Опыт всему учитель. (обобщение собственного опыта)

Мой педагогический опыт насчитывает 17 лет, из них 12 лет я преподаю русский язык и литературу. За эти годы в школе многое изменилось и изменилось к лучшему, но я убеждена, что ведущая роль в процессе обучения по - прежнему принадлежит Учителю. Педагог не только учит, но и учится сам постоянно, непрерывно: Саратовский институт повышения квалификации по программе  «Теория и методика преподавания русского языка и литературы»  2011 год, ГАОУ ДПО Саратовский институт повышения квалификации и перепод...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт всему учитель.

Юлий Цезарь

Мой педагогический опыт насчитывает 17 лет, из них 12 лет я преподаю русский язык и литературу. За эти годы в школе многое изменилось и изменилось к лучшему, но я убеждена, что ведущая роль в процессе обучения по - прежнему принадлежит Учителю. Педагог не только учит, но и учится сам постоянно, непрерывно: Саратовский институт повышения квалификации по программе «Теория и методика преподавания русского языка и литературы» 2011 год, ГАОУ ДПО Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по ДПОП «Реализация ФГОС в процессе преподавания русского языка и литературы» 2012 год, а также участие в конференциях, педагогических чтениях, семинарах. Знания, полученные в 2012 году на курсах по реализации ФГОС, применяю в этом году на практике в 5 классе. Программа в рамках ФГОС по русскому языку и литературе насыщенная и интересная. Мы привыкли к традиционной системе обучения, которая базируется на принципе доступности; в ней ученик выступает в роли объекта ПД; обучение ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания; решая конкретно - практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; в результате формируется индивид - человек, способный к исполнительской деятельности.

Инновационное же развивающее обучение, (я уже достаточно хорошо освоила его приемы) опирается на зону ближайшего развития;

учащийся действует как субъект собственной УД;

нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

на первый план выступают учебные задачи, решая их, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности;

формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. Конечно, я отдаю предпочтение в работе с классом инновационному развивающему обучению.

Принимая участие в работе ШМО, я выступаю с докладами, участвую в работе экспертных комиссий, групп, жюри олимпиад и конкурсов, кроме того провожу открытые уроки и занятия, выступаю на педсоветах, научно - практических конференциях, семинарах муниципального и регионального уровня. (Сертификат за участие в семинаре «Развитие речемыслительных и коммуникативных умений в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе и ГИА в 9 классе»).

Достигнуты определенные успехи: Сертификат за участие в муниципальном конкурсе «Педагогический олимп» (номинация «Учитель нового поколения», Благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок», Сертификат куратора за проведение Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку 5 -6 классов.)

В качестве классного руководителя я организую социально - значимые мероприятия с учащимися, активно участвую в жизни школы и поселка. Это участие в областном конкурсе «Лучший ученический класс» (Грамота за победу в номинации «Класс с высокой творческой активностью - май 2011 года»), были проведены акции: « поздравление ветеранов педагогического труда с профессиональным праздником», акция «Забота» (помощь пожилым людям), акция «Помощь погорельцам», пополнение фонда школьного музея, поддерживаю увлечения учащихся спортом.

Большая целенаправленная работа ведется с родителями: классные родительские собрания, индивидуальные беседы, встречи с замечательными людьми, походы на природу родителей совместно с детьми.

С помощью просвещения я готовлю из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив.

На протяжении нескольких лет веду элективные курсы в 9 классах, программа которых направлена на подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ, развитие речи воспитанников.

В моей деятельности большое внимание уделяется внеурочной и внеклассной работе с детьми (подготовка к конкурсам, викторинам, олимпиадам, кружковая работа, участие в предметных неделях, праздниках). (См. приложение № 1.«Внеурочная деятельность учащихся как средство развития их социальной компетентности»).

Важная роль принадлежит развивающему обучению, способствующему развитию интереса учащихся к русскому языку и литературе, любви к чтению, умению анализировать прочитанные тексты, формированию собственного мнения по проблемным вопросам.

Вся работа проводится с учетом индивидуальных особенностей учащихся, это использование методик личностно ориентированного обучения, дифференцированного подхода к различным категориям обучающихся (слабоуспевающие, учащиеся, пропустившие занятия по болезни, одаренные дети).

Методическая тема, над которой я работаю в течение 7 лет, весьма многогранна: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы». Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения не только русскому языку, но и другим предметам, поэтому я поддерживаю тесный контакт с коллегами. За годы работы накоплен дидактический материал, имеются методические разработки уроков, обобщен опыт работы по теме и опубликован в электронных СМИ в социальной сети работников образования. ( Свидетельство о публикации 2011 год). Свои методические работы - «находки», опыт я размещаю для свободного ознакомления на страницах СМИ «Педагогический мир», «Социальная сеть работников образования»:

pedakademy.ru

nataljasizova.pedmir.ru/‎

/nsportal.ru/sizova-nata

Цель уроков развития речи - сформировать у учащихся потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное обращение с ним, необходимость в разнообразных знаниях, постоянном их пополнении.

Каждый урок русского языка - это не только реализация намеченных целей, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся.

Цели и задачи, которые я ставлю перед собой, направлены на воспитание и образование личности, формирование духовно - нравственных качеств человека, его мировоззрения, развитие творческих способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, формирование коммуникативной культуры, культуры речевого общения:

  1. воспитание через уроки русского языка и литературы духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина, патриота своей страны;

  2. общее образование школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой художественной культуры;

  3. овладение системой знаний, языковыми, речевыми умениями и навыками по предметам, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

  4. развитие речевой культуры учащихся.

В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя.

Сотрудничество осуществляется через диалог равноправия - такую организацию речи, при которой активны в равной степени все ее участники.

На уроках развития речи я использую музыку, живопись, образцы художественного слова, поскольку они дают возможность раскрепостить ученика, будят в нем творческое начало, мотивируют его речевую деятельность.

Виды работы по развитию речи разнообразны: письмо по памяти, инсценирование, ролевая игра, дидактические игры, дискуссии.

Одним из интересных и любимых видов развития речи является сочинение сказок на лингвистические темы. Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Лингвистическая сказка - один из путей развития интереса учащихся к урокам русского языка. Это богатый материал, дающий учителю возможность создавать на уроках объяснения нового материала постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном ракурсе, работать над развитием воображения школьников. Детская фантазия поистине безгранична, а лингвистическая сказка - это еще один шаг вперед на трудном пути развития речи. Я рассказывала о своем опыте по данной теме учителям русского языка и литературы на РМО, коллегам на ШМО, выступила с докладом на муниципальных педагогических чтениях -2013 (Грамота 2 место).

Применение современных образовательных технологий способствует повышению качества знаний учащихся, просматривается положительная динамика индивидуальных учебных достижений обучающихся последние 3 года(Приложение № 2)

Мои ребята постоянно принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня: «Русский медвежонок», «Золотое руно», « Проба пера», «Литературное краеведение», « Грамотей - марафон», «Талантоха», «Золотое перо», занимая призовые места (дипломы, сертификаты, грамоты).

«Чтение - вот лучшее учение!» - восклицал А.С.Пушкин. С этим высказыванием нельзя не согласиться. Читая, человек становится духовно богаче, поэтому своих учеников я стараюсь приобщить к чтению, помогаю открыть удивительный мир книги. С этой целью организую встречи с библиотекарем, вечера, посвященные творчеству писателей, поэтов, гостиные (Памяти Высоцкого), дискуссии по прочитанным книгам, конференции. Эта многоплановая работа дает положительные результаты. Учащиеся с огромным удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, пробуют сами сочинять стихи, анализируют самостоятельно прочитанные произведения (отзыв о книге О.Дзергун, отмеченный грамотой за 2 место на муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных читателей «Живая классика - 7» - «Книга, повлиявшая на мою жизнь», исследовательская работа по книге В.И. Россашанского «Феномен Гагарина» Дасова С. - сертификат участия 2012 год - во II Саратовском региональном этапе Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, муниципальный конкурс « Литературно - художественное творчество» номинация «Проба пера. Проза» - Паршин Д - 1 место, Дасов С - 2 место, Залесская Т, Дзергун О - 3 место, литературное краеведение - областной литературно - краеведческий праздник, посвященный 120-летию К.А. Федина - Кинскалиева Д - диплом 2 место.

На уроках развития речи предоставляю учащимся возможность опробовать свои силы не только в прозе, но и в стихах. Конечно, далеко не все стихотворные попытки можно назвать стихами, но для меня важно то, что у школьников возникло желание «попробовать своё перо».

Стихи ребята продолжают писать и для себя. Некоторые не раз приносили в класс свои заветные тетрадочки с юношескими пылкими стихами. Отрадно сознавать, что дети пытаются выразить себя в слове.

Ежегодно в школе проводится конкурс на лучшее чтение стихов собственного сочинения, ученики принимают участие в литературных праздниках в номинации «Юный поэт и прозаик», где ребята могут проявить себя, а работы юных писателей и поэтов оформляются в альбом.

Необычные уроки развития речи помогают ребятам открыть в себе способности, о которых раньше не подозревали. Стихотворные импровизации приближают учащихся к поэтической речи, обогащают их речь, воспитывают вкус и внимание к русскому слову.

Необходимо отметить, что использование технологии критического мышления, которая является общепедагогической, надпредметной

(разработана в конце 20 века в США - авторы: Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит, в ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающегося обучения), дает свои положительные результаты. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она помогает освоить базовые навыки открытого информационного пространства, развивать качества гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. (См. приложение №3 )

В основе технологии - базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов: «вызов»: (активизируются имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения материала), «осмысление»: (содержательный, направленная работа с текстом, причем это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал), «рефлексия» (размышление о личностном отношении к тексту).

Организация урока напоминает коллективный способ обучения, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Тексту отводится приоритетная роль: читаем, пересказываем, анализируем, трансформируем, интерпретируем, дискутируем и сочиняем. Ученику надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить его ясно, доказательно, уверенно. Очень важно слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Моя роль - координирующая.

Проследим за работой в классе: ученики читают текст, слушают мое объяснение, пытаются услышать ответы на поставленные ими вопросы. Я предлагаю ученикам во время чтения делать карандашные заметки на полях: («+» - я это знал, «v» - это новая информация, «?» - это мне непонятно. Дети записывают в одну колонку слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии или позволяющие разрешить возникшие противоречия, а также основные слова, характеризующие новую информацию. Особенно ценны вопросы, которые рождаются у учеников. Сначала предлагаю ключевые слова (что? почему? каким образом? чем вызвано?), затем ученики сами справляются с формулировкой вопросов как простых, так и сложных. Учащиеся ищут ответы в тексте, оперируя цитатами. Это крайне важно, ведь школьники не просто слушают или читают текст, а преломляют новый материал сквозь призму своих целей, вопросов. Замечаю, что мои учащиеся со временем более вдумчиво читают, внимательнее слушают, умело формулируют вопросы и стремятся не ограничиваться только учебником.

Интерес к материалу урока - одно из непременных условий его понимания и усвоения. Развитию глубокого интереса к содержанию урока способствует применение ИКТ.

К несомненным достоинствам такой формы проведения занятий можно отнести стимулирование интереса к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;

исследовательский характер;

развитие навыков коллективной работы;

сотрудничество между учащимися и учителем.

Часто использую электронные материалы в образовательном процессе:

- Электронное пособие «Русский язык. Сложные вопросы подготовки к ГИА и ЕГЭ».

- Электронное пособие «Русский язык. Дидактический и раздаточный материал.

- Электронное пособие «Литература. 8-9 классы: поурочные планы к учебникам под редакцией В.Я.Коровиной».

В планах - конспектах представлены разнообразные формы, методы, приемы работы, способствующие развитию интереса учащихся к данному предмету, любви к чтению и воспитанию на этой основе подлинно талантливого читателя. В диски включены уроки-концерты и литературно-музыкальные композиции, посвященные творчеству А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, С.А. Есенина, дискуссии по произведениям Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова. Представлены также практикумы по литературоведческому анализу произведений, которые способствуют литературному образованию в школе. Использую на уроках электронные формы контроля как самостоятельно разработанных тестов, так и взятых на сайте

vneuroka.ru/.

Одной из традиционных форм работы на уроке остаётся игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и закладывая фундамент игровой культуры.

Я использую дидактические игры - они развивают интерес к предмету. (См. приложение № 4)

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. В моей копилке: схемы, таблицы, занимательные задания с последующей проверкой, кроссворды, иллюстрации, рисунки, тесты - все это экономит время, формирует орфографическую зоркость, воспитывает интерес к уроку.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать иллюстративно-информационный материал, развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку и помогает разнообразить формы работы по развитию речи.

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разносторонние интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).

Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебника или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, "извлечь" любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.

Информационные технологии применяю для всех типов уроков:

  1. изучения новых знаний и формирования новых умений;

  2. практического применения знаний, умений;

  3. обобщения и систематизации изученного;

  4. контроля и коррекции знаний, умений;

  5. комбинированных (смешанных).

На всех этапах уроков русского языка и литературы возможен такой инструмент исследования (в качестве источника дополнительной информации по предмету, способа самоорганизации труда и самообразования, возможности реализации личностно-ориентированного подхода в образовании), как электронная домашняя работа, презентации, тесты.

На уроках русского языка и литературы широко применяю компьютерные программы, разного вида презентации, видеоуроки с использованием мультимедийного проектора. Применение ИКТ на уроках дает:

  1. развитие умения учиться самостоятельно;

  2. развитие творческого потенциала личности;

  3. ликвидацию пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам;

  4. удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьников.

Стараюсь не злоупотреблять временем, отведенным работе с презентацией. Необходимо чувство меры. Учу ребят самих составлять презентации, ведь все ученики класса имеют домашние компьютеры. При планировании содержания презентации предлагаю ученикам заняться мозговым штурмом и изложить на бумаге свои идеи. Лучшую выбираем. Совместное моделирование правила сначала на бумаге, а затем на компьютере помогает лучше запомнить его. В моей педагогической копилке появились разработки уроков - презентаций, на которых решаются следующие задачи:

  1. Учебные - изучить и закрепить основные навыки работы с компьютером:

  2. Воспитательные - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни

  3. Развивающие - развитие логического мышления, навыков поисковой деятельности, расширение кругозора.

Урок - презентация - это урок приобщения школьников к творческой деятельности на учебном материале. Это урок сотрудничества учителя и учеников.

  1. Презентация интересна и для учащихся, и для учителя.

  2. Презентация - обучающая, развивающая и воспитывающая.

  3. Тема презентации - логический мостик между уже изученным и новым материалом

  4. Презентация - коллективное творческое дело учащихся и учителя.

  5. Главные мысли повторяются несколько раз, выписываются учениками в специальные тетради - справочники.

Самостоятельно созданные презентации учащихся после моего просмотра и одобрения использую на разных этапах урока:

- на этапе целеполагания и выведения темы урока;

- при организации словарной работы;

- при изучении нового материала, при закреплении;

- на этапе контроля.

На каждом уроке я ставлю цель: развитие речи детей. Для развития их речевой памяти и языкового чутья предлагаю следующие упражнения:

Какие из приведённых оборотов являются правильными, а какие - ошибочными?

Маслить маслом, варить варенье, работать работу, угощать гостей, петь песни, жарить жаркое, писать письмо.

  1. Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.

А) Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших героев-космонавтов.

Б) Он вполне ясно объяснил нам это.

В) В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.

Упражнения, при проведении которых обращается внимание на функционально-стилистическую и тематическую закреплённость анализируемых слов, на обычность-необычность их употребления в речи, также интересны детям:

Например: Вставьте подходящие слова в данные словосочетания.

(Волнистая, волнующая, волновая) поверхность реки, природа звука, равнина.

У него был (волнистый, взволнованный) вид, волосы.

2. Докажите, что разница в значении выделенных слов зависит от особенностей их образования.

Луна высветила деревья. Луч карманного фонаря высветил на стене кем-то написанные слова. Ёлка затеняла молодой берёзе солнце. Низкие рыхлые облака затемнили солнце, делая его медно-красным.

3. Замените описательные обороты в портретной зарисовке человека сложными словами, при этом следует несколько изменить порядок слов.

Навстречу нам шёл коренастый человек, с широкими плечами, с чёрной бородой. Его лицо с белыми зубами озаряла улыбка, которая говорила о его любви к жизни и к людям. С первых слов мы поняли, что наш новый товарищ обладает острым умом.

4. Составьте предложения на тему «Весенний лес», употребив сложные существительные и прилагательные, образованные на основе следующих сочетаний слов: с длинным хвостом, зеленые листья, разный цвет, много голосов, листья падают, громкий голос.

5. Опишите своё поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти забытую в своей комнате вещь. С помощью каких приставок в глаголе бегать вы опишите свои движения?

На мой взгляд, необходимы на уроках и такие упражнения, которые направлены на усвоение учащимися ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова. Смысл этих упражнений в предупреждении грамматических ошибок, устранении их в речи школьников.

Составьте предложения на тему «В магазине» со словами: апельсины, абрикосы, мандарины, яблоки, фрукты; помидоры, баклажаны, килограммы (во мн. числе, в род. падеже).

Хорошее средство для выработки у учащихся навыков создания собственных текстов - свободный диктант по репродукции картины или художественной фотографии, он даёт образцы для будущих сочинений, приобщает детей к изобразительному искусству. В процессе чтения текста и анализа картины обращаю внимание на использование разнообразных средств языка для выражения той или иной мысли, предлагаю найти в тексте точные, выразительные слова для передачи содержания живописного полотна. Конечно же, ученики воспроизведут эти выражения и слова в своём тексте. В результате процесс формирования речевых и правописных навыков будет проходить параллельно.

При выборе картины учитываю возрастные особенности учащихся. Так, например, пятиклассникам более понятны картины с ярко выраженным сюжетом. В 7 классе использую картины всех жанров. Многое дают для развития фантазии, воображения и речи детей экскурсии в природу, беседы о нашей Родине, крае.

На уроках развития речи возможно и использование музыки. После прослушивания музыкального произведения ребята в устной и письменной форме передают возникшие в их воображении картины, делятся своими раздумьями, чувствами. Например, предлагаю учащимся такие задания:

1. Послушайте «Тройку» Г.Свиридова. Расскажите, какая картина возникла перед вами. Нарисуйте иллюстрацию к услышанной музыке.

2. Послушайте «Прелюдию» С.Прокофьева. Какие весенние звуки вы услышали в музыке? Напишите сочинение, передайте словом звуки весенней природы.

Применение предложенных упражнений помогает ученикам овладеть эмоциональной стороной речи и увидеть силу родного слова, дает почувствовать себя творческой личностью, способствует развитию речи учащихся, а также знакомит их с шедеврами русской и зарубежной музыки.

Разнообразие форм и методов обучения - одно из необходимых условий повышения интереса к предмету. «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - говорил Ф.И.Буслаев.

В своей работе стремлюсь к тому, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, сотрудником учителя, участником учебного процесса. Сотрудничество осуществляется через диалог равноправия, такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники. Формой демократического общения учителя и учеников является, на мой взгляд, дискуссия; её я использую на уроках в 7-8 классах. В качестве тем уроков-дискуссий в рамках действующей программы по русскому языку могу предложить следующие: «Односоставное или двусоставное?», «Это сложное предложение сложносочиненное или сложноподчиненное?» (классификация сложных предложений в русском языке), «Сколько частей речи в русском языке?», «Многозначность или омонимия?», «Своё и чужое в русском языке» (об отношении к заимствованиям), «Почему нужно учиться говорить правильно?», «Чистота речи - не однообразие ли это?», «Красноречие - для всех или для избранных?»

На уроке инсценирования произведений разыгрываются речевые ситуации, включаются элементы диспута, дискуссии, используются различные виды изложений и сочинений. Вызывает интерес учащихся и такая работа:

Тихо струи (тся, ться) река с..ребристая

В царств.. вечернем з..леной весны.

Со(?)нце сади (тся, ться) за горы л..систые,

Рог золотой выплывает луны.

(С.Есенин)

Задания.1.Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы. Выпишите все словосочетания.2.Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти. Проверьте себя и оцените работу.3.Является ли отрывок текстом? Определите стиль речи.

Формируют речевые умения и навыки такие упражнения учебника как сочинение-миниатюра, при выполнении которых у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу стиль и тип речи, наиболее подходящие языковые средства. На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого - языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определенных тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок.

Например: Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения? В каких ситуациях люди задают друг другу вопросы? Продолжите текст. Какова его тема и основная мысль?

Люди постоянно задают друг другу и самим себе множество вопросов…

Формированию навыков монологической речи способствуют упражнения «Устное высказывание». Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Помимо заданий, указанных в учебнике, обращаю внимание учащихся на композицию и синтаксическое построение текста, провожу беседу по таким вопросам:

1.Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

2.Каова роль этого предложения в тексте?

3.Что представляет собой этот текст - описание, повествование, рассуждение? Почему?

После такой подготовительной работы следует составление плана в соответствии с композицией текста и устное высказывание. В центре внимания учителя - работа по формированию у учащихся умения облекать свои мысли в адекватную содержанию языковую форму, а для этого требуется навык соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание, и языковую форму отдельных частей, и всего высказывания в целом.

Необходимо отметить, что в учебник под редакцией С.И.Львовой включены тексты для изложений. Наличие текста в учебнике влияет на методику проведения изложения. Она становится более гибкой, более эффективной.

Итак, для меня крайне важно сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное с ним обращение, наконец, потребность в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении.

Каждый урок русского языка - это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся.

Работе над развитием речи я учусь у педагога с большим стажем и огромным опытом Попельнюк Л.И. - учителя русского языка и литературы. К ней всегда можно обратиться за помощью по любому вопросу. Любовь Ивановна скрупулезно работает над каждым словом, доводя до сознания учащихся его значение. Ее урокам развития речи свойственны высокая моторная плотность, разнообразие форм и видов деятельности учащихся.

Технологии в преподавании русского языка. Каковы новые образовательные технологии? Конечно, многие отдают предпочтение использованию ИКТ (выше об этом говорилось ).

В своей практике я использую ряд современных технологий и уже убедилась в их эффективности.

Это модульное обучение, технология проектного обучения, исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, игровые, информационные, технологии критического мышления.

Технология разноуровневого обучения

Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, поэтому резко возрастают перегрузки учащихся и снижается мотивация учения.

Данная проблема в технологии разноуровневого обучения решается введением так называемого базового уровня: одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, я ориентирую их на различные уровни требований к его усвоению.

При этом обязательно овладение всеми учениками общим базовым уровнем подготовки.

Эта технология воплощают гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике, так как ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях.

Технология обучения в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Объединяю ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и даю им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но и, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных учащихся все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабые ученики досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве. Представьте себе, что вы знакомите ребят с новым грамматическим материалом. Времени на объяснение отводится не так уж много. При этом очень важно, чтобы новое грамматическое явление было осмыслено правильно, ибо от этого во многом зависит дальнейшее овладение навыком. Значит необходимо организовать практику по формированию ориентировочной основы действий (ООД). Такая практика, устная или письменная, требуется каждому ученику группы. Если ребята будут работать фронтально, то слабые ученики рискуют не понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале. В малых же группах, организуемых так, чтобы в каждой группе, состоящей из 3-4 человек, обязательно был сильный ученик, средний и слабый, при выполнении одного задания на группу, учащиеся ставятся заведомо в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу. Это не обязательно отметка (в баллах). Это могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания, поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Могу уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.

Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л. С. Выготским. Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик находился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.

Остановлюсь на некоторых этапах урока, важных для развития речи с использованием деятельностного подхода к обучению.

Познание начинается с импульса, дающего толчок к работе всех сфер человека в логико-эмоциональном единстве. Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать - мне это интересно!) Четко формулируется цель урока. Следующий этап работы - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Я предлагаю систему вопросов и заданий, подводящих детей к "открытию" нового знания. В завершении обсуждения подвожу итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.

Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог с классом - это диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект деятельноcтного метода. Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться). На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели. Он дает возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, в соответствии с единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

Очень многое модульное обучение использует из программированного обучения. Это, во-первых, планирование действия каждого ученика в определенной логике, во-вторых, опора на активность и самостоятельность действий, в-третьих, учет индивидуализированного темпа обучения и, в-четвертых, постоянное подкрепление, которое осуществляется путем сличения (сверки) хода и результата деятельности, самоконтроля и взаимоконтроля. В качестве основы выделяется учебный модуль, который включает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы учителя по успешной ее реализации. Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый тематический блок укладывается в жесткие временные рамки двухчасового занятия. Для лучшего усвоения содержания тематического блока важны этапы жесткой структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий; заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения.
При помощи модулей управляется процесс обучения. На самом учебном занятии моя роль заключается в формировании положительной мотивации ученика, в организации, координации, консультировании, контроле.

Мастерская - необычная форма проведения урока - получила развитие в практике французских педагогов, представителей группы нового образования (П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже). Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.

При традиционной организации процесса обучения источником знания всегда является только учитель. В мастерской же создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход обучения на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.

Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы); работая вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.

Официальное оценивание работы ученика (не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал) исключается, но социализация, представление работы всему классу дает возможность самому ученику оценить ее достоинства, изменить или исправить.

Одной из особенностей работы мастерской является то, что учитель как оратор, рассказчик нужен ученикам лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. Однако открытия непременно ждут ученика в мастерской. Сравнивая свои старые знания по какой-то проблеме с новым знанием, которое он «добыл» сам, ребенок раскрывается, начинает верить в свои возможности. И это главное.

Технология проблемного обучения - форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы - это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя - уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылают. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название темы устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

Здоровье сберегающие технологии (См.приложение № 5)

Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровье сберегающим технологиям.

Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, я строго соблюдаю объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе в течение урока провожу физкультминутки (2-3 раза), делаю игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты), а также эмоциональные разрядки: поговорки, веселые четверостишия, юмористические или поучительные картинки, необходимые для снятия умственного напряжения и утомления.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, поэтому стараюсь на протяжении урока сохранять доброжелательный и эмоциональный тон - важный момент здоровьесберегающих технологий.

При ведении уроков и в общении с детьми учитываю индивидуальные особенности детей, контролирую гигиенические условия кабинета (чистоту, температуру, свежесть воздуха, рациональное освещение) и приобщаю детей к гигиене и чистоте. Организую встречи и беседы с медицинскими работниками местного ФАПА.

Вся мебель и оснащение кабинета соответствуют нормам СанПиНа.

ШМО во главу угла своей работы поставило освоение приемов критического мышления. Помимо докладов, лекций, я и мои коллеги делимся своими успехами. На моих уроках прочно утвердились такие приемы, как «Шесть шляп мышления», «Знаю», « Хочу узнать», « узнал», «Синквейн».

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы ).

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Белая шляпа

Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа».

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и - объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Герасим возвращается в деревню, потому что..».

Красная шляпа

Это - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление ), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал "Поединка" вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

Зеленая шляпа

Это - творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа

Это - философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой - походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй - вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними - последнее слово.

Прием «Знаю - хочу узнать - узнал»

Таблица «З-Х-У» («Знаю - Хочу знать - Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы - «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Учащимся 5 класса очень нравится составление синквейна.

Синквейн

1. Одно слово - имя существительное - тема синквейна

2. Два слова - прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова - глаголы

4. Четыре слова - предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово - ассоциация к первой строке - теме синквейна.

(См.приложение № 6).

Я уверена, что в каждом ребенке заложен высокий творческий потенциал. Развивать задатки и способности учащихся - мой долг. Творческая личность. Какая она?

Третий год я руковожу работой кружка «Художественное слово» при Доме Культуры. С радостью наблюдаю, как в творческой атмосфере раскрывается и расцветает Личность.

Занятие кружка - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдают их внимание и интерес к происходящему. Это особый театр, где импровизация - душа всего. Кажется, режиссер готов к любому изменению в «сценарии», предвидит реакцию актеров на некоторые вопросы, но даже он не всегда знает все варианты разворачивающего театрального действия. Кружок «Художественное слово» - важная составляющая часть работы по формированию внутреннего мира учащихся и неоценимая помощь уроку. Разнообразны формы работы: коллективное чтение, просмотр видеофильмов, беседы, дискуссии, литературные гостиные, посещение музея. У кружковцев вызывает неподдельный интерес тематика занятий: тексты классической современной литературы, страницы Великой Отечественной войны, публицистика, литературное творчество учащихся. Результаты работы - рефераты, рисунки, сборник «Наше литературное творчество». ( См. приложение № 7)

Члены кружка под моим руководством готовят выступления к красным датам календаря: стихи, инсценировки, фрагменты сказок, зрители всегда тепло приветствуют их.

Конечно, в этой работе я опираюсь на помощь директора ДК - Ишкуловой Р.Г. Благодаря ее неутомимой энергии и поддержке ребята чувствуют себя настоящими артистами.

Одаренным детям предлагаю участвовать в создании социально - значимых межпредметных проектов. Так, Ложкина Виктория работала над очерком «Это замечательный человек» о главном редакторе районной газеты «Целинник», чье имя связано с нашим краем, - Бычкове Ю.И, создателе замечательных книг об истории Перелюбского района. На ученицу огромное впечатление произвела встреча с Бычковым, ее поразила огромная работоспособность нашего земляка, его целеустремленность. Она внимательно изучила книги Бычкова, открыла для себя его стихи, у нее сложился определенный взгляд на роль личности в истории. Работа над очерком имела успех. Ученица была награждена Дипломом победителя областного конкурса детского творчества «Саратовский край - люби его и воспевай» в рамках проекта «Имя Саратова на карте страны». (См. приложение № 8 ).

Юлдашбаева Р. отмечена за работу в международном проекте «Видеоурок» - дистанционная олимпиада по русскому языку. (Диплом 3 степени).

Может показаться, что в моей работе все хорошо и гладко. Это не так. И тревожно порой, и одолевают сомнения: правильно ли построен урок, тщательно ли подобран материал, рационально ли распределено время урока? Чем дольше работаешь, тем больше возникает вопросов. Конспект урока составляешь в соответствии с особенностями класса, ведь лучше учителя никто не знает своих учеников, их возможностей и умений.

Есть желание работать, есть необходимые условия для достижения хороших результатов.

Если организована ежедневная, кропотливая работа, совместный труд учителя, учеников и их родителей, налажена деловая связь с коллегами, администрацией, то успех обязательно будет достигнут.

Если выработан свой стиль работы, правильно определены ориентиры, то, уверяю вас, положительные результаты гарантированы.

Не открою секрета, что вся деятельность учителя должна быть согрета любовью. Любовь к детям - своего рода талант, с которым рождается Человек. Если у педагога есть такое возвышенное чувство в душе, то любовь приведет его обязательно к успеху, к вершине мастерства.

«Опыт всему учитель» - данное высказывание принадлежит Ю.Цезарю, и это истина.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Принципы, которым я следую в своей работе, просты и понятны:

  1. Удивляйся сам, удивляй других.

  2. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.

  3. Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед.

4.Развивайся сам и развивай других.

В заключение своего выступления мне хочется предложить вам самим подвести итог - составить синквейн, где будет отражена тема методического объединения. ( «Учитель»)







21


© 2010-2022