Урок по развитию речи Роль средств выразительности в описании природы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Роль средств выразительности речи в описании природы» (учебная ситуация «День за моим окном»)

  1. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех здесь видеть. Сегодня мы постараемся войти в роль писателей и общими усилиями описать день за окном. Но сначала нужно определиться с темой урока, а для этого заслушайте следующие строчки:

Береза под моим окном вся покрыта снегом. На ветках лежит снег. И стоит береза в тишине. И снежинки блестят на солнце. А на заре опять идет снег и он падает на березу..

Это стихотворение или проза? (проза) А когда-то было стихотворение! Кто угадал какое? Кто автор стихотворения? (прочитать стихотворение) Почему стихотворение стало прозой, что из него убрали? (эпитеты, сравнения и олицетв) А как называются эти понятия одним словом? (средства художественной выразительности) В течение урока мы научимся не только определять средства выразительности в тексте и использовать их в создании собственных описаний, но и ответим на главный вопрос урока: какова роль выразительных средств в описании природы. Так и обозначим тему нашего урока. Запишите в тетради число классная работа тема урока.



  1. Но для начала давайте вспомним, что же мы называем эпитетом, сравнением и олицетв. У вас на партах лежат листочки. Вам нужно соотнести понятие и определение.



Эпитет

Изображение неодушевленных предметов как одушевленных

Олицетворение

Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому

Сравнение

Образное определение



  1. «Назови эпитет»

Ребята, сейчас мы поиграем в игру назови эпитет. Я кидаю мяч и называю слово, к которому вам необходимо подобрать эпитет. Затем ученик поймавший мяч и назвавший эпитет кидает мяч любому другому однокласснику, тот в свою очередь тоже должен назвать эпитет. По моему хлопку игра заканчивается и мяч возвращается обратно.

Снег, солнце, небо



  1. «Оживи неживое»

Я читаю предложение. Вам нужно использовать прием олицетворения и оживить неживой предмет, наделить его качествами живого. Например: Деревья в снегу - Деревья укрылись снегом. Запишите получившиеся предложения.

  • На морозе покраснели щеки.

  • Сильно дует ветер.

  • Из-за туч показалось солнце.

  • За окном сильная метель.

  • Из-за мороза на окнах появились узоры.

  1. Подбери сравнение.

В тексте пропущены сравнения. Ваша задача дописать их, придумать.

Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, как…, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпались звезды, словно...

  1. Итак, ребята, мы повторили с вами три вида средств худ выр, а теперь попробуем найти их в тексте. Эпитеты я попрошу вас выделить красным или розовым маркером, сравнения - зеленым, олицетворения - желтым. Это задание особенно важно для нас, поэтому его выполнение будет оцениваться. Но не переживайте, так как урок сегодня необычный, то и оценки будут необычными: только положительными. Я не буду ставить 2, 3, только 5 и 4 по желанию. Обратите внимание на лист оценивания, представленный в виде таблички. На этапе проверки вам необходимо будет зафиксировать в таблице количество правильных найденных вами средств худ выр, а затем посчитать сумму баллов.

Буран

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

... Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!

  1. Теперь мы с вами уже подготовленные, знаем основные средства выразительности, поэтому с легкостью справимся с основным заданием урока. Вам нужно будет объединиться в группы. Каждый из вас получил название объекта природы (зима, солнце, небо, снег, дерево в снегу), которое нужно описать, используя эпитеты, срав и олицетв придуманные, найденные на уроке, можете использовать и свои примеры. Также в помощь вам я нашла подборку эпитетов в электронном словаре , не забывайте подглядывать и туда. Затем когда каждый справится с заданием, вам нужно будет объединить получившиеся заметки каждого в одно небольшое сочинение, название которого «День за моим окном…». Продумайте заранее, кто будет зачитывать получившийся текст.

  2. Какие вы все молодцы! Мне очень понравились ваши словесные картины. Но послушайте еще одно сочинение.

Наступила зима. Над городом нависло небо. Солнце закрыли облака. Деревья стоят в снегу. Снег лежит на машинах, домах - он повсюду.

Чем оно отличается от ваших? Чего в нем не хватает? Так какова же роль средств выразительности? Для чего они нужны? (они придают речи яркость, выразительность, образность, усиливают ее эмоциональное воздействие)

  1. А сейчас я попрошу вас продолжить одно из предложений, представленных на слайде.

  2. Мне очень понравилось с вами работать, ребята! Вы молодцы! Ребята, дома опишите, пожалуйста, вид из окна, так же с использованием средств художественной выразительности по 2 примера на каждый вид. Сочинение на пол-листа.







© 2010-2022