бытия и назначении человека.
Тяжек Твой подлунный мир,
Да и Ты немилосерд,
И к чему такая ширь,
Если есть на свете смерть?
Идея: человеческая жизнь скоротечна, она полна боли и страданий, так зачем же жить? Но человек может чувствовать, размышлять, искать правду и красоту. И это его жизнь. Не думая о смерти, человек преодолевает ее, находя в себе силы жить, он отрицает смерть, поэтому смысл человеческой жизни - сама жизнь.
Хочется еще бродить,
Верить, коченеть и петь.
В стихотворении просматриваются две эмоциональные тональности:
-
Душевная боль, уныние, отчаяние, грусть: скользь, хруст, ветер, снег, грусть, боль, тяжек, немилосерд, смерть, на склоне лет;
3Жизнеутверждение: ширь, хочется еще бродить, верить, коченеть и петь. Эмоциональная тональность изменяется следующим образом:
1
2
В ряду фонетических особенностей данного поэтического текста следует отметить ассонансы и аллитерации. Так, в строках Боже мой какая грусть! Господи, какая боль! Наблюдается ассонанс на «о», который усиливает болевой эффект стихотворения. Ассонанс на «е» в строке Если есть на свете смерть подчеркивает ощущение безысходности, уныние, сдавленную боль лирического героя. Но в строке Верить, коченеть и петь этот же звук как бы разрывает страх, расширяет пространство, своей полетностью открывает перспективу жизни.
Самой яркой является аллитерация на «с» в первом катрене, которая создает ощущение холода зыбкости, усиливается настроение опасности, чувство одиночества и тоски.
На протяжении всего стихотворения звучит (т); приглушенный и несколько категоричный, он подчеркивает состояние глубокой задумчивости лирического героя, сосредоточенности на размышле- ниях о жизни и смерти: хруст, ветер, грусть, тяжек, твой, ты, немилосерд, такая есть, на свете, смерть, никто, не объяснит, лет, бродить, верить, коченеть, петь.
Лексические средства художественной выразительности - тропы - немногочисленны и пред-ставлены только эпитетами Тяжек Твой подлунный мир,/ Да и Ты немилосерд, которые помо -гают автору передать боль лирического героя, как бы укоряющего Бога за те страдания, кото- рыми наполнена человеческая жизнь.
В стихотворении Ходасевича также используются синонимы мир - ширь - свет, Боже - Господи, грусть - боль, с помощью которых автор передает разные оттенки внутреннего состояния, мироощущения лирического героя. Антонимы коченеть - петь называют различные состояния души человека, подчерки -вают, что в жизни есть место всему и в этом ее сила и величие.
Следует отметить индивидуально-авторский неологизм скользь, который является ярким средством художественной выразительности: опредмечивая действие (скользить), усиливает ощущение безысходности и невозможности что-то изменить в жизни (скольжение к смерти постоянно, вечно, ужасно).
Анализируя морфологические и синтаксические особенности стихотворения «Вечер», отмечаем, что в первых двух катренах преобладают существительные (15 сущ.- 3 глагола), которые опредмечивают художественную картину, делают философские размышления лирического героя зримыми. Причем, преобладают отвлеченные существительные, с помощью которых автор передает внутреннее состояние лирического героя, обозначает тему стихотворения.
В третьем четверостишии появляются глаголы (5 глаголов - 2 сущ.). отражающие смену настроения лирического героя: задумчивость, отчаяние - желание жить. Глаголы придают размышлениям лирического героя динамизм. Все глаголы употреблены в форме несовершенного вида, что помогает автору нарисовать перспективу жизни, подчеркивает мысль о том, что жизнь продолжается и на склоне лет есть мечты, желания, печали, радости.
Для стихотворения характерны короткие, лаконичные предложения, в том числе односоставные назывные (Под ногами скользь и хруст. Боже мой, какая грусть!), которые используются поэтом для описания внутреннего мира лирического героя, обозначение его чувств.
В тексте встречается два восклицательных предложения. Восклицательная интонация, эмоциональная окрашенность предложений Боже мой, какая грусть!/ Господи, какая боль! усиливает болевой эффект размышлений лирического героя о жизни и смерти. Интересен и богат поэтический синтаксис данного стихотворения. Риторический вопрос И к чему такая ширь,/ Если есть на свете смерть? усиливает мотив безысходности и отчаяния. Инверсия Тяжек Твой подлунный мир; Если есть на свете смерть логически выделяют переставленные слова тяжек и смерть, акцентируют на них читательское внимание. Параллелизм предложений Боже мой, какая грусть!/ Господи, какая боль! делает их эмоциональным центром стихотворения. Параллелизм частей сложного предложения Ветер дунул, снег пошел как бы нагнетает ощущение холода, одиночества, невозможности изменить ход времени. Множественность однородных членов в последнем катрене Хочется еще бродить, Верить, коченеть и петь позволяет автору показать многогранность жизни; градация, завершение строки глаголом петь подчеркивает оптимистичное настроение лирического героя, задает жизнеутверждающий тон.