Исследовательская работа по творчеству М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

IV районная научно-практическая конференция

«Все мы родом из детства», посвященная памяти Ю.И. Коваля

МБОУ «Кирбинская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского района РТ


Номинация «Исследовательская работа»

«Интересные факты из жизни М. Ю. Лермонтова»

Работу выполнил:

ученик 8 класса,

Рахматуллин Ильнар

Учитель: Галиева М.М.

2015 год

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………………………………………………… 3

II. Основная часть.

1.Краткая биография поэта……………………………………………………………………………………………..…4

2.Генеалогическое древо Лермонтова………………………………………………………………………………..…4

3. Родители Лермонтова ………………………………………………………………………………………………..…5

4. Неисчерпаемая любовь бабушки к внуку…………………………………………………………………………....5

5. Ранние способности маленького Миши……………………………………………………………………………...6

6. Влияние внешности на характер человека…………………………………………………………………………..6

7. Странная забава поэта……………………………………………………………………………………………….…6

8. Увлечения Лермонтова…………………………………………………………………………………………….……6

9. Любовь и опилки……………………………………………………………………………………………………….…7

10. Взгляд Лермонтова……………………………………………………………………………………………….….. 7

11. Воспоминания курсантов юнкерской школы………………………………………………………………………8

12. Любимый цвет поэта……………………………………………………………………………………………….….8

13. Фатализм Лермонтова…………………………………………………………………………………………………8

14. Подробности дуэли…………………………………………………………………………………………………….9

15. Похороны Лермонтова………………………………………………………………………………………………..9

III. Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 10

Литература и интернетресурсы……………………………………………………………………………………..….10

Введение

Уже не для одного поколения людей, любящих русскую литературу, жизнь М.Ю. Лермонтова представляет интерес. Некоторые ее моменты до сих пор окутаны тайной. А многие события, если и освещаются, то настолько неоднозначно, в нескольких вариантах, что окончательно запутывает читателя. Конечно, в рамках школьной программы биография Лермонтова М.Ю. изучается, однако довольно поверхностно и кратко. Информация о писателе излагается сухо в строгом хронологическом порядке, без малейших отступлений. А так всегда хочется копнуть еще, чтобы узнать детали некоторых событий, их подоплеку, увидеть за маской гения обычного человека с его склонностями и пороками.

В связи с этим тема моей исследовательской работы звучит так: «Интересные факты из жизни М.Ю. Лермонтова».

При работе над темой исследования я поставил перед собою цель: Выяснить, каким человеком был М. Ю. Лермонтов? Изучить биографию М. Ю. Лермонтова, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни.

Мною были сформулированы следующие задачи:

-познакомиться с дополнительным материалом по биографии поэта;

-сделать акцент на своеобразный характер Лермонтова, зародившийся уже в детские годы;

Предметом исследования явились биографические записи М.Ю.Лермонтова.

Актуальность моей темы: М. Ю. Лермонтов - необычный поэт и прозаик, каких только рождала Россия. И эта необычность, загадочность наиболее всего интересна мне и моим сверстникам.

Обоснование выбора темы: Каждый может оценить уникальность творчества этого поэта и писателя, с первых страниц окунувшись в строки его произведений. Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыть смысл его творчества. Моя работа - попытка доказать уникальность этого человека, надолго запомнить его имя и доказать, что его жизнь также интересна, необычна и трагична, как и его произведения. И самое удивительное для меня то, что, чем больше пытаешься познать его жизнь, тем больше для себя загадываешь таинственных загадок и нерешенных вопросов.

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что данные моей работы могут быть использованы на уроках литературы, ИЗО и МХК по теме: «Биография и творчество М.Ю.Лермонтова».

В своём исследовании я использовал материалы научной и художественной литературы, критических статей и монографий о поэте.

Краткая биография поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве. Детские и юные его годы прошли в семье бабушки по матери, Е.А. Арсеньевой, в ее имении Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. В дальнейшем жизнь поэта была снова связана с Москвой, где он учился в благородном пансионе при Московском университете, затем - с Петербургом, во время ученья в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и службы в лейб-гусарском полку. После ссылки поэта в 1837 году за стихи на смерть А.С. Пушкина жизнь М.Ю. Лермонтова связана с Кавказом, с некоторыми перерывами, вплоть до его трагической смерти в 1841 году.

Отец поэта Юрий Петрович Лермонтов считался тульским дворянином и был с 1829 года записан в тульскую родословную книгу вместе с сыном, так как он, Ю.П. Лермонтов, в 1811 году получил в наследство от своего отца Петра Юрьевича Лермонтова имение Кропотовку (Любашевку, или Каменный верх тож) в Ефремовском уезде Тульской губернии. Достоверно известен лишь один случай посещения Кропотовки юным Мишей Лермонтовым в 1827 году, когда он заезжал свидеться с отцом по пути из Тархан в Москву. Другие случаи посещения отцовского имения поэтом хотя и упоминаются в литературе, но достоверных документальных сведений об этом нет.

«Генеалогическое древо Лермонтовых».

Известные представители рода Лермонтовых

  • Юрий Андреевич Лермант (Георг Лермонт- шотландский наёмник).

  • Пётр Юрьевич Лермонт (ум. 1679) - Саранский воевода, сын предыдущего

  • Евтихий (Юрий) Петрович Лермонтов (ум. 1708) - стольник, сын предыдущего

  • Пётр Евтихьевич (Юрьевич) Лермонтов (1698-1743), сын предыдущего

  • Юрий Петрович Лермонтов (1722 - >1778), сын предыдущего, секунд-майор

  • Пётр Юрьевич Лермонтов (1767-1811), сын предыдущего, поручик

  • Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), сын предыдущего, отец поэта

  • Лермонтов, Михаил Юрьевич

  • Лермонтов, Александр Михайлович (1838-1906) - генерал от кавалерии

  • Лермонтова, Юлия Всеволодовна (1846-1919) - первая русская женщина-химик.

Герб рода Лермонтов в России находится в 4-й части "Общего гербовника дворянских родов Российской империи". Зарегистрирован в 1798 году. Герб русских Лермонтовых такой: В щите, имеющем золотое поле, находится черное стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под стропилом черный цветок. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою короною. Намет на щите золотой, подложенный красным; внизу щита девиз: «Sors mea - Jesus» (Судьба моя - Иисус).

Родители М.Ю. Лермонтова

Отец поэта - Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера".

Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Неисчерпаемая любовь бабушки к внуку

Елизавета Алексеевна так любила своего внука, что для него не жалела ничего, ни в чем ему не отказывала. Все ходило кругом да около Миши. Все должны были ему угождать, забавлять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Михаила Юрьевича, и вся дворня, собравшись, потешала его. Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, плясали, пели, играли, кто во что горазд. При каждом появлении нового лица Михаил Юрьевич бежал к Елизавете Алексеевне в смежную комнату и говорил: "Бабушка, вот еще один такой пришел!" - и ребенок делал ему посильное описание. Все, которые рядились и потешали Михаила Юрьевича, на время святок освобождались от урочной работы. Праздники встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю. К Пасхе заготовлялись крашеные яйца в громадном количестве. Начиная со Светлого Воскресения, зал наполнялся девушками, приходившими катать яйца. Михаил Юрьевич все проигрывал, но лишь только удавалось выиграть яйцо, то с большой радостью бежал к Елизавете Алексеевне и кричал:

- Бабушка, я выиграл!

- Ну, слава Богу, - отвечала Елизавета Алексеевна. - Бери корзинку яиц и играй еще.

"Уж так веселились, - рассказывают тархановские старушки, - так играли, что и передать нельзя. Как только она, царство ей небесное, Елизавета Алексеевна-то, шум такой выносила!

А летом опять свои удовольствия. На Троицу и Семик ходили в лес со всем дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех. Поварам работы было - страсть, на всех закуску готовили, всем угощение было".

Ранние способности

В детстве, когда великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму.

… - Какое дитя интересное! - говорили некоторые гости. - Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.

Влияние внешности на характер писателя.

В народе говорят, что маленький рост, как правило, свидетельствует о большой злости человека. К Лермонтову это можно применить в полной мере. Писатель имел малый рост (ниже 170 см), кривые ноги, несоразмерно большую голову и горб. Да еще хромал. Конечно, поэтическая душа не могла чувствовать себя уютно в такой безобразной оболочке. Лермонтов отличался дерзким поведением, злопамятностью, язвительностью, высокомерностью. Он был беспощаден к слабостям других. Современники характеризовали его как человека до последней степени неприятного, отталкивающего, желчного, капризного и испорченного. Наверное, не случайно за 26 лет жизни он успел принять участие в 3 дуэлях, а еще 4-х еле избежал.

Странная забава писателя

Говорят, что Лермонтов любил расстраивать почти состоявшиеся браки. Для этого он притворялся пылким влюбленным, посвящал стихи чужой невесте, осыпал ее цветами, подарками, оказывал другие знаки внимания. Не брезговал Михаил и угрозами покончить с собой, если девушка выйдет за другого. Но как только помолвка расторгалась из-за того, что невеста влюблена в поэта, его пылкость моментально сменялась холодным равнодушием. Иногда он вообще открыто сообщал своей жертве о розыгрыше, смеялся ей в лицо.

Увлечения Лермонтова

Будучи разносторонне талантливым человеком, помимо литературного творчества был хорошим художником и любил математику. Это не шутка. Элементы высшей математики, аналитическая геометрия, начала дифференциального и интегрального исчисления увлекали Лермонтова в течение всей его жизни. Он всегда возил с собой учебник математики французского автора Безу. Кроме того, Мишель был мастер делать из талого снега человеческие фигуры в колоссальном виде, вообще он был одарен способностями к искусствам уже в раннем детстве. Рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины. За что бы Лермонтов ни брался, он все делал «довольно порядочно». Например, играл на многих музыкальных инструментах - флейте, фортепьяно, скрипке. Он и романсы пел - и тоже, как утверждают современники, почти профессионально. В 1827 году, по приезде в Москву, началось еще одно увлечение Лермонтова: русской историей. К античности он был равнодушен. Изучал историю Москвы.

Любовь и опилки.

Астрологи утверждают, что люди, родившиеся под знаком Весов, отличаются хорошими манерами и образцовым вкусом, стремятся везде и во всем соблюдать меру. Лермонтов, родившийся под знаком Весов, видимо, этого не знал. Во всяком случае, чувство меры в еде ему неизменно отказывало. По словам М. Меликова, товарища Лермонтова по Московскому университету, он был «ужасно прожорлив и ел все, что подавалось». Александр Васильчиков, близкий друг поэта, вспоминал: «...когда к обеду подавали блюдо, которое он любил, то он с громким криком и смехом бросался на блюдо, вонзал свою вилку в лучшие куски, опустошал все кушанье и часто оставлял всех нас без обеда». Надо сказать, что поэт был охоч не только до любимых кушаний, но и до еды вообще. Однажды это неумение сдерживать свой аппетит сыграло с ним злую шутку. Рассказывает Екатерина Сушкова:
«...очень посмеивались мы над ним в том, что он не только был неразборчив в пище, но никогда не знал, что ел, телятину или свинину, дичь или барашка; мы говорили, что, пожалуй, он со временем, как Сатурн, будет глотать булыжник. Наши насмешки выводили его из терпения, он спорил с нами почти до слез, стараясь убедить нас в утонченности своего гастрономического вкуса; мы побились об заклад, что уличим его в противном на деле. И в тот же самый день после долгой прогулки верхом велели мы напечь к чаю булочек с опилками! И что же? Мы вернулись домой утомленные, разгоряченные, голодные, с жадностью принялись за чай, а наш-то гастроном Мишель, не поморщась, проглотил одну булочку, принялся за другую и уже придвинул к себе и третью, но Сашенька и я, мы остановили его за руку, показывая в то же время на неудобоваримую для желудка начинку. Тут не на шутку взбесился он, убежал от нас и не только не говорил с нами ни слова, но даже и не показывался несколько дней, притворившись больным».
Возможно, именно после этого случая Лермонтов взял себе за правило обедать только дома, говоря всем, что его желудок не переносит никакой другой пищи, кроме домашней.

Взгляд Лермонтова

Всё в наружности Лермонтова, как писал Тургенев, казалось зловещим и трагическим. Даже смех поэта, громкий и пронзительный, был неприятным и недобрым.

Держась на балах всегда в стороне, он стоял, скрестив на груди руки, и выбирал «жертву». Затем направлял на нее долгий и пронзительный взгляд. «Жертва» обыкновенно приходила сначала в смущение, затем в замешательство и, наконец, обращалась в бегство. Даже мужчины не были в состоянии вынести пристального взгляда его черных как смоль глаз. Один из соучеников вспоминал, что поэт «сидел на лекциях и занятиях всегда отдельно», и что «ядовитость во взгляде Лермонтова была поразительна».

«Один раз он, забавы ради, - вспоминала известная поэтесса Евдокия Ростопчина, - решился заместить богатого жениха, и, когда все считали уже Лермонтова готовым занять его место, родители невесты вдруг получили анонимное письмо, в котором их уговаривали изгнать Лермонтова из своего дома и в котором описывались всякие о нем ужасы. Это письмо написал он сам и затем уже более в этот дом не являлся».
Да, это только в учебниках литературы гении рождаются на свет сразу в виде бронзовых памятников! А в жизни они подчас даже золотухой болеют и бывают некрасивы, напуганы и нелюдимы.

Воспоминания курсантов юнкерской школы о Лермонтове

«Юнкер Лермонтов, чтоб показать ловкость в езде, сел на молодую, еще невыезженную лошадь, которая начала беситься и вертеться около других лошадей, находившихся в манеже. Одна из них ударила Лермонтова в ногу и расшибла ее до кости. Его без чувств вынесли из манежа. Травма была настолько серьезной, что родные начали сомневаться, позволит ли изувеченная нога продолжить военную службу».

«Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания. Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь, по обыкновению, на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций»

Любимый цвет М.Ю. Лермонтова.

.

Любимый цвет у Лермонтова - голубой. Когда девушки и юноши собирались на приём или бал, на которых ожидали появление Михаила Лермонтова, все девушки старались одеваться во всё голубое, чтобы любимец женского пола обратил именно на одну из них внимание.

Гоголь очень верно сказал о нём - «какая-то несчастная звезда». Тень неудачи, предвестницы трагедии, всегда омрачала короткую жизнь Лермонтова. Норовистая лошадь разбила бесшабашному юнкеру ногу, сделав его похожим на хромого лорда Байрона. Он проигрывал во всех играх и состязаниях, даже в катании пасхальных яиц, и лишь неудачное падение ловкого француза Баранта в решающем выпаде спасло раненого поэта на первой дуэли. Перед последней кавказской ссылкой Лермонтов отправился к знаменитой гадалке А.Ф. Кирхгоф, и та сказала: в Петербурге ему вообще не бывать, не бывать и отставки от службы, а что ожидает его другая отставка, «после коей уж ни о чем просить не станешь». На перекрестке кавказских дорог беспечный поручик сам решил погадать, еще раз пошутить с судьбой, подбросил полтинник - куда ему ехать: на службу или еще погулять, заехав на пару дней в Пятигорск. И выпало ему - ехать в Пятигорск. Там и убил его на дуэли отставной кавалерист Мартынов, старый приятель, который, как выяснилось, был никудышным стрелком, перед этим всего только три раза стрелявшим из пистолета.

Фатализм М.Ю. Лермонтова

Одним из самых интересных фактов является его фатализм. Разного рода знаки и предсказания не могли не вызывать его интереса. Вся жизнь поэта была окутана трагическими совпадениями: самоубийство деда прямо за новогодним столом, изгнание из дома отца, скорая смерть матери…и даже акушерка, принимавшая роды у его матери, предсказала, что ребенок умрет не своей смертью. Михаил Лермонтов зачастую обращался гадалкам и часто получал намеки на нависшую над ним угрозу. Незадолго до гибели поэту предсказали, что его ждет уже не отставка от службы, а совсем другая отставка. Вероятно, и сам поэт, придавая знакам слишком большое значение, самостоятельно приближал свой конец, постоянно испытывал судьбу.

Подробности дуэли.

Уже полтора столетия живет легенда о том, что поединок был неправильным. На вечере у жены генерала Верзилина Лермонтов в очередной раз пошутил над Мартыновым. Тому было не привыкать, и он бы смолчал, если бы это не произошло в присутствии дам. Мартынов сказал об этом поэту на улице ровным, спокойным голосом. Он попросил впредь этого не повторять, а иначе найдет способ заставить Михаила замолчать. Лермонтов только посмеялся и забыл об этом конфликте. Но вскоре к нему прибыли секунданты от Мартынова. Стрелялись, как и положено, с 30 шагов. Однако, согласно общепринятым правилам, дуэль была абсолютно неправомочна. Нарушил правила Лермонтов. Первый выстрел был за ним, и он произвел его в небо, то есть еще раз оскорбил своего противника. Если он не хотел убивать, то должен был целиться выше головы Мартынова. Ну а тот выстрелил прямо в поэта. Смерть наступила в результате серьезного ранения и большой потери крови через несколько минут.

Похороны Лермонтова

Михаил Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее гроб с телом М.Ю. Лермонтова был перевезён в село Тарханы и 23.4(5.5). В 1842 году погребён в семейном склепе Арсеньевых. В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: "15 июня, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: «Туда ему и дорога».

Когда-то, в ранней юности, Лермонтов написал странные стихи:

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбывалось: тело его было предано земле без молитв. Да и место первоначального захоронения, как и место рокового поединка, осталось безвестным: при перенесении праха поэта в Тарханы могила была разрыта, а могильный камень, простой и узкий, положен рядом.

«Как рано он умер!- говорил Толстой уже на исходе собственной жизни.- Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имеющий. Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Заключение.

Несмотря на очень короткую жизнь, Михаил Лермонтов оставил потомкам немало замечательных произведений, составивших золотой фонд отечественной литературной классики. Они многократно издавались в нашей стране и переведены на многие иностранные языки. «Герой нашего времени» остается популярен во все времена, а стихи Лермонтова с детства знакомы, практически, каждому. Написанная Лермонтовым в 1835 году драма «Маскарад», роман «Герой нашего времени», поэма «Ашик-Кериб» были экранизированы, а также входили и продолжают входить в репертуар многих театров.


Литература и интернет-ресурсы:

  1. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.- М.: «Современник», 1987.

  2. Владимир Лермонтов - официальная страница писателя: vlermontov.ru

  3. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэмы, «Маскарад». «Дрофа». Москва. 2002.

  4. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981.

  5. Род Лермонтовых. htth://lermontov. N.M.ru

  6. Сборник "М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современ-

ников", изд. "Худож. литература", 1964. (стр. 249-250)

  1. dugward.ru. Lermotov.

  2. biografiya-ru.narod2.

  3. П.А. Вырыпаев. «Лермонтов. Новые материалы к биографии ».



© 2010-2022