Авторская разработка внеклассного мероприятия на тему: «Святой Сергий – Строитель Духовной Культуры России» (Н. Рерих)

Мероприятие позволяет реализовать следующие цели:                                                                                                                  познакомить учащихся с жизнью  преподобного Сергия Радонежского; рассказать о роли Преподобного Сергия Радонежского в становлении российской государственности, национального единства, патриотизма и духовности российского народа Актуальность:  В последние десятилетия наше общество, теряющее нравственные ценности, испытывает огромную пот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок на тему: «Святой Сергий - Строитель Духовной Культуры России» (Н.Рерих)

Урок подготовлен и проведён

учителем МБОУ Спасской СОШ

Куланхиной Е.А.


Актуальность: В последние десятилетия наше общество, теряющее нравственные ценности, испытывает огромную потребность в духовном возрождении. Что может спасти людей от падения в бездну скепсиса, цинизма, аморальности? Для современной молодёжи особенно важно найти в жизни идеал, пример для подражания. Нужны примеры тех, чья жизнь - подвиг, подвиг во имя своего народа, своей Родины, во имя любви. Одним из таких примеров служит преподобный Сергий Радонежский

Цель:

Образовательная :познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского;

рассказать о роли Преподобного Сергия Радонежского в становлении российской государственности, национального единства, патриотизма и духовности российского народа

Воспитательная: способствовать нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения через анализ фактов из жизни святого.

Развивающая: организовать работу учащихся по развитию критического мышления, используя работу с историческими источниками.

Планируемые результаты:

Личностные УУД : формирование нравственных и патриотических качеств учащихся

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, рефлексия результатов деятельности, выведение следствий, синтез информации, самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные УДД: умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД : умение прогнозировать результат своей работы, умение выстраивать этапы работы.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, презентация, приложения (материал для групповой работы)

Ход урока

Вступительное слово учителя

- Представьте себе 20-летнего парня, который ушёл из дома в глухой лес, ушёл навсегда. Зачем он это сделал и как он выжил один в лесу среди диких зверей в лютые морозы? Зачем он добровольно обрёк себя на пожизненные страдания и мучения? Что это был за человек, если он сумел в одиночку, без посторонней помощи построить свою обитель? Вопросы прекратятся сами собой, если я назову его имя - Сергий Радонежский.

Проблемные вопросы:

Почему со времён ордынского ига святого Сергия называют заступником и молитвенником русской земли и миллионы людей на протяжении 700 лет идут и едут к нему за помощью в Троице - Сергиеву Лавру, духовное сердце России? Почему говорят, что если погибнет основанная им Троице - Сергиева Лавра, где хранятся мощи великого святого, то погибнет Россия?

-Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы, обратившись к страницам подвижнической жизни великого святого Русской земли - Сергия Радонежского.

Первое описание жизни Сергия Радонежского - его житие - было составлено в 1418 году, через двадцать шесть лет после смерти святого, известным древнерусским писателем Епифанием Премудрым - учеником Сергия, знавшим его в последние годы жизни. Чтобы составить житие как можно более полно, Епифаний долгое время собирал материалы. Он указывает источники, которыми пользовался: «Что-то я от старцев слышал, что-то своими очами видел, что-то от самого слышал, что-то узнал от тех, кто немалое время был его учеником (…) что-то слышал от его старшего брата Стефана».
Таким образом, «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого в значительной степени является документальным повествованием.

Групповая работа: ученики , работая с различными источниками , отбирают материал по темам: 1) Детство Варфоломея

2)Монашеская жизнь

3) Служение Отечеству

Группы представляют свои материалы

1-я группа Детство Варфоломея. Первые чудеса.

1-й ученик: Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Русская Церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Когда мальчик подрос, семейство перебралось из Ростова Великого в принадлежащее им село Радонеж, где мальчик Варфоломей рос, воспитываясь, как и все тогдашние дети, в сельской простоте.

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром.
В отличие от своих успешных в учебе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Сколько ни бились его наставники, книжная наука не давалась Варфоломею.

Прослушивание отрывка из книги Л. Нечаева « Повесть о Преподобном Сергии Радонежском»

Слайд Картина М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Звучит стихотворение

Я вижу, словно наяву,

Лицо ребёнка,

Глаз изумлённых синеву

И облик тонкий.

Он плоть от плоти той земли

И кость от кости,

Где осень, вётлы, журавли,

Крест на погосте.

И пусть он хрупок, робок, мал

Ещё сегодня,

Но выбор на него упал

Уже Господний!

Он землю русскую спасёт

Святой молитвой,

И с именем его народ

Пойдёт на битвы.

2-й ученик: С этого дня все изменилось: Варфоломей легко и быстро всему учился. Вскоре он перегнал в школе всех товарищей. Мальчик все больше и больше любил молиться Богу, стал поститься, всегда был послушным и ласковым. Никогда не сердился на братьев, даже когда они его обижали, сам никого не обижал, не жаловался на других, все кротко терпел и не плакал. При виде бедных и несчастных раздавал им милостыню.

2-я группа Монашеская жизнь

1-й ученик: Братья Варфоломея женились, а сам он стремился к иноческой жизни. После смерти родителей он отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Варфоломей убедил своего старшего брата, овдовевшего Стефана, ставшего монахом, основать пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец (холм возвышался над соседней местностью в виде маковки) посреди глухого Радонежского бора. В 1330-х годах на этом месте им была построена небольшая деревянная церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм во имя Святой Троицы.

2-й ученик: Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей принял постриг под именем Сергия. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыне. Было ему в ту пору 23 года.

Сергий жил в лесу один среди диких зверей, ведя аскетический образ жизни и молясь за Русь. Один медведь взял в обычай приходить к Преподобному. Каждый день оставлял Сергий кусок хлеба для него на пне или колоде. Иногда отдавал последний кусок и сам предпочитал голодать, нежели не накормить зверя.

1-й ученик: Не более двух-трех лет прошло со времени поселения Сергия в глухих лесах радонежских, как в Радонеже и соседних селах заговорили о молодом пустыннике. Один за другим стали приходить к нему иноки, сначала ради душеполезной беседы и совета духовного, а потом и поселились рядом.

Игуменом образующегося монастыря стал Митрофан. Он был игуменом всего около года. По настоянию братии и благословлению епископа Афанасия Сергий стал игуменом созданного им же монастыря. Он управлял монастырем посредством своего примера: строил келии, рубил и колол дрова, носил их к келиям, молол в ручных жерновах, пек хлеба, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил на гору воду в двух водоносах, переписывал церковные книги.

2-й ученик: Сергий запретил принимать подаяние и установил правило, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Он посылал своих братьев помогать селившимся поблизости крестьянам по хозяйству, что имело большую воспитательную пользу.

Перестроенные на новых принципах монастыри - общины Сергия и его учеников - явились островками жизни и просвещения; они развивали земледелие, строительство, ремесла и закладывали основу государственности на духовных основах. С этих духовных обителей началось строительство новой Святой Руси. Сергий Радонежский явился первым духовным общинником Земли Русской.

1-й ученик: Постепенно слава церкви росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь вскоре обратилась в богатый монастырь.

Слава святых и великих подвигов Сергия дошла до Константинополя. Патриарх Филофей прислал ему в благословение дары - крест, параманд, схиму и грамоту.

3-я группа: Служение Отечеству

1-й ученик: Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны - в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию.

2-й ученик: Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский.

1-й ученик: Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси. Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско.

2-й ученик: Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину - дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.

Просмотр видеофрагмента «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву

1-й ученик: Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Все время, пока шла битва, в Троицкой обители Сергий и братья молились за русское войско. Русские воины одержали на Куликовом поле победу, положив начало освобождения Руси от монголо-татарского владычества.

После Куликовской битвы князь Дмитрий Донской стал относиться с еще большим благоговением к игумену Сергию.

2-й ученик: Венцом всех благочестивых подвигов Сергия Радонежского было чудесное видение Богородицы. Однажды ночью Сергий молился в келье. Ослепительный свет залил комнату. Богоматерь, коснувшись Сергия, упавшего на колени, сказала, что его молитва услышана, и отныне его обитель будет изобильна и будет находиться под ее покровом и защитой. Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергий основал еще несколько монастырей (Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и другие.

25 сентября (8 октября - по новому стилю) 1392 года Сергий скончался в Свято-Троицком монастыре. Накануне кончины Преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» По традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. Через 30 лет, 18 июля 1422 года, были обретены нетленными мощи Сергия Радонежского. 8 октября и 18 июля являются днями памяти Святого.

Ответы на проблемные вопросы

-Почему в 2014 году мы отмечаем 700-летие игумена русской земли Сергия Радонежского?

- Почему со времён ордынского ига святого Сергия называют заступником и молитвенником русской земли и миллионы людей на протяжении 700 лет идут и едут к нему за помощью в Троице - Сергиеву Лавру, духовное сердце России?

- Почему говорят, что если погибнет основанная им Троице - Сергиева Лавра, где хранятся мощи великого святого, то погибнет Россия?

Сергий Радонежский… Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого. Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому можно сказать, что учение Преподобного Сергия Радонежского - это его жизнь.

Рефлексия

Звучит песня

Тихий свет на Маковце-горе

Над обителью, что радуга, цветет:

Это инок Сергий на заре

Троице молитву воздает.

Инок встанет, принесет воды,

Дров наколет, хлебы испечет, -

И за все нехитрые труды

Благодарность Богу вознесёт.

Затеплит лампады у икон ,

Вспомнит тех , кто страждет и гоним .

По утрам над храмом перезвон:

Ангел Литургию служит с ним!

А случится - вдруг заглянет зверь

Из лесу, свирепый и большой, -

Отворит медведю инок дверь,

Хлеб разделит, напоит водой.

Инок Сергий тих и молчалив,

Но по всей Руси идет молва:

Чудотворен свет его молитв,

Сила благодатная в словах!

Тихий свет на Маковце-горе

Радугой цветет над всей землёй:

Это инок Сергий на заре

Молится с небес о нас с тобой!

«Отче наш! Молению внемли!

Дух Святой, очисти и спаси!

Сыне Божий! В этот грозный час

Не остави каждого из нас!»






Приложения

В 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения Святого Преподобного Сергия Радонежского, вошедшего в историю России как «игумен земли русской». Слово «игумен» означает «настоятель православного монастыря». Имя «игумен земли русской» символично отражает то, как современники и потомки воспринимали Сергия Радонежского, основателя Троицкого монастыря под Москвой (ныне - Троице-Сергиевой Лавры - духовного сердца России), духовным учителем всего народа Руси. «Еще при своей жизни Радонежский игумен становится игуменом всей Русской земли, общенациональным духовным лидером, великим старцем, к ногам которого припадают и князья, и бояре, и священнослужители, и купцы, и простые крестьяне. Обладая подлинной духовной свободой, Преподобный Сергий самим своим поведением, самим внешним обликом воспитывал людей, и это не могло не сказаться на внутреннем духе всего народа, нашедшего в себе силы противостать иноземному игу». (Из Послания Святейшего Патриарха Кирилла к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.)

Огромен вклад Преподобного Сергия в укрепление российской государственности. Именно благодаря Сергию на Руси произошло духовное перерождение после долгого и тяжелого ига Золотой Орды. От Сергия было дано Дмитрию Донскому, великому князю Московскому, благословение на начало Куликовской битвы. Духовная смелость Преподобного Сергия помогла Руси одержать победу в двухсотлетнем противостоянии с Ордой. «Как духовное завещание Святого звучат ныне его слова, донесенные до нас благочестивым преданием: "Любовью и единением спасемся". Это назидание особенно актуально сегодня. Мы - наследники Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую историю и культуру, мы должны делом и самой жизнью являть "единство духа в союзе мира" (Еф. 4:3), противостоя розни века сего». (Из Послания Святейшего Патриарха Кирилла к 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.)


8

© 2010-2022