Урок по теме Бессоюзное сложное предложение 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

А.С.Пушкин.

Бессоюзное сложное предложение

Цели:

Образовательные:

обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

совершенствование умения находить БСП в тексте

Развивающие:

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

развитие умения аргументировать, доказывать;

развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Воспитательные:

формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

активизирование познавательной деятельности учащихся;

обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Методы: диалогический, коллективный, самостоятельный.

Тип: комбинированный

Оборудование: компьютер, учебник, карточки.

Ход урока

1. Начало урока. «Разминка».

Цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, который и будет темой урока)

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с пока неизвестной темой урока.

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср.родеед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Ответы учащихся.

Учитель: сформулируйте тему урока.

- Ответы учащихся.

Запись темы в тетрадь: «Бессоюзное сложное предложение»

2. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель и ученик сознательно ставит себе или партнёру задачу, решение которой потребует определённых усилий.

Приём «Цель и цели»

Учитель: сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

1) закрепить знания о …

2) учиться расставлять …

3)уметь использовать….

Учащиеся формулируют цели урока.

-Сообщение целей урока учителем. (обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в БСП)

Задание классу: Выяснить, какие предложения простые, а какие сложные.

Диктант с буквенными обозначениями(1 ученик у доски,остальные на листах контроля)

-Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.(бсп)

-Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.(прост.соднор.)

-Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.(бсп)

-Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.(бсп)

-Живу я в глубине России.(прост)

-Слова у Пришвина цветут, сверкают.(прост.с.однор.)

(Проверка: один учащийся демонстрирует свою запись на доске, находит основы предложений,чертит схемы, класс сверяется)

Повторение

Блиц-опрос:

- Какие предложения называются сложными?

- Какие две группы сложных предложений вы знаете?

- Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются бессоюзными?

-Какие знаки препинания ставятся в бессоюзных предложениях?

Составьте предложения по схеме:

[ ], [ ], [ ].

Повторение темы.

Учитель: Я предлагаю вам карточки с теоретическим и практическим материалом на ваших столах ,отметьте в листках контроля свои ответы, а эксперты будут помогать мне проверить правильность ваших ответов.

(на слайде)

Соберите пословицы, которые представляют собой бессоюзные сложные предложения. Объясните выбранный знак препинания.

  1. Упустишь огонь… 2) Кончил дело… . 3) Совесть потеряешь… . 4) Лес рубят… . 5) Назвался груздем… . 6) Труд человека кормит… . 7) Не сули журавля в небе… . 8) Много будешь знать… . 9) За всё браться… . 10) Что-нибудь иметь не важно… .11)Пашню пашут….12)Волков бояться…

Ответы

  1. не потушишь… . 2) гуляй смело. 3) другой не купишь. 4) щепки летят. 5) полезай в кузов. 6) лень портит. 7) дай синицу в руки. 8) скоро состаришься. 9) ничего не сделать. 10) важно что-нибудь уметь.11)руками не машут.12)в лес не ходить.

Поменяйте местами части бессоюзных сложных предложений и запишите их, расставляя знаки препинания.

  1. Время сеять овес: распустилась береза. 2) Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озерами шел небольшой дождь. 3) Кто-то зажег спичку - мелькнул огонек. 4) Ноги вязли по щиколотку - идти было трудно. 5) Напрямик не пробиться: впереди непроходимое болото.

Вернемся к эпиграфу. Что знаки препинания очень важны, мы не раз убеждаемся.

Перед вами задача.(слайд)

Казнить нельзя помиловать. Машина быстро промчалась по дороге поднимая пыль поскакал табун лошадей.

Кисель там варят из резины

Галоши делают из глины

Кувшины лепят пирожки.

Что произойдет?

4. Применение знаний.

Анализ примеров БСП в произведениях писателей и газетных материалах.

- Вы должны были проанализировать ряд произведений и выяснить, какими знаками препинания чаще пользовался поэт ,писатель . .

В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. В «Энциклопедии юного филолога» я прочитала, что в 11-м веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в 14-м веке появилась запятая , в 15-м веке - точка с запятой, в 16-м веке - точка с запятой, вопросительный знак, в 18-м веке- восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие; тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин (Гарипова Диля)

Проанализировав примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, реже - двоеточием, совсем редко - тире.(Гапоненко С )

Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире». Из этого можно сделать вывод, что современная литература стала более рациональной, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но я с этим не согласна, так как знаки препинания-это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств.

-Ребята, как вы думаете, БСП чаще используются

Итоги урока (рефлексия).

СЛЕПАЯ СХЕМА

- Что мы сегодня вспомнили на уроке?

- Ребята, какова была цель нашего урока? (обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в БСП)

1 Какие сложные предложения называются бессоюзными?

2 От чего зависят смысловые отношения в БСП?

3 Как выражаются смысловые отношения в БСП в устной речи и на письме?

4 Может ли БСП состоять из двух слов ?

5 Назовите все значения БСП ?

6 Когда в БСП ставится запятая и точка с запятой ?

7 Когда в БСП ставится двоеточие ?

8 Когда в БСП ставится тире ?

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:

1. установить смысловые отношения между частями БСП;

2. Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненными или сложноподчиненными.

(слайд )

- Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?

ШПАРГАЛКА

Бессоюзное сложное предложение-

Это два простых совмещения,

Которые без союзов связаны между собой

Интонацией,двоеточием,тире и точкой с запятой.

Потому что,оттого что,что,а именно подставь,

Пояснение услышишь- двоеточие поставь.

И.а,но,так что,как,если,

есть,когда в уме подставь.

И на этом самом месте

Не забудь-тире поставь.



© 2010-2022